NYT: Китай производит половину всех электрокаров в мире и контролирует изготовление аккумуляторов к ним

Мужчина рассматривает электрический седан P7i от китайского автопроизводителя Xpeng в выставочном зале в Пекине, 13 апреля 2023 года
Мужчина рассматривает электрический седан P7i от китайского автопроизводителя Xpeng в выставочном зале в Пекине, 13 апреля 2023 годаAP Photo / Ng Han Guan

На китайские автомобильные заводы приходится 54% мирового производства электромобилей. Кроме того, страна стала крупнейшим производителем аккумуляторов для таких автомобилей.

Об этом пишет The New York Times.

Издание отмечает, что, несмотря на миллиардные инвестиции западных стран, Китай все равно опережает их в производстве электрокаров: он добывает редкие минералы, обучает инженеров и строит огромные заводы — остальному миру могут понадобиться десятилетия, чтобы догнать китайцев.

По оценкам консалтинговой группы Benchmark Minerals, к 2030 году Китай будет производить вдвое больше аккумуляторов, чем все остальные страны взяты вместе.

Китай контролирует 41% мировой добычи кобальта, в частности в Конго, и 28% лития — эти металлы нужны для изготовления наиболее распространенного типа аккумуляторов для электрокаров.

Также Китай не имеет проблем с поставкой никеля, марганца и графита.

Западные страны также владеют шахтами за границей и пытаются догнать Китай, но они неохотнее вкладывают деньги в страны с нестабильными правительствами или плохой трудовой практикой. Кроме того, они медленно наращивают свое производство, добавляет NYT.

Новой западной шахте может понадобиться более 20 лет, чтобы выйти на полную производительность. Несмотря на то, что Соединенные Штаты инвестируют средства, чтобы получить значительные запасы лития, эти усилия сталкиваются с рядом местных и экологических проблем.

Поэтому мир в переработке полезных ископаемых полагается на Китай. Так, по данным NYT, в Китае очищается:

  • 95% марганца;
  • 73% кобальта;
  • 70% графита;
  • 67% лития;
  • 63% никеля.

Процесс переработки нуждается в большом количестве энергии. Китайское правительство обеспечило отечественные компании дешевой землей и энергией. Это позволило им увеличить переработку полезных ископаемых и одновременно снизить затраты.

Также переработка часто приводит к загрязнению, а китайские заводы выигрывают от менее строгих экологических норм. Так, шлифование графита влечет загрязнение воздуха. При переработке никеля образуются токсичные отходы, которые нужно утилизировать в особых контейнерах в океане либо под землей. Эксперты говорят, что использование более экологичных методов переработки минералов для аккумуляторов повышает затраты.

По словам Хайнера Хэймеса, профессора Аахенского университета RWTH в Германии, Китай может строить заводы по производству аккумуляторов почти вдвое дешевле стран Северной Америки или Европы. Основные причины: затраты на рабочую силу ниже, а в Китае больше производителей оборудования.

Как объясняет издание, самым важным компонентом аккумулятора является катод. До последнего времени наиболее распространенный катод, также известный как NMC, состоял из комбинации никеля, кобальта и марганца. Эта формула позволяет аккумулятору накапливать много электроэнергии в небольшом пространстве, обеспечивая электромобилю больший запас хода.

Китай инвестировал в более дешевую альтернативу, которая сейчас заняла половину рынка катодов. Эти катоды, известные как LFP, используют широко доступные железо и фосфат вместо никеля, марганца и кобальта.

Эксперты отмечают, что для любой другой страны почти невозможно стать самостоятельной в цепочке поставок аккумуляторов, независимо от того, имеет ли она более дешевую рабочую силу или находит других глобальных партнеров. Компании в любой точке мира стараются создать партнерские отношения с китайскими производителями, чтобы войти в отрасль или расширить ее.