Новый британский премьер: кто она и что это значит для Украины?

Новый британский премьер: кто она и что это значит для Украины?

В понедельник, 11 июля, Консервативная партия избрала Терезу Мэй своим новым лидером.
Это означает, что именно она станет новым премьером Великобритании после ухода Дэвида Кэмерона в отставку.
Отставка Кэмерона – а затем и официальное назначение Мэй – состоялись уже в среду, 13 июля.
В борьбе за лидерство Мэй победила многих кандидатов, в частности Бориса Джонсона и Майкла Гоува, которые были главными проводниками кампании за выход Британии из ЕС.
В понедельник свою кандидатуру сняла последняя соперница Мэй – Андреа Лидсом, которая ответственна в британском правительстве за энергетику. Мэй шесть лет занимала должность «министра внутренних дел» (home secretary).
Перед тем – министром по вопросам женщин и неравенства. Когда консерваторы были в оппозиции, Мэй в разное время занималась вопросами семьи, культуры, медиа, окружающей среды, транспорта, образования, трудоустройства – то есть, вопросами прежде всего социальными.
Громадське попыталось разобраться, какова позиция Терезы Мэй по главным вопросам британской повестки дня. И понять, как ее назначение будет влиять на Украину и на мир в целом.

Великобритания и ЕС

Во время кампании вокруг референдума по выходу Великобритании из ЕС Тереза ​​Мэй занимала осторожную позицию.
В отличие от большинства лидеров Консервативной партии, она не выступала за выход Британии из ЕС. Скорее, она поддерживала членство Британии в Союзе – но делала это не очень громко. Ее комментарии вокруг темы «Брекзит» были нечастыми: всего 14 в решающий месяц – по сравнению с несколькими сотнями у Кэмерона, Джонсона или Осборна.
После референдума Мэй быстро заявила о том, что поддерживает его результаты. «Brexit means Brexit» – «выходим [из ЕС] – значит выходим»: эта фраза Мэй стала почти мемом в британской прессе.
Также она заявляла, что не будет осуществлять «никаких попыток остаться внутри ЕС» и «гарантировать, что Великобритания выйдет из Евросоюза».
Впрочем, отдав предпочтение Мэй, британские консерваторы выбрали наименее радикального кандидата.
Мэй не является активной сторонницей «Брекзиту», в отличие от Джонсона, Осборна или Гоува. Но не слишком «светилась» и среди лагеря тех, кто хочет остаться.

Иными словами, она устраивает оба лагеря Консервативной партии, и может проявлять определенную гибкость.
Поэтому выбор Мэй скорее означает осторожность консерваторов. Вполне возможно, что они выбрали тактику ожидания – потому что пока непонятно, к чему приведут дальнейшие события.
Непонятно прежде всего то, какое влияние референдум окажет на британскую экономику – и это не ослабит позиции тех, кто хочет выхода Британии из ЕС.

Великобритания и Украина

Вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений в политике Великобритании в отношении Украины и России. Скорее всего, Мэй продолжит жесткую политику консерваторов в отношении России.
В отличие от многих других европейских «евроскептиков», британские консерваторы не склонны считать Россию «альтернативой» Евросоюза. Напротив, Мэй известна своей критикой нарушений прав человека в России. А также критикой слабой реакции ЕС на эти нарушения.
Мэй также вряд ли будет выступать за ослабление санкций против России.
Поэтому пока нет оснований надеяться, что произойдет «реанимирование» отношений между Лондоном и Москвой, на которое надеется Дмитрий Песков, пресс-секретарь Путина.

Если говорить об отношении к Украине, то здесь интересен «правоохранительный» опыт нового премьера.
Как «министр внутренних дел» она определенное внимание уделяла борьбе против коррупции. В частности темам возвращения активов, конфискации имущества коррупционеров, борьбы против отмывания денег.
И в этом смысле можно ожидать значительно большего внимания новой британского премьера к теме коррупции в Украине и более эффективной борьбе с ней.

Великобритания и миграция
Мэй известна своим довольно жестким подходом к миграции.
Важно, что именно «миграционный» аргумент был главным фактором победы тех, кто хотел выхода Британии из ЕС.
Это дает возможность лучше понять, почему Мэй так быстро получила поддержку Консервативной партии

Как министр внутренних дел (home secretary) она была известна своими ограничениями для иностранцев, стремящихся жить и работать в Великобритании.
Например, она установила довольно высокую планку дохода для квалифицированных мигрантов (37000 фунтов в год) для того, чтобы получить постоянное право на проживание в Великобритании.
Также она устанавливала финансовую планку для тех, кто хотел перевезти в Великобританию членов своей семьи.
Поэтому независимо от того, чем закончится история с выходом Британии из ЕС, можно ожидать значительно более сурового подхода британцев к миграции. Как из Евросоюза, так и из других стран.

Великобритания и новые выборы
Тереза ​​Мэй может предстать перед интересной дилеммой. Она заключается в следующем: объявлять ли новые парламентские выборы в Великобритании?
С одной стороны, ей нет смысла это делать, ведь она только что получила власть.
С другой стороны, эта власть не является полностью легитимной для избирателей и оппозиции. Ведь когда консерваторы выигрывали выборы, Мэй не была лидером партии.
Кроме того, в 2007 году именно Мэй критиковала Гордона Брауна, лидера лейбористов, когда тот стал премьером после ухода Тони Блэра – но не хотел объявлять новых выборов. Тогда Мэй назвала поведение Брауна трусостью.

Если же Мэй объявит новые выборы, возникает много вопросов. Прежде всего по выходу Великобритании из ЕС. На какой платформе будут идти на выборы консерваторы? И на какой будут идти лейбористы или либерал-демократы?
И если партия будет агитировать за то, чтобы остаться в ЕС, победит на выборах – это может означать, что новое правительство не будет соответствовать статье 50 Лиссабонского договора. Следовательно, выхода Британии из ЕС так и не произойдет.
Великобритания и женщины
Тереза ​​Мэй будет первой после Маргарет Тэтчер женщиной, которая стала премьером Великобритании.
В правительстве консерваторов она часто занималась вопросами женщин и гендерного равенства: была министром по этим темам в 2010-2012 и «теневым» министром (когда консерваторы были в оппозиции) в 2007-2010.
Поэтому от ее премьерства можно ожидать большого акцента на гендерных вопросах.
С другой стороны, именно женская тема стала одним из неприятных эпизодов нынешней британской политики – когда Андреа Лидсом дала понять, что лучше понимает будущее, потому что у нее есть дети, а у Терезы ​​Мэй – нет. Это сейчас является одним из тех скандалов, о которых говорит британская пресса.

Если в ноябре американские выборы выиграет Хиллари Клинтон, будет наблюдаться интересная тенденция: лидерами трех мощных стран планеты (США, Германии и Великобритании) будут женщины.
Это может быть еще одной политической революцией, которая откроет гораздо больше возможностей для гендерного равенства в политике и обществе.
/Владимир Ермоленко, Громадське.Мир