Во время избирательной кампании не менее 35 страниц в Facebook транслировали рекламу против четырех основных кандидатов в президенты: Анатолия Гриценко, Юлии Тимошенко, Петра Порошенко, а больше всего — Владимира Зеленского. По меньшей мере $250 тыс. было потрачено на антирекламу в интересах Порошенко и против его основных конкурентов.

Об этом сообщает гражданское движение «ЧЕСТНО».

Размер расходов этих страниц в марте-апреле составил $264 тыс, или 7 млн грн. Эта сумма отражает лишь минимально известный порог расходов на «чернуху», поскольку данные Facebook не учитывают оплат за продвижение этих страниц до марта. Из 35 страниц семь транслировали рекламные сообщения против Петра Порошенко. В марте-апреле на их распространение потратили более $11 тыс. (минимально доказанная сумма расходов). Больше всего, почти $8000, заплатили за продвижение рекламных публикаций на странице «АнтиПор».

Однако львиная доля расходов на «чернуху» была направлена против основных конкурентов Петра Порошенко. Более $250 тыс. ушло на распространение негативных сообщений о Зеленском, Тимошенко и Гриценко. В отношении каждого из этих политиков продвигали различные сообщения, чтобы дискредитировать их.

Относительно Зеленского распространяли информацию о том, что он наркоман, неопытный в политике и марионетка Игоря Коломойского.

Про Гриценко — о распродаже оружия во времена, когда он был министром обороны, а также о том, что его рейтинг низкий и не стоит тратить свой голос, голосоуя за него. В отношении Юлии Тимошенко — о газовых соглашениях 2009 года, связях с Путиным и Коломойским, а также об ее популизме.

Юрий Бойко стал единственным рейтинговым кандидатом в президенты, о котором в движении «ЧЕСТНО» не обнаружили масштабных оплаченных кампаний в Facebook.

Страницы транслировали рекламу против нескольких кандидатов сразу, а во втором туре были нацелены уже конкретно против Зеленского. При этом уже на 1 апреля «чернушные» страницы распространяли серию заранее подготовленных видеороликов, снятых с участием актеров, которые должны были продемонстрировать неопытность Владимира Зеленского. В частности, разыгрывали сцену с неопытным врачом , который делал хирургическую операцию, приведшею к смерти пациента. Значительная часть рекламных сообщений продвигала тезис, что Владимир Зеленский — наркоман.

Наиболее активно средства на антипиар кандидатов в президенты тратили страницы Министерство барыг, Циничный Бандера, Желтая лента, Зрада/перемога и Бойкот Партии регионов .

Как выяснило издание theБабель, в контактной информации этих страниц указан одинаковый номер телефона, принадлежащий Анне Сипачовий. Она работает в агентстве Postmen. Адрес рекламодателя также совпадает с местом расположения офиса этой компании. Postmen давно сотрудничал с Порошенко, о чем свидетельствуют финансовые отчеты за период выборов и партийные финансовые отчеты. По подсчетам theБабель, на распространение сообщений упомянутых выше страниц было потрачено около 2 млн грн ($76,3 тыс.)

Согласно подсчетам движения «ЧЕСТНО», совокупные расходы этих пяти страниц в марте-апреле составили $165 тыс., или примерно 4,4 млн грн (без затрат на создание контента, в частности видео, и оплаты услуг агентства, а также без расходов, осуществленных в марте).

Движение «ЧЕСТНО» обнаружило и другие страницы, вероятно, связаны с агентством Postmen. Так, например, как номер телефона Анны Сипачовои и адрес Postmen указанные в контактных данных страницы Zelenka. Эта страница потратила почти $35 тыс. на распространение негативных сообщений против Зеленского, поэтому общие затраты, где четко прослеживается стиль агентства Postmen, достигают $200 тыс., или 5,3 млн грн. Для сравнения: за тот же период (март-апрель) на распространение рекламных публикаций из официальных страниц Порошенко потратили 3,5 млн грн ($133,6 тыс.)

Не содержат контактных данных, но схожи по контенту на предыдущие страницы: Слуга урода, Майонезная баночка и Коломойский — президент (страница удалена). Они потратили еще по меньшей мере $40 тыс..

Движение «ЧЕСТНО» пыталось получить от Postmen комментарий, но там заявили, что комментировать не будут.

В избирательном финансовом отчете Порошенко есть платежи в пользу Postmen (4 млн грн, или $152,7 тыс.), однако они едва покрывают расходы на ведение официальных страниц Порошенко.

Теперь Ярослав Ведмедь, основатель и руководитель компании Postmen, на парламентских выборах ведет кампанию «Голоса». В партии отмечают, что сотрудничают не с Postmen, а лично с Ярославом. Также в «Голосе» говорят, что Ведмедь заверил их, что не имеет отношения к «чернухе» на президентских выборах.

Значительные суммы на рекламу против кандидатов тратили и со страниц, которые изображают из себя СМИ или даже являются ити. Так, издание 1NEWS в день тишины и в день выборов профинансировало минимум на $1000 сообщение, основанное на расследовании программы «Наши деньги с Денисом Бигусом» о сферах влияния в избирательном штабе Зеленского.

Несмотря на то, что Facebook пытается верифицировать личность плательщика за рекламу, нам пока точно не известно, кто оплачивал такие масштабные кампании по дискредитации.

Сама по себе негативная реклама против оппонентов на выборах не является проблемой, отмечают в «ЧЕСТНО». Проблема возникает тогда, когда эта агитация является неконтролируемой — как с точки зрения распространения ложной информации о политических оппонентах, так и с точки зрения ее финансирования.

В движении отметили, что сегодня можно определить только ориентировочную стоимость таких кампаний, однако не всегда можно отследить происхождение средств, которыми их оплачивали.

Этим должны заинтересоваться Центризбирком, Национальная полиция и Нацагенство по вопросам предотвращения коррупции, потому что речь идет о нарушении порядка финансирования и ведения предвыборной агитации, ведь оплачивается эта активность не из избирательных фондов.

«Однако ни те, ни другие интереса к расходам кандидатов в интернете не проявляют. Такой подход требует срочного пересмотра, поскольку это важно как точки с зрения равенства участников политических процессов, так и с точки зрения национальной безопасности. Потому что в той же мере, как на нее влияют украинские политические игроки, могут влиять и игроки за пределами Украины», — подытожили в «ЧЕСТНО».

Поделиться: