На неподконтрольных территориях мы по крупицам собираем информацию
В Верховной Раде 6 ноября прошли парламентские слушания о безопасности деятельности журналистов. Выступления касались вызовов, с которыми сталкиваются украинские журналисты сегодня, в частности, связанных с работой в зоне боевых действий и невозможностью работать на оккупированных территориях Донбасса и Крыма. Hromadske публикует выступление Алексея Мацуки, главного редактора информационного агентства «Новости Донбасса».
В течение пяти лет на неподконтрольных территориях были задержаны или арестованы около 80 журналистов, которые исполняли там свой профессиональный долг. Один из них — Станислав Асеев, который до сих пор в плену у «ДНР». Ему назначили 15 лет «наказания», как они это называют.
Мне кажется, очень важно в этом случае, чтобы группировки «ЛНР» и «ДНР» осознали и поняли, что мы здесь, на большой Украине, следим за их действиями, и любые зонтики, которые они создают для того, чтобы никакая информация утекла оттуда — все равно не работают.
Понимаю, что журналистов там осуждают не просто так. Журналисты для самопровозглашенной власти являются реальной опасностью из-за той фальшивости, которая сегодня существует там с органами управления.
Лично мне вынесен приговор, так сказать, за журналистскую деятельность на неподконтрольной территории. И в случае, если они смогут или могли бы, они бы сразу меня арестовали. И других, таких, как я.
Поэтому важно, чтобы здесь, у нас, на нашей части, в большой Украине, правоохранительные органы понимали специфику деятельности украинских журналистов на неподконтрольной территории. Важно, чтобы было осознание, что мы там, на неподконтрольных территориях, по крупицам собираем информацию, которая передает действительность и реальность, в которой оказались именно украинские граждане. А это значит, что для украинской правоохранительной системы мы не шпионы или изменники, и мы не являемся врагами украинского государства. Это нужно максимально осознать и способствовать нашей деятельности не только в зоне проведения операции Объединенных сил, но также понимать мотивы, по которым сегодня украинская журналистика работает в ужасных условиях на неподконтрольной территории.
Отдельный вопрос — трехсторонняя группа, которая заседает в Минске. Сегодня и там, к сожалению, нам трудно работать, потому что органы КГБ Беларуси сотрудничают с ФСБ, и иногда мы находимся в российских списках экстремистов. Поэтому важно, чтобы государство задавалось актуальными вопросами работы журналистов на Минской платформе.
И к коллегам-журналистам: надо отказываться от партийной самоцензуры. И надо работать в интересах нашей профессии, нашей аудитории.
Последняя реплика — о работе в зоне АТО. Мы слышали очень яркие отчеты о том, как работают механизмы нашего доступа, но есть и проблемы. Например, очень плохая координация между Министерством обороны и Министерством внутренних дел, когда у вас есть аккредитация Минобороны, но МВД постоянно останавливает на КПВВ между украинскими частями, проверяет снова и снова каждого журналиста.
Координации внутри ООС очень мало. Когда вы получаете разрешение от штаба ОС, приезжаете на место, и там необходимо снова получать разрешение, складывается такое впечатление, что нет стопроцентной заинтересованности со стороны штаба Объединенных сил, чтобы там работали независимые украинские журналисты.
Хочу подчеркнуть, что эти процедуры надо улучшать. Для этого есть платформа «Донбасс Медиа Форум». Мы приглашаем коллег, потому что именно там собираются ежегодно около 500 журналистов, которые работают со всеми этими проблемными вопросами.
- Поделиться: