Неявка на работу из-за войны: могут ли вас уволить? Отвечают в СНБО
Центр противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны Украины и Ассоциация «ЮрФем» пояснили украинцам, как работает трудовое законодательство во время войны.
Можно ли уволить с работы из-за неявки во время войны?
В трудовом законодательстве не предусмотрено такого основания для увольнения, как война. Если работник не выходит на связь или не сообщает свое местонахождение, работодатель это может классифицировать как:
- «НН» — «неявка по невыясненным причинам»;
- «ДВ» — «другие виды неявок, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями»;
- «Д» — «другие причины неявки».
Государственная служба Украины по вопросам труда настоятельно рекомендует не увольнять работников за прогул. Эксперты же говорят, что о рекомендации известно, но за нарушение санкций не предусматривается. Впрочем, частные случаи можно обжаловать в суде.
Как оформить отсутствие на работе?
Если работник своевременно сообщил свое местонахождение, работодатель может предложить:
- взять один из отпусков, предусмотренных законодательством (в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах могут устанавливаться другие виды отпусков. Следует проанализировать также внутренние нормативно-правовые акты работодателя на предмет других гарантий в случае наступления чрезвычайных обстоятельств или военного положения);
- оформить дистанционную работу (работодатель может предложить вам дистанционную/надомную работу или гибкий режим рабочего времени).
Если работник подлежит мобилизации — закон гарантирует сохранение рабочего места и среднего заработка.
Что такое дистанционная и надомная работы?
Дистанционная работа — это форма организации труда, когда человек работает вне офиса с использованием информационно-коммуникационных технологий. В этом случае работник самостоятельно определяет рабочее место и несет ответственность за обеспечение безопасных и безвредных условий труда.
Надомная работа — форма организации труда, при которой работник выполняет работу по месту его проживания или в других помещениях, где есть доступ ко всему для выполнения работы вне производственных или рабочих помещений предприятия, учреждения, организации или уполномоченного органа.
Что такое гибкий режим рабочего времени?
Это форма организации труда, при которой допускается установление режима работы, отличающегося от указанного в правилах внутреннего трудового распорядка. Здесь главное — соблюдать норму продолжительности рабочего времени.
Работодатель должен убедиться, что порученную работу работник сможет безопасно выполнять дома, и что у него есть надлежащее оборудование и инструменты для безопасной работы, защитные средства и устройства.
Если у работника есть инвалидность — работодатель должен позаботиться об обустройстве рабочего места, а также обеспечить физическое и психологическое здоровье работников.
Применение гибкого режима рабочего времени не влияет на нормирование и оплату труда работников, порядок начисления и размер доплат, премий, а также не предоставляет льготы при подсчете стажа работы.
- Поделиться: