Не до карнавала: как Бразилия стала мировым лидером по COVID-19

Пациенты COVID-19 в полевой больнице, построенной в спортивном Колизее в Санто-Андре, на окраине Сан-Паулу, Бразилия, 4 марта 2021 года
Пациенты COVID-19 в полевой больнице, построенной в спортивном Колизее в Санто-Андре, на окраине Сан-Паулу, Бразилия, 4 марта 2021 годаAP/Andre Penner

В начале пандемии президент Бразилии Жаир Болсонару говорил, что коронавирус — это что-то вроде «легкого гриппа», а всю историю с введением карантина называл «истерией». За год пандемии, которую Болсонару почувствовал и лично на себе (летом 2020-го он перенес COVID-19), его риторика стала более сдержанной. К тому же в стране сейчас критическая ситуация: Бразилия сейчас — среди мировых лидеров по распространению коронавируса. А еще в стране за год сменился уже четвертый министр здравоохранения.

Почему успехи такие неутешительные, к чему все идет и чего в этой истории больше — неуклюжести власти, ковид-скептицизма или банальной политики?

«Крах системы здравоохранения»

Бразильскому Рио-де-Жанейро в этом году не до карнавала. До последнего оставались надежды, что праздник состоится. Его даже перенесли с февраля на лето, однако местные власти заявили, что «даже думать о проведении праздника в июле бессмысленно».

Сейчас в Рио действует строгий карантин: комендантский час с 23:00 до 5:00, закрыты пляжи (в том числе самая известная среди туристов Копакабана, которую не закрывали с лета прошлого года), классы в школах разрешено заполнять только на 35%. Эпидемиологическая ситуация критическая: отделения интенсивной терапии заполнены на 95%. Ненамного лучше все выглядит и в столицах еще 15 бразильских штатов: в больницах заняты около 90% мест.

Медицинская работница отдыхает в отделении интенсивной терапии для пациентов с COVID-19 в больнице Hospital das Clinicas в Порто-Алегри, Бразилия, 19 марта 2021 годаAP/Jefferson Bernardes

Бразилия за год пандемии не первый раз оказывается в «топе» стран по динамике инфицирования, однако таких рекордных показателей еще не было. В среду, 17 марта, был зафиксирован наибольший скачок суточных заражений — 90 303 новых случаев. По количеству летальных исходов Бразилия пока уступает только Соединенным Штатам.

В начале недели исследовательский институт при Министерстве здравоохранения Бразилии даже объявил нынешнюю ситуацию с COVID-19 «самым крупным крахом системы здравоохранения в истории страны».

Осложняет ситуацию и то, что вирус мутировал, появились новые и более заразные штаммы. В частности, местный бразильский, который в конце 2020-го обнаружили в Манаусе. Ученые говорят, что он способен распространяться вдвое быстрее. К тому же антитела, полученные во время инфицирования «обычным» SARS-CoV-2, против него менее действенные.

Четыре руководителя Минздрава за год

Чтобы хоть как-то помочь ситуации, в Бразилии снова и снова меняют министров здравоохранения. Недавно назначили уже четвертого — кардиолога Марсело Кейрогу.

Он сменил на посту генерала Эдуардо Пазуелло, которого уволили из-за того, что у него не было медицинского образования, и он поддерживал лечение пациентов с COVID-19 препаратами с недоказанной эффективностью.

Например, Пазуелло расширил доступ к противомалярийному препарату ㅡ гидроксихлорохину ㅡ и разрешил прописывать его практически всем, кто имеет положительный тест на коронавирус. Хотя Федеральное управление по контролю качества лекарственных препаратов США предупреждало, что этот препарат имеет не только слабый эффект в лечении COVID-19, но и побочные эффекты. Кроме того, Верховный суд Бразилии исследует, не привели ли действия Пазуелло к тому, что в Манаусе закончился кислород для больных.

Но Пазуелло удалось продержаться на этой должности еще относительно долго: его предшественников Луиса Энрике Мандетту и Нелсона Тейша увольняли менее чем через месяц после назначений. Первый не удовлетворил президента своим видением стратегии спасения страны от коронавируса. Второй поспорил с Болсонару о самоизоляции и целесообразности применения хлорохина — лекарств против малярии в борьбе с коронавирусом (и в споре, очевидно, не победил).

Похороны человека, который умер от осложнений, связанных с COVID-19, на кладбище Вила Формоза в Сан-Паулу, Бразилия, 11 марта 2021 годаAP/Andre Penner

Местные власти — за карантин, Болсонару — как всегда

Хотя сейчас ряд штатов ввели локальные ограничительные меры, этого недостаточно, считают их губернаторы. В минувшие выходные они направили президенту письмо с призывом ограничить работу аэропортов, портов, автомагистралей и железных дорог — чтобы не распространять коронавирус между штатами.

Национальный фронт мэров и Федеральный фармацевтический совет Бразилии тоже бьют тревогу: не хватает нейромышечных блокаторов и других препаратов, необходимых в интенсивной терапии. Врачи говорят, что запасы могут иссякнуть уже через двадцать дней.

Сам президент Болсонару, который с самого начала пандемии называл коронавирус «легким гриппом», принципиально не носил маски и выходил на протесты против карантинных ограничений, по-прежнему реагирует на ситуацию в своей обычной манере. В начале марта он советовал бразильцам «прекратить ныть», а любую критику неэффективной борьбы с коронавирусом называл «войной против себя».

«Больницы заполнены на 90%. Однако надо выяснить, сколько — именно ковидными больными. Конечно же, мы хотим улучшить ситуацию и скорбим о каждой смерти, однако зачем нужен карантин? Вы же видите, что население страдает от безработицы. Расскажите мне хоть об одной стране, которая эффективно борется с ковидом», — заявил Болсонару 18 марта.

На самом деле, в качестве примера таких стран можно было бы привести Израиль — лидера по вакцинации в мире. Бразилия пока не может похвастаться такими темпами.

Терезинья да Консейкао (сидит слева), и Дульсинея да Силва Лопес (сидит справа) — первые женщины, которые получили вакцину против COVID-19, производимую китайской компанией Sinovac, во время старта вакцинации перед статуей Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро, Бразилия , 18 января 2021 годаAP/Bruna Prado

Что пошло не так с поставками вакцин?

По состоянию на 17 марта около 4,5% из 210 миллионов жителей Бразилии получили по меньшей мере первую дозу вакцины. А по количеству введенных доз на 100 человек страна находится на 18 месте в мире.

Это не такие уж и плохие показатели, даже если сравнивать со странами Евросоюза, а тем более — с Украиной, где вакцинировано не более 0,2% людей. Впрочем, многих расстраивают такие темпы вакцинации, особенно для страны с довольно развитой инфраструктурой иммунизации. В феврале в бразильском министерстве здравоохранения заявляли: реально вакцинировать до 60 миллионов человек в месяц на максимальной мощности, если бы вакцин было бы достаточно.

Но с поставкой вакцин в Бразилии есть очевидные проблемы. Прежде всего из-за действий власти и лично президента Болсонару. Фернандо Айт, профессор в области общественного здравоохранения университета Сан-Паулу, отмечает, что ограниченные поставки вакцин были реализованы не благодаря, а вопреки бразильскому правительству.

Двум исследовательским институтам Бразилии удалось даже договориться с британской компанией AstraZeneca и китайской Sinovac о партнерстве — чтобы производить вакцины на бразильских предприятиях. Однако идея не нашла поддержки, в том числе и финансовой, во властных кругах.

«До недавнего времени позиция бразильского правительства в отношении вакцин была такой: они — не наша проблема, они не нужны людям. И власти не приложили усилий ни для производства вакцин в стране, ни для поиска производителей на мировом рынке и закупки их препаратов», — говорит Айт.

К тому же, по информации Pfizer, летом 2020-го Бразилия отказалась от предложения приобрести 70 миллионов доз вакцины этого производителя.

Бухгалтер Терсийя Гальдино и его жена Алисея гуляют вдоль пляжа Ипанема в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20 марта 2021 года. Они придумали уникальный способ защитить себя и привлечь внимание к проблеме защиты от COVID-19 — одеваться в костюмы астронавтовAP/Bruna Prado

Вакцинация как политтехнология

И вдруг ситуация начала кардинально меняться. Сейчас бразильцев вакцинируют и AstraZeneca, и CoronaVac китайской разработки. А недавно власти заказали 100 миллионов доз вакцины Pfizer/BioNTech, 38 миллионов доз Johnson & Johnson и 13 миллионов — Moderna. На этом Бразилия не остановилась и 12 марта подписала контракт еще и с Россией на поставку ее вакцины «Спутник V» — и это несмотря на критику США.

По самым оптимистичным оценкам экспертов, если все заказанные вакцины поступят вовремя, к концу 2021-го удастся вакцинировать половину населения страны.

Болсонару до сих пор против усиления карантинных ограничений. Но подчеркивает, что в области вакцинации Бразилия является «примером для мира». А его сын, тоже политик, публикует в Twitter посты с цитатой своего отца: «Вакцина — наше оружие».

Почему Болсонару вдруг взялся агитировать за вакцинацию? Прежде всего, его изрядно начала беспокоить потеря поддержки населения на фоне неэффективной борьбы с эпидемией. По недавним оценкам института Datafolha, уровень недоверия к Болсонару достиг рекордного показателя — 54%.

Вероятно, беспокоит Болсонару и критика деловых кругов Бразилии, значительная часть которых в 2018-м поддержала его президентскую кампанию. Стало понятно, что именно вакцинация является самым эффективным решением проблемы и «игрой в долгую». А вот отказ от карантина для спасения экономики страны наоборот помогает не очень. В 2020-м экономика сократилась на 4,1%, и на улучшения в этом году ждать не стоит.

Есть и другая причина, почему Болсонару вдруг изменил свое мнение. Пандемия с нами надолго, и вопрос коронавирус непременно «всплывет» на президентских выборах 2022 года. Кажется, Болсонару осознал это только на прошлой неделе, когда судья Верховного суда аннулировал судимость экс-президента Лулы да Силвы за отмывание денег в 2017-м.

Теперь, если и Федеральный суд поддержит это решение и не вынесет да Силве приговор повторно, то политик будет иметь право вновь занимать высокие государственные должности. Очевидно, будет он и бороться за президентское кресло в следующем году. Это не может не беспокоить Болсонару, у которого в течение долгого времени не было реальных политических соперников. А из недавних заявлений да Силвы можно сделать вывод, что он будет строить свою кампанию именно на неудачной борьбе Болсонару с эпидемией.