Надгробие Ивасюка трижды поджигали, а Франко похоронили в чужом склепе. Экскурсия по Лычаковскому кладбищу

Почему Иван Франко похоронен в гробнице для двоих; кого из известных галичан перезахоронили через 50 лет — что вдова это застала; на чью могилу Соломия Крушельницкая везла самый красивый памятник из Италии; как украденная «плакальщица» на чужом гробе 35 лет простояла; а у кого на могиле всегда свежие цветы, хоть и прошли десятилетия после смерти?
Интересные истории, связанные с захоронениями известных украинцев на Лычаковском кладбище, для hromadske рассказала Анна Гошко — профессиональная гидесса по Львову и Украине.
Франко и после смерти нет покоя
Весеннее утро. На Лычакове спокойно: щебечут птицы, сходит первая трава. Когда здесь нет похорон, кладбище смахивает на тихий парк, где хочется просто рассматривать скульптуры, статуи и древние склепы.
Вместе с Анной Гошко сразу сворачиваем налево от ворот. Несколько десятков метров узкой дорожкой, выложенной брусчаткой. Вдоль тянутся гробницы. Экскурсоводка останавливается возле одного из них — серого, с остатками когда-то красной краски. Это семейный склеп семьи Сас-Мотычинских. Черно-белые фото мужчины и женщины хорошо сохранились. Видится надпись на польском: «То, чем вы есть, мы уже были. То, что мы есть, вы еще будете». В этом склепе рядом с чужими ему людьми похоронили поэта Ивана Франко.
В те времена это называлось «гостевой гробовец». Бывало так, что пока наследники разберутся, куда хоронить усопшего, его тело могло временно полежать в другом месте. Например, на Лычаковском кладбище существовала «гробница-гостиница», принадлежавшая местному похоронному бюро. Кладешь в нишу гроб (обязательно металлический, плотно закрытый) или ставишь его на другой гроб или пьедестал — платишь бюро, а через месяц-два забираешь. Или же сами владельцы склепов, у которых было место, предлагали его в аренду за деньги.
«Так случилось и с Франко. Его не стало 28 мая 1916-го во время Первой мировой войны. Родных возле него не оказалось. Из-за смерти старшего сына Андрея жена писателя Ольга попала на лечение в заведение для нервнобольных, где провела почти семь лет.
Дочь Анна, ранее поехавшая к родственникам в Киев, не смогла вернуться из-за войны. Сын Тарас сражался на итальянском фронте. Сын Петр пошел добровольцем в Сечевые Стрельцы. За месяц до смерти поэта он гостил дома и писал рапорт, чтобы его отпустили со службы ухаживать за тяжелобольным отцом. Но ему отказали. Он пришел уже на похороны, когда Франка выносили из дома.
Всеми формальностями с погребением занималось Научное общество Шевченко и друг и распорядитель воли Франко Карло Бандривский. Управляющий Львова не разрешил отдельное место для захоронения. Кроме того, еще бурлит война, поэтому решили: временное захоронение — в гробовце семьи, с которой Франко и знаком не был», — рассказывает экскурсоводка Анна.
Но нет ничего более постоянного, чем временное. Тело писателя лежит там 5 лет. Затем место для постоянного захоронения наконец-то выделяют — значительное по размеру, важное. Во время перезахоронения гроб все-таки открыли: а вдруг что-нибудь напутано? Та женщина, которая подвязывала челюсть выдающегося украинца платком, узнала его.
Тело Франко перенесли в гробовец, рассчитанную на двоих человек (предполагалось, что второе место — для жены), похоронили и накрыли могилу плитой.
Более десяти лет украинцы собирают средства на достойный памятник выдающемуся земляку и решают, как он должен выглядеть. В конце концов в 1933-м, через 17 лет после смерти Франко, на могиле появляется немалая фигура каменщика, лупящего скалу, как олицетворение постоянного ежедневного труда самого поэта и один из символов его творчества.
Объявляют, что официальное открытие памятника состоится в десять часов утра, но на самом деле сделали в восемь. Перенесли, потому что желающих прийти было так много, что кладбище всех не вместило бы. Ведущий мероприятия несколько часов только зачитывал надписи на лентах из каждого венка.
Жена Франко — Ольга — умерла в 1941-м, уже после того, как немцы вошли во Львов. В доме Франко в это время работал музей поэта. Ее хоронят музейные работники, потому что детей не оказалось рядом. И кладут ее не вместе с мужем, потому что не могут найти документы на гробницу.
Анна ведет недалеко от монумента с каменщиком. Там простое и скромное захоронение.
«Как говорят некоторые львовяне: жила в тени мужчины, похоронена в тени его могилы», — добавляет гидесса.
Франко так и остался одиноким в склепе на двоих.
Перезахоронила мужа через 50 лет
Недалеко от Франко, по другую сторону аллеи, могила Маркияна Шашкевича — зачинателя новой украинской литературы на Галичине. Вместе с друзьями он издал первый украинский альманах на народном языке «Русалка Днестровая». Его значимость для Запада Украины сопоставима с фигурой Тараса Шевченко. Обоих здесь называют пророками.
«Он умер в 1843-м, в 31 год, в нищете от туберкулеза, — рассказывает экскурсоводка. — Похоронили его в селе Новоселки, где у него была парафия. Положили тело в гробницу к местному шляхтичу.
Могила со временем была забыта, и когда в начале 1890-х ее приехали навестить студенты, едва нашли. Слава Шашкевича как будителя украинского сознания после смерти только росла, и поэтому решено перезахоронить его во Львове, так начав пантеон погребений выдающихся западноукраинских деятелей».
1893 год. Перезахоронение длится два дня. И это не похоронная процессия, это триумфальный въезд Шашкевича в город. Останки доставляют по железной дороге во Львов, а затем гроб везут через весь город на селянском возе, запряженном тремя парами волов.
Владимир Горынь, исследователь фигуры Шашкевича, заметил позже: «Галичане шли на Лычаковское кладбище русинами, а возвращались с кладбища украинцами».
Скульптура — босоногая плакальщица как олицетворение скорбной Галиции, оплакивающей одного из самых известных своих сыновей. Изготовленный в Мюнхене, в то время памятник считали одним из лучших в Европе.
Рядом с Шашкевичем — жена и сын. Женщина пережила обоих и даже была свидетелем перезахоронения мужчины спустя 50 лет после смерти.
Мадонна-путешественница
Напротив могилы отца Шашкевича, вглубь от главной аллеи — памятник студенту Адаму Коцку. Мама его полька, отец украинец. На надгробии надпись: «Поляг на университете во Львове».
«Это один из лидеров студенческого движения, которое в начале XX века боролось за право учиться на родном языке во Львовском университете. Юноша учился на юриста, хорошо рисовал, был общественным активистом и писал репортажи по путешествиям, в том числе из Америки.
1 июля 1910 года украинские студенты собрались на ходу по улицам, чтобы настоять на выделении украинских кафедр в отдельное учреждение. Студенты-поляки им препятствовали, возводили баррикады. Началась потасовка, стрельба. Адама смертельно ранили в голову, он умирал несколько часов на руках у матери, — рассказывает Анна. — Его похороны вылились в многотысячную манифестацию».
Речи у могилы продолжались шесть часов, свое слово прощания сказал и историк Михаил Грушевский. Закончилось захоронение исполнением песни «Ще не вмерла».
Друзья Адама организовали фонд, собиравший средства на Галичине и в Америке для постройки надгробного памятника. Скульптуру «Скорбящая Мадонна» заказали в Германии. Она склонялась над надгробием несколько десятилетий, но после Второй мировой исчезла. Нашлась в Латвии, где украшала могилу писательницы Лилии Мартинсон — целых 35 лет! Распознали ее по печати берлинской фирмы, которая изготовила оригинальную скульптуру именно для львовского студента. Украинское общество охраны памятников истории и культуры смогло добиться ее возвращения в 1990-х.
Оперная дива дает частные уроки, чтобы выжить
Соседка Франко по кладбищу — Соломия Крушельницкая, оперная примадонна. Ей достался большой талант, красота и всемирная слава. Она выступала на самых лучших сценах мира. Крушельницкую любят, дарят бриллианты и букеты в два ее роста. Она — одна из первых женщин, что управляет автомобилем, путешествует по миру, удачно выходит замуж за итальянца, живет на вилле у моря. Ее жизнь прекрасна. Но все перечеркнул 1939 год.
Женщина часто приезжала в родную Украину. Здесь жила семья: в частности, сестра Анна, младше Соломии на 15 лет. Она хотела и иметь успешную оперную карьеру: имела голос, а старшая сестра оплачивала обучение в Италии. Но Анна влюбилась в афериста, к тому же женатого. Он разбил ей сердце. Девушка не всилах оставаться в Италии, поэтому она вернулась домой. Ее карьера оборвалась. Соломия чувствовала себя виноватой, словно недоглядела сестру. Она покупает ей трехэтажный дом в центре Львова и часто посещает ее, особенно после смерти своего мужа.
И вот 1939 год. Соломия во Львове, а «советы» как раз оккупируют Галицию. Начинается Вторая мировая война, и певицу уже не выпускают из страны. До самой смерти в 1952 году она будет жить в Украине. Ей долго не будут давать советское гражданство. Лишь когда написала заявление о передаче своей трехэтажной виллы в Италии в пользу СССР, получила согласие. Забрали и дом сестры, оставив в нем квартиру.
Живя здесь, Соломия бедствовала и должна была зарабатывать, преподавая сольное пение. Имея рак горла.
«Когда она умирает, на могиле устанавливают скромную плиту с надписью: "Соломия Крушельницкая", — Анна показывает фото, как выглядела плита. На ней ни дат, ни титулов. — Интересно, что один из самых красивых памятников в Украине — плакальщица из белого мрамора, которую Соломия привезла на могилу своего отца из Италии.
Сегодня это село Белая на окраине Тернополя. Она стоит там и сейчас. На нем надпись: "Самому лучшему мужу и папе". Именно отец поверил в ее талант и дал денег на первый год обучения в Италии».
Сейчас на могиле певицы памятник, изображающий длинноволосого юношу с арфой в руках. Это Орфей — певец из древнегреческих мифов, которого слушали не только люди и звери, но и деревья и скалы. Он появился здесь через 30 с лишним лет после смерти Крушельницкой.
«Есть история о том, что когда СССР открыл границы, итальянцы из города, где жила оперная дева, собрались приехать на ее могилу для чествования. И власти стало так стыдно за плиту, что заказали памятник у известной скульпторки Теодозии Брыж».
Почему Орфей? С одной стороны это символ творческих людей. С другой — есть история о том, как к юной Соломии пришел свататься сын священника, а она отказала: «Я — невеста Орфея».
Сестра Анна пережила Соломию. О ней заботилась племянница Одарка — на основе переданных ею материалов во Львове был создан музей Соломии Крушельницкой.
Надгробие Ивасюка трижды поджигали
Направляемся дальше по центральной аллее, пока она заворачивает налево. Вокруг играют белочки, еще в черных шубках.
Памятник украинскому композитору и исполнителю Владимиру Ивасюку виден издалека — бронзовый юноша опирается на рояль. На запястьях — желто-голубые браслеты, у ног — свежие цветы и лампадки.
30-летний Ивасюк был обнаружен повешенным в 1979-м. До сих пор неизвестно, что произошло. Одна из версий, что его убил КГБ. Следствие до сих пор продолжается.
На его похоронах люди выстелили цветами дорогу от дома к кладбищу. Поклонники стекались потоком не только со Львова, но и со всей Украины. Их не пускали, задерживали на вокзалах и улицах по разным поводам, назначали на этот день комсомольское и партийное собрание с обязательной явкой. Власти боялись, что процессия превратится в митинг.
Никто не мог решиться сказать слово, когда гроб поставили у ямы. Вперед вышел поэт Ростислав Братунь. За это его потом сняли с должности главы Львовской областной организации Союза писателей. В общем без работы осталось много людей, а студентов отчисляли из вузов.
«У меня на экскурсиях были люди, которые рассказывали, что имели проблемы на работе из-за того, что пришли на кладбище отдать ему честь. И это не в день похорон, а позже.
Одна женщина из Бердянска приехала сюда студенткой с друзьями. У могилы спели "Червону руту", а их полиция запаковала в машину и посадила на поезд домой. Старосту группы выгнали из учебного заведения», — вспоминает Анна.
Власти не давали согласия поставить памятник, который хотела семья. Поэтому там оказалось временное деревянное надгробие, которого и рассмотреть нельзя, потому что все время было завалено цветами. Его не раз поджигали и ломали.
Памятник в его нынешнем виде — юноша, впервые спевший «Червону руту», — на могиле появился в 1990-м. До этого десять лет он стоял в мастерской авторов, потому что на скульптурно-керамической фабрике его отказывались отливать.
- Поделиться: