«Не делай так, чтобы у врачей тряслись руки». Как в Украине борются за партнерские роды во время COVID-19

Еще в марте 2020-го в большинстве городов и областей Украины запретили партнерские роды. Однако ни Министерство здравоохранения, ни Кабинет министров не выпускали постановление, которое бы их отменяло. Минздрав лишь заявил, что этот вопрос должны решать местные власти, а затем направил письмо руководителям местных департаментов здравоохранения с просьбой создать условия для реализации права женщин на партнерскую поддержку. Впрочем, роженицы до сих пор вынуждены рожать детей в одиночестве, самостоятельно ухаживать за ними после кесарева сечения и бороться за свои права.
«Не было времени и сил даже сходить в туалет, я не могла покинуть ребенка»
Анна Ефремова живет в Виннице, она рожала в июне 2020-го. Вместе с мужем они планировали партнерские роды, но тогда в местных роддомах их запретили из-за эпидемии коронавируса.
«У меня случаются панические атаки, и мой муж единственный, кто может успокоить меня во время них. Для меня было важно, чтобы он был рядом во время родов, я боялась, что у меня может произойти паническая атака», — рассказывает Анна.
В роддоме, где она собиралась рожать, ей объяснили, что из-за ситуации с COVID-19 до родов не допускают никого, кроме медперсонала и рожениц, чтобы избежать риска заражения.

«Я возмущалась по этому поводу в Facebook, а мой врач, наблюдавшая меня во время беременности, написала мне там: “Аня, не делай так, чтобы у врачей тряслись руки, потому что они начнут ошибаться”», — говорит она.
Анна хотела ехать в Хмельницкий, чтобы иметь возможность рожать с мужем, но ей не разрешили: «В последний момент я поменяла врача. Она посмотрела мои анализы и сказала, что с моей миомой (доброкачественная опухоль матки, — ред.) рисковать куда-то ехать не стоит. Мне пришлось рожать без мужа».
Когда начались схватки, они с мужем приехали в роддом. Анна сказала своему врачу, с которой заранее договорилась о родах, что будет ходить возле родильного отделения с мужем, пока сможет.
«Так мы ходили несколько часов, все было нормально. У меня были схватки, я держалась за него и все шло хорошо. Боль была, но я могла ее терпеть. Когда я уже пришла в родильный зал и перестала видеть мужа, начались проблемы. У меня были ужасные боли, я кричала на весь роддом», — вспоминает Анна.
Врачам пришлось стимулировать роды. Анна говорит, что персонал относился к ней хорошо и быстро принимал решения в кризисные моменты. Через некоторое время после того, как ей вкололи анестезию, она наконец родила.
«Из роддома я вышла на третий день утром, хотя должна была там оставаться еще сутки. Из-за тяжелых родов у меня не было молока, ребенок был голодным, а медперсонала не хватало, чтобы ухаживать за всеми пациентками», — рассказывает Анна.
После родов мужа к ней тоже не пускали. Анна уверена: если бы он был рядом, все прошло бы иначе.
«У меня не исчезло бы молоко, мой ребенок не плакал бы голодный. Он мог бы подать мне хотя бы воды. Я истекала кровью, а у меня не было даже времени и сил сходить в туалет, я не могла бросить ребенка. Хорошо, когда есть отговорка “коронавирус”. В Виннице она на все случаи жизни», — говорит Анна.
«Позавчера у нас от коронавируса умерла медсестра»
Руководительница Областного перинатального центра, эксперт департамента здравоохранения и реабилитации Винницкой ОГА Инна Кукуруза говорит, что приказа департамента, который запрещал бы партнерские роды, нет. Однако решение об их разрешении во время эпидемии принимают руководители лечебных учреждений.
Сейчас в Виннице три родильных стационара, и все они, по словам Инны Кукурузы, позволяют партнерам участвовать в родах. Правда, только при определенных условиях — например, партнер обязательно должен сдать тест на коронавирус.
«Необследованного партнера мы не можем пустить на роды. У нас есть молодые пары, которые принципиально хотят рожать вместе, поэтому каждые три дня партнер сдает тест», — говорит Инна Кукуруза.
Руководители медицинских учреждений, запрещающие партнерские роды, руководствуются тем, что таким образом защищают сотрудников от риска заболеть, объясняет Инна Кукуруза. Ведь медицинский персонал принимает роды не в полной защите, как врачи, работающие с больными коронавирусом. Кроме того, по словам Кукурузы, чем больше людей в помещении, тем больше вероятность, что врачи могут заразиться.
«Позавчера у нас от коронавируса умерла манипуляционная медсестра. Ей было 43 года. Я уверена, что она заболела от пациентов, у которых еще не было симптомов коронавируса», — говорит эксперт.
«Если выходишь из роддома, зайти обратно можно только после теста на ковид»
Министерство здравоохранения и Кабинет министров не выпускали постановлений, запрещающих партнерские роды.
Весной общественная организация «Естественные права Украины» направила запросы в Минздрав с просьбой объяснить ситуацию по поводу партнерских родов в Украине во время эпидемии COVID-19. Министерство ответило, что во время карантина решения должны принимать местные советы.
Заместитель министра здравоохранения Ирина Садовьяк в сюжете телеканала «Украина» также заявила, что присутствие партнеров на родах не запрещали, но окончательно решение принимает главный врач учреждения.
В октябре 2020 года Минздрав направил письмо-рекомендацию областным государственным администрациям с просьбой «принять меры по реализации права женщин на поддержку во время родов при условии соблюдения карантинных мер».

Впрочем, большинство роддомов не только не пускают партнера на роды, но и запрещают мужчине навещать женщину уже после них. И даже там, где партнерские роды не запрещены, посещения тоже не позволяют. Об этом hromadske рассказывает глава организации «Естественные права Украины
» Анна Петровская.
«Или партнер должен находиться с роженицей вплоть до выписки, или, если он выходит из родильного отделения, то зайти обратно может только при условии теста на ковид», — говорит она.
Партнерские роды сейчас разрешены только в некоторых городах, но единых правил безопасности при них нет.
«Где-то от партнера не требуют ничего, у него не должно быть симптомов ОРВИ, и он должен пользоваться индивидуальными средствами защиты. В некоторых роддомах требуется тестирование методом ИФА, в других — ПЦР-тест», — говорит Петровская.
«Я почувствовала себя очень одинокой»
Леся Олексишин из Ивано-Франковска тоже планировала рожать вместе с мужем. Роды у нее были в начале апреля, рожала она впервые. За несколько недель до родов они узнали, что партнерские запретили.
«Мы готовились, ходили на курсы. Во время родов нас вообще быть трое: я, муж и доула — женщина, которая помогает при родах. Когда мы узнали, что партнерские роды запретили, было уже поздно бороться за свое право», — говорит Леся.
Кроме того, рассказывает она, врач, который сначала должен был принимать роды, не смог присутствовать из-за усиления карантинных ограничений. Леся узнала об этом, когда уже приехала в роддом, поэтому страх перед родами в отсутствие знакомых людей еще больше усилился.
«Я почувствовала себя очень одинокой. К тому же состояние роддома было не самым лучшим. Родильный зал оставлял неприятное впечатление. Ты должна чувствовать безопасность и комфорт, но при таких условиях это невозможно», — объясняет женщина.
Во время родов у ребенка начало падать сердцебиение, поэтому врачи решили делать Лесе экстренное кесарево сечение. В таких случаях при партнерских родах малыша отдают отцу. У Леси ребенка врачи забрали сразу, не положив его даже на грудь матери, принесли лишь под вечер и снова забрали на ночь.
«Я была еле жива после родов. Когда меня перевозили в палату, нужно было самой с каталки слезть на кровать, это было тяжело и больно. Медсестры в этом не помогали», — рассказывает Леся.
В палате не было кнопки вызова медсестры, ее приходилось громко звать, говорит женщина, что тоже было довольно трудно сделать из-за ее физического состояния. Туалет был далеко от палаты, и идти к нему самостоятельно было больно.
«Тысячи рожающих женщин стоят того, чтобы о них позаботились. Их должны обеспечить хотя бы базовыми вещами, чтобы они рожали в комфортных условиях», — говорит Леся.
Не раз в ответ на свою историю она слышала: «Главное, что с тобой и с ребенком все хорошо, остальное забудется». Но, по мнению Леси, такие слова не должны быть оправданием безразличия к людям, нежелания менять устаревшие и неприемлемые системы.
«В роддомах много акушерского насилия по отношению к роженицам»
Общественный активист Григорий Федосенко из Ивано-Франковска тоже борется за право на партнерские роды. Они с женой должны рожать в апреле этого года. Семья ждет второго ребенка, первого рожали вместе.
«Я знаю, что в родильных домах много акушерского насилия по отношению к роженицам. Когда беременные женщины находятся там без поддержки своих партнеров или родных, то часто младший медицинский персонал вымогает деньги. Я был на партнерских родах и видел, как это все происходит», — рассказывает Григорий.
Тогда, в 2016 году, когда семья рожала первого ребенка, решение о партнерских родах они приняли спонтанно. Уже после родов, говорит Григорий, поняли их важность.
Во время родов пуповина передавила младенцу голову, врачи сделали кесарево сечение. На следующий день жена Григория не могла вставать с постели. Мужчина ухаживал за младенцем.
«Когда я вышел в аптеку, пришла медсестра и начала рассказывать, что у ребенка какая-то болезнь. Жена разволновалась. Важно быть там хотя бы для того, чтобы не позволять таким медсестрам приходить и делать свои выводы в отношении ребенка или матери», — говорит он.
В течение 2020-го Федосенко обращался с заявлениями в роддом, чтобы ему позволили принять участие в партнерских родах, писал запросы в городской совет, но разрешения не дали.
Был период, когда в Ивано-Франковске разрешили рожать вместе с партнером, но выполнить условия, говорит Григорий, было невозможно: «Надо было собрать кучу справок, сделать тест на коронавирус, но все равно было неизвестно, получишь ли разрешение. Сейчас у нас опять партнерские роды запрещены».
После письма от Минздрава инициативная группа женщин обратилась в Ивано-Франковскую ОГА с вопросом, собирается ли область выполнять рекомендации Минздрава по обеспечению права женщин на присутствие партнера. Им ответили, что 23 октября областное управление здравоохранения запретило партнерские роды в «красных» и «оранжевых» зонах эпидемиологической безопасности. А для «желтой» и «зеленой» зон решение о присутствии партнеров принимают органы местного самоуправления и руководство учреждений здравоохранения.
Осенью Федосенко вместе с другими вышли на митинг к зданию Ивано-Франковской облгосадминистрации с требованием разрешить партнерские роды. Однако чиновники никак не отреагировали на протестующих.
Также вместе с другими беременными женщинами семья подала обращение к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека. В ноябре они получили ответ, что по их коллективному обращению открыто производство о нарушении прав пациентов.

«Женщины снова вынуждены бороться за свои, казалось бы, уже укоренившиеся права»
В 2019 году 76% женщин в среднем по Украине рожали с партнерской поддержкой. Об этом говорится в исследовании общественной организации «Естественные права Украины». Опрос проводили среди 7 тысяч женщин из 8 регионов.
Глава организации Анна Петровская говорит, что у них нет статистики, сколько женщин в 2020-м пострадали от запрета партнерских родов. Однако к ним постоянно поступают истории женщин, которые рассказывают о своем опыте родов без партнера.
«У нас есть истории, когда женщинам после кесарева даже еду не хотели подавать. Ее ставили в четырех метрах от женщины, она просила поднести поближе, а ей отвечали, что медсестра — не подавалка. Женщины не могли встать с кровати, чтобы взять пищу. Это жестокость, которую нельзя оправдывать коронавирусом», — объясняет Петровская.
По словам правозащитницы, в некоторых городах активные группы женщин смогли завоевать право на партнерские роды. Например, во Львове женщины готовили коллективный иск в суд, хотели обжаловать решение местных властей о запрете. После информации об этом в прессе власти разрешили вернуть партнерские роды. В Тернополе и Ивано-Франковске такие роды возвращали лишь на некоторых время, однако потом снова вводили запрет.
Всемирная организация здравоохранения выступает против того, чтобы во время эпидемии право женщин на поддержку ограничивали. В некоторых странах Европы, например, в Чехии и Польше сначала тоже запретили партнерские роды, однако впоследствии их быстро вернули. В других европейских странах партнерские роды не запрещали, ограничили только количество людей во время родов. Великобритания выпустила рекомендации по партнерским родам для женщин, которые относятся к уязвимым группам. Согласно им, не могут быть ограничены в количестве человек при партнерских родах женщины с инвалидностью, представительницы этнических меньшинств, мигрантки.
«В тех странах, где в центре общества — человек, не стоит вопрос о запрете, они думают, как организовать партнерские роды в условиях пандемии. В Украине же женщины снова вынуждены бороться за свои, казалось бы, уже укоренившиеся права, которые оказались очень хрупкими», — говорит Петровская.
Организация создала петицию на сайте президента, но она пока не набрала необходимого количества подписей. Анна говорит, что самым эффективным было бы подавать судебные иски и требовать отмены запретов местных департаментов здравоохранения. Однако люди, по мнению правозащитницы, не решаются идти в суд из-за длительности этих процедур и недоверия к судебной системе.
«Трудно сказать, удастся ли отменить этот запрет полностью за время эпидемии. Нам говорят, что это все временно, но это “временно” продолжается уже год, и неизвестно, сколько еще будет длиться», — говорит Петровская.
- Поделиться: