Не попасть бы под санкции. Чем грозит Украине покупка белорусских нефтепродуктов и можно ли от нее отказаться

После того как США, Великобритания и Канада заявили, что вводят санкции против белорусского госсектора, компаний и физлиц, в экспертном сообществе появились мнения, что Украина может отказаться от белорусских нефтепродуктов. А это основной рынок сбыта продукции белорусских НПЗ.
Наши коллеги из «Еврорадио» узнали у украинских экспертов, настроен ли бизнес отказываться от сотрудничества с Беларусью и что может ускорить этот процесс.
В 2020 году 45,2% экспорта всех белорусских нефтепродуктов пришлось на Украину. При этом 86% выручки от продажи битума и 88% от нефтяных газов тоже пришло от украинских потребителей (в данных Белстата эти продукты не входят в позицию «Нефтепродукты»).
«Упоминание Беларуси — основание заблокировать платеж»
Из-за санкций белорусские НПЗ могут лишиться основного рынка сбыта, однако директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн говорит, что пока реакции рынка на последние санкции нет.
— Украина будет покупать топливо у Беларуси, пока это будет возможно. Потому что это старый проверенный партнер, логистически очень близкий, и деловые отношения серьезные. Но участники рынка говорят, что все время усложняется ситуация с платежами. Европейские банки отказываются пропускать любые платежи. Буквально сегодня трейдер рассказал, что любое упоминание Беларуси в платежных документах, в контрактах — основание заблокировать платеж. Не важно, в каком контексте.
Эксперт подчеркивает, что пока какие-либо ограничения вроде вторичных санкций не коснутся украинского бизнеса, покупки будут продолжаться.
— Если все же будут проблемы, никто не захочет рисковать и оказаться под санкциями США. Пока мы видим, что активно работает и «БНК-Украина» (официальный представитель ЗАО «Белорусская нефтяная компания» в Украине, — ред.). Здесь украинские компании могут купить топливо за гривны. Без валютных платежей. Пока возможности сохраняются, но неизвестно, надолго ли.
Собеседник отмечает, что ситуация постоянно меняется.
— В один день трейдеры говорят, что вроде решили проблемы, в другой — что есть новые осложнения.

Замену найти нетрудно, но нежелательно
В случае если проводить платежи окажется невозможно, украинскому рынку придется искать замену белорусским товарам.
— Самая большая доля Беларуси на рынке битума — около 50%. Но за последний год создана инфраструктура морских поставок этого продукта. Ее мощности достаточно, чтобы заместить белорусский объем, — продолжает Сергей Куюн.
Выйдет это ненамного дороже, считает эксперт.
— Что цена по морю, что из Беларуси — примерно одинаковая. За исключением логистики. Получается, что в северной части Украины выгоднее покупать из Беларуси, а в южной части — через морские поставки. Поэтому дороже будет на размер логистики, но это небольшие цифры.
Директор компании «Кантарелл Украина», которая является крупным покупателем белорусского битума в Украине, Бекхан Эльмурзаев тоже говорит о том, что сотрудничество с Беларусью будет продолжаться, пока санкции не затронут напрямую украинских контрагентов.
— Если отказываться от поставок из Беларуси, на рынке будет турбулентность. Понадобится около месяца, чтобы переориентироваться на другие рынки, привезти ресурс в необходимом количестве.
Конечно, будет изменение конъюнктуры, если закрывается самый близкий и удобный канал поставок, который дешевле по логистике. Мы все-таки надеемся, что Украины не коснутся санкции дальних стран. На них санкции против Беларуси не сильно повлияют, а вот для нашего рынка это будет проверка на стрессоустойчивость.
Своей переработки Украине не хватит
В то же время самый крупный нефтеперерабатывающий завод Украины Кременчугский НПЗ (принадлежащий «Укртатнафте») заявляет, что нарастит объемы переработки нефти. Но этого тоже не хватит, чтобы покрыть потребности украинского рынка, считают опрошенные эксперты.
— На заводе были проведены работы, которые позволили увеличить переработку примерно до 60% от его номинальной мощности. Это не поможет полностью заместить белорусское топливо. Думаю, будут замещены не только белорусские поставки, но отчасти российские и морские. Поэтому не думаю, что в связи с этим будет сильное изменение долей рынка, — заключает Сергей Куюн.
При поддержке «Медиасети»
- Поделиться: