Депутаты приняли государственный бюджет Украины на 2019 год в 6 утра. Итак, эта ночь стала самой длинной из проведенных ими в стенах парламента. В бюджет записали курс доллара по 29,4 гривны, прожиточный минимум — 1638 гривен ($55), минимальную зарплату — до 4173 гривен ($142). Громадское рассказывает, на что будут тратиться государственные деньги уже через полтора месяца.

Настя Иванцова, Любомира Ремажевская, Тата Кривенко, Дарья Проказа

Депутаты приняли государственный бюджет Украины на 2019 год в 6 утра. Итак, эта ночь стала самой длинной из проведенных ими в стенах парламента. В бюджет записали курс доллара по 29,4 гривны, прожиточный минимум — 1638 гривен ($55), минимальную зарплату — до 4173 гривен ($142). Громадское рассказывает, на что будут тратиться государственные деньги уже через полтора месяца.

В 2019 году на развитие и обеспечение работы экономики государство планирует потратить более 1 трлн гривен ($34 млрд), из которых пятая часть пойдет на социальные нужды, еще почти столько же — на силовые и оборонные структуры.

Всего между первым и вторым чтением депутаты увеличили расходы и доходы почти на 18 млрд гривен ($6,1 млрд). Несмотря на это, дефицит бюджета остался неизменным (2,3%). Рост ВВП, по прогнозам парламентариев, будет на уровне 3% при инфляции 7,4%.

Назначенная вчера министр финансов Оксана Маркарова объяснила, что подготовленный ко второму чтению проект госбюджета «изменился не драматично»: добавили денег Минобороне, социальной защите, немного образованию и дорожной инфраструктуре.

Эксперты называют этот бюджет консервативным и составленным под требования Международного валютного фонда.

«Этот бюджет до известной степени был сложным, поскольку следовало соотнести требования МВФ и сдержанность роста доходов, расходов и дефицита с аппетитами депутатов и правящей верхушки в предвыборный год. Но влияние МВФ является более сильным, так как между первым и вторым чтением бюджет увеличился только на 1-2%, а дефицит остался неизменным, несмотря на то, что определенные депутатские прихоти выполнили», — рассказывает заместитель руководителя Центра экономической стратегии Мария Репко.

РАСХОДЫ

Если представить бюджетные расходы как стопку из 10 книжек, то 1,5 из них в следующем году пойдет на обслуживание долга, еще по 2 — на социалку и силовой блок, по 1 придется на медицину и образование. А оставшиеся 2 поделят между собой все прочие министерства и ведомства.

Проект бюджета, представленный в первом чтении, предусматривал уменьшение расходов на Администрацию президента (-11%), Кабмин (-9%) и Верховную Раду (-4%) по сравнению с прошлым годом. Но этого не случится. Напротив, содержание этих институтов будет стоить украинцам дороже.

В последние годы расходы на центральные органы власти постоянно росли. В конце концов, этот год не стал исключением. Не изменились только расходы на президентскую администрацию, аппарат парламента получит на 8% больше, чем в прошлом году, а Кабмин — на 17%. Добавим сюда еще почти 2,5 млрд гривен ($85 млн), которые потратят на выборы президента, и почти 2 млрд ($68 млн) на выборы парламента.

Но больше всего средств в 2019 году потратит Министерство финансов: только на погашение и обслуживание госдолга пойдет более 400 млрд гривен ($13,6 млрд).

В то же время бюджет самого Минфина урезали на 3 млрд гривен ($102 млн). Экономить им придется на всем.

Но серьезнее всего сократили дотации местным бюджетам — на целый миллиард ($29 млн).

Всего на местах в 2019 году получат почти 305 млрд гривен ($11 млрд) на целевые программы: около 122 млрд ($4,4 млрд) на субсидии, почти 73 млрд ($2,6 млрд) на образование. Больше всего денег дадут Львовской и Днепропетровской областям, меньше всего — Луганской и Кировоградской.

Медицина — 95,7 млрд гривен ($3,25 млрд, или на 10% больше, чем в прошлом году)

Сюда входят все бесплатные медицинские услуги страны: образование для медиков, лекарства, вакцины, информационные кампании, экспериментальное лечение и диагностика болезней.

⅔ этих денег (55 млрд гривен — $1,87 млрд) пойдут в регионы — на медицинские учреждения, которых до сих пор не коснулась реформа — специализированные амбулатории, стационарную и экстренную медицинскую помощь.

На пилотное внедрение реформы вторичного звена медицины в ряде регионов выделили 2 млрд гривен ($68 млн).

Вдвое вырастут расходы на первичную медицинскую помощь — более 19 млрд гривен ($646 млн) пойдут Национальной службе здоровья. Напомним, ее создали в 2018-м, чтобы распределять государственные средства между семейными врачами и терапевтами.

С января 2019 года семейные врачи и терапевты будут получать деньги исключительно по системе «деньги следуют за пациентом».

Врачей второго и третьего звена изменения ожидают с 2020 года. По плану, финансирование медицины за 2 года должно вырасти в 2,3 раза.

На лечение граждан за рубежом правительство выделило ровно столько, сколько предполагалось в бюджете 2018 — 389,9 млн гривен ($13 млн).

Бюджет Минздрава — один из крупнейших среди министерств Украины, однако денег покрыть все медицинские программы для пациентов не хватает.

«Государственные программы обеспечили только на 80% — это детская онкология. А взрослые, даже при условии перераспределения денег и выделения 463 млн на закупку лекарств, все равно покрыты только на 35% от требуемой суммы. Нужно еще минимум 11 млрд ($374 млн). А в следующем году, если запустим государственный гарантированный пакет медицинских услуг, нужно будет найти еще минимум 50 млрд ($1,73 млрд)», — рассказывает Оксана Корчинская, заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам здравоохранения.

Среди профинансированных программ на следующий год есть такие, которые существенно не изменились. Это «Бесплатная диагностика» (2 млрд гривен — $68 млн), «Доступные лекарства» (1 млрд гривен — $34 млн), и закупка лекарств для больных, которые не могут самостоятельно купить необходимые для жизни дорогие препараты (5,9 млрд гривен — $200 млн).

На реформу экстренной помощи пойдет чуть меньше миллиарда. А на развитие сети кардиоцентров — почти 150 млн гривен ($5,1 млн).

Образование — 126,9 млрд гривен ($4,31 млрд, или на 19% больше)

В бюджете посредством субвенций заложено почти 70 млрд гривен ($2,4 млрд) на зарплаты учителям средних школ. Впрочем, это не коснулось преподавателей профтехучилищ и воспитателей садиков, так что в следующем году им вряд ли стоит рассчитывать на рост зарплат.

Львиную долю составят академические стипендии студентам — 3,4 млрд гривен ($116 млн). В общей сложности это больше, чем в этом году, но на 15% меньше, чем в 2017-м.

Остальные средства пойдут на Академию наук, целевые программы, например, улучшение качества образования. В частности, бюджет предусматривает ремонт или строительство спортивных школ в регионах (150 млн гривен, $5,1 млн), курсы и тренинги для учителей (1,5 млрд, $51 млн).

Источники Громадского, близкие к Министерству образования и науки, рассказывают: эти деньги потратят на внедрение программ инклюзивного образования, которые курирует супруга президента Марина Порошенко.

Кроме того, 1 млрд выделили на президентскую программу поддержки образовательных и научных программ для молодежи, предусматривающую, например, проведение интернета в сельские школы. Депутатов возмутил такой пункт в бюджете, ведь выделенные для подобных целей деньги считают профинансированной из бюджета предвыборной программой Петра Порошенко.

Почти 1,25 млрд ($42 млн) гривен потратят на образовательную реформу, в школах продолжат внедрять программу «Новая украинская школа»: приобретут новую мебель, переоборудуют классы и закупят новые учебники для первоклашек.

Еще миллиард пойдет на улучшение среднего образования для остальных классов. А чуть больше 500 млн ($17 млн) выделят на обеспечение образования для учащихся с особыми потребностями.

Культура — 7 млрд гривен ($23,8 млн, как и в прошлом году)

В масштабах страны и мира — это небольшие деньги. К примеру, бюджет музыкальной драмы «Богемная рапсодия», который вышел в этом году, составил $54 млн, то есть почти 15 млрд гривен. Это вдвое больше всего финансирования культуры Украины в год.

В 2018 году по сравнению с предыдущими годами, бюджет культуры увеличился вдвое. В следующем году чиновники оставляют примерно ту же сумму. Из них почти 2 млрд идут на зарплаты рабочих и образование будущих художников.

  • 505 млн гривен ($17,2 млн) — кино
  • 710 млн гривен ($24,1 млн) — музеи и библиотеки.
  • 145,5 млн гривен ($4,9 млн) — книги
  • 1,157 млрд гривен ($39,3 млн) — национальные театры

В этом году сняли несколько десятков украинских фильмов. Все частично профинансировало государство. Например, на съемки «Дикого Поля» выделили 15 млн гривен ($0,51 млн) из 30 необходимых. Также дофинансировали съемки «Донбасса» Сергея Лозницы — 17 млн гривен  ($0,57 млн), и добавила на комедию «Бешеное свадьба» около 3 млн.

В целом финансирование именно развития киноиндустрии — это 500 млн гривен (7% от общего бюджета Минкульта).

На относительно небольшие инвестиционные проекты чиновники выделили по 7-10 млн гривен. Здесь есть реставрация замка в Жовкве Львовской области, а также переоборудование помещения для Львовской музыкальной академии.

Предусмотрели финансирование и для созданного в 2017 году Украинского культурного фонда — 700 млн гривен ($23,8 млн). Если есть идея книги, фильма или же кто-то мечтает стать организатором собственного международного музыкального фестиваля, можно подавать заявку и получить свою долю финансирования.

На четверть выросло финансирование Суспільного (Общественного телевидения, НСТУ) — 1 млрд гривен; впрочем, в этом году им так и не выплатили полную сумму. В целом же, по сравнению с предусмотренным законом об общественном вещании, НСТУ недофинансировали на порядка 800 млн гривен ($27,2 млн).

«1 млн 5 млн 100 гривен вместо 1 млрд 816 млн. Это значит, что жить НСТУ будет. Развиваться? — только за счет внутренних резервов, сокращения расходов, переформатирования структуры компании (да, опять), и все это — в условиях ожидания быстрых результатов со стороны общества», — написал на странице в Facebook Зураб Аласания, возглавляющий вещательную службу.

Силовой блок — 200 млрд гривен ($6,8 млрд)

Оборона и безопасность страны получат в следующем году чуть ли не больше всего денег среди всех министерств. В условиях войны эти направления для бюджета стали приоритетными. Поэтому расходы на безопасность и оборону страны еще в середине этого года закрепили в законе о национальной безопасности: они должны составлять не менее 5% от ВВП.

Эти деньги должны были разделить между собой оборона и безопасность в Украине. И здесь уже возник конфликт. Если в законе и сказано, что Министерству обороны нужно выделить не менее 3% ВВП, то на деле получалось меньше, о чем и заявил министр обороны Степан Полторак.

«У нас сегодня очень много вызовов, продолжительность ведения боевых действий в зоне ООС требует значительных средств. 40 тысяч военнослужащих находятся в тяжелых условиях, в окопах, теряют здоровье и жизнь. Проблемы оборудования баз, арсеналов и складов... Эта проблема была заложена очень давно, годами ее никто не решал. Большинство баз и арсеналов, где произошли чрезвычайные события, подпадали под сокращение. Более того, не выделялось достаточного ресурса, а соответствующие руководители не принимали решений о передислокации боеприпасов на другие базы».

По результатам переговоров Министерству обороны выделили 102 млрд гривен (на 17% больше чем в прошлом году). Среди приоритетных расходов — повышение зарплаты военным, сведения для них нового жилья (2 млрд гривен), развитие вооружения и военная техника.

На содержание армии в бюджете заложили 81,69 млрд гривен ($2,8 млн). И хотя это почти на 37% больше, чем в прошлом году, военные считают, что этого недостаточно. В августе глава Генштаба Виктор Муженко заявлял, что для содержания вооруженных сил нужно минимум 112 млрд гривен. 1,5 млрд гривен в 2019 году пойдет на утилизацию боеприпасов и содержание военных баз, арсеналов и складов.

На Министерство внутренних дел в бюджет заложили на четверть больше, чем в прошлом году — более 82 млрд ($2,8 млрд). Больше всего денег разделили между Нацполицией (30 млрд гривен), Нацгвардией, Службой безопасности, Миграционной службой и Госслужбой по чрезвычайным ситуациям. Больше всего возрастут расходы на Национальную полицию и СБУ (на 21% и 15% соответственно). Это обусловлено тем, что в 2019 году запустится новая программа социального обеспечения для полицейских.

Финансирование же Генеральной прокуратуры вырастет на 30 млн — до 7,2 млрд гривен ($245 млн).

Национальное антикоррупционное бюро Украины получит 868 млн гривен (почти $30 млн), Национальное агентство по предупреждению коррупции — 758 млн.

В то же время расходы на содержание новых антикоррупционных институтов (НАБУ, НАПК и Антикоррупционного суда) в 24 раза меньше расходов на содержание ГПУ, полиции и СБУ и почти в шесть раз меньше расходы на содержание налоговиков (11,45 млрд гривен).

Модернизация инфраструктуры

$35 млрд — именно столько денег нужно Украине для модернизации инфраструктуры. По крайней мере так говорят чиновники. Много ли это? Например, это больше, чем все поступления бюджета на следующий год. Но в бюджете-2019 на это заложили меньше, чем полпроцента от потребностей — всего 3,3 млрд гривен ($112 млн).

И что греха таить — это почти на 100 млн гривен больше, чем в прошлом году.

Из этих денег в министерстве, например, планируют начать строить аэропорт «Приднепровье» между Днепром и Запорожьем (200 млн), отремонтировать существующие аэропорты, обслуживать шлюзы на Днепре, углубить дно на причалах украинских морских портов.

Не забыли и о возмещении на доставку пенсий — Укрпочте от Пенсионного фонда перепадет 0,5 млрд гривен.

На дороги выделяют более 51 млрд гривен (почти на 28% больше, чем в 2018-м). Более четверти этих денег — на дороги в регионах.

Остальное,  собственно, бюджет Укравтодора. В начале 2018 года в Украине заработал Дорожный фонд —  деньги от акцизов на топливо и авто шли не в общий бюджетный котел, а именно на дороги и их обслуживание. Деньги использует каждая область самостоятельно. Прежде всего сумма на обслуживание автодорог возросла благодаря тому, что на ремонт дорог теперь будет идти не 50%, как в прошлом году, а 75% средств от акцизов и пошлин на бензин и автомобили.

На какие дороги пойдут эти деньги? Например, на направление Одесса — Рени (1,5 млрд), на дорогу от Кропивницкого в Николаев (1 млрд), объездную дорогу вокруг Ровно (2 млрд). 4 млрд гривен пойдет на проект Go Highway, соединяющий польский Гданьск с украинскими портами в Одессе, Николаеве и Херсоне.

В Укравтодоре говорят: еще около 5 млрд гривен в течение года Украина, вероятно, займет на дороги в международных партнеров. Поэтому суммарные расходы на дороги могут достичь 56 млрд гривен ($1,9 млрд).

Социалка — 198,6 млрд гривен ($6,75 млрд, на 32% больше)

Почти ⅕ бюджета получит Министерство социальной политики. Но этого недостаточно.

«Если у нас нет 1,3 млрд грн на то, чтобы Укрпочта разносила почту, если содержание ветеранских организаций дают всего 20 млн гривен, очень много соцпроблем не закрывается. В комитете была встреча с профсоюзами шахтеров — там дыра, в Пенсионном фонде не хватает более 100 млрд, поэтому какие могут быть предложения?» — жалуется председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере соцзащиты граждан Сергей Куницын.

Львиная доля расходов на социалку — покрытие дефицита убыточного Пенсионного фонда. На эту дыру, а также на выплату пенсий правительство направит около 168 миллиардов гривен ($5,7 млрд). Дефицит ПФУ также будет покрываться из налогов трудоспособного населения и от таможенного оформления «евроавтомобилей». По предварительным прогнозам, эта сумма составит около 1 млрд гривен.

Впрочем, несмотря на дефицит, пенсии продолжат расти. С июля пенсионеры будут получать не менее 1564 гривен ($53,2), а с 1 декабря 2019 года — 1 638 гривен ($55,7).

Возрастет и минимальная зарплата — на 450 гривен ($15,3), до конца года она достигнет 4173 гривен (менее $142).

Выплаты на ребенка, как и декретные, вопреки слухам, никуда не денутся. И даже вырастут — до конца года на детей до 6 лет родителям-одиночкам и многодетным будут выплачивать на 153 гривны ($5,2) больше, а для детей в возрасте от 6 до 18 лет помощь увеличат на 191 гривну ($6,5). Помощь при рождении ребенка останется такой же — 40 тысяч гривен ($1360).

Помощь внутренне перемещенным лицам правительство сократило на 5% — в 2019 году на это предусмотрено около 3 млрд гривен ($102 млн).

На субсидии населению следующем году дадут на 2 млрд больше, чем в прошлом году, — 55 млрд ($1,87 млрд). Напомним, в ближайшее время в Украине вырастут тарифы на газ, ведь это ключевое требование МВФ для предоставления Украине очередного транша.

Кроме того, с января 2019 года в Минфине обещают изменить систему выплат субсидий — их будут начислять не кубометрами, как раньше, а живыми деньгами. То есть помощь обещают начислять непосредственно на банковский счет. Он будет иметь специальный режим использования: сначала получатель субсидии оплачивает счет за коммунальные услуги. Если же в конце отопительного сезона на счету останутся деньги, их можно будет использовать по своему усмотрению.

Переход на новую систему пройдет в 3 этапа. Сначала живые деньги получать те, кто подается на субсидию впервые. С мая деньги на карточку начнут приходить тем, кто получает субсидию уже давно и даже летом. Это около 3 млн домохозяйств.

Остальные

Остальные министерств не могут похвастаться такими расходами, как Минсоцполитики. Минаграрополитики, например, потратит 14,8 млрд гривен ($503 млн, треть — на поддержку животноводства).

Министерство энергетики — менее 4-х млрд гривен ($130 млн). И если в прошлом году планировалось поддерживать производство угля, теперь большинство денег пойдет на реструктуризацию угольной отрасли. В то же время в бюджете остался пункт о государственной поддержке шахты № 10 «Нововолынская», с небольшими отклонениями переходящий из года в год.

Министерство экономического развития и торговли — 9,36 млрд гривен ($318 млн). Среди них — почти 3 млрд на пополнение уставного капитала Укроборонпрома, еще 2,5 — на реформы и развитие оборонной промышленности. Еще почти 2 млрд гривен получит Государственное космическое агентство.

Министерству экологии дадут меньше 9 млрд гривен ($306 млн). В основном их потратят на Госагентство водных ресурсов (4,28 млрд) и Агентство по управлению зоной отчуждения (2,9 млрд). На Чернобыльскую зону правительство планирует потратить на миллиард больше, чем в прошлом году: вырастут расходы на поддержку объекта «Укрытие» и появится новая расходная статья — восстановление объектов транспортной инфраструктуры зоны.

Расходы на Министерство иностранных дел почти не изменились, Министерство юстиции получит на миллиард больше (в основном на исполнительные службы), а вот Мининформполитики — на 300 млн меньше. Минрегионстрой — 2,7 млрд гривен.

ДОХОДЫ

Откуда возьмут средства?

В следующем году правительство планирует получить на 12% больше поступлений в бюджет, чем в прошлом году, — это 1,026 трлн гривен ($34,9 млрд).

Более 860 млрд ($29,25 млрд) — налоги. Треть — это налог на добавленную стоимость с импортируемых товаров, дальше — акциз и рента на пользование недрами. Вырастут и поступления от налога на прибыль (почти на 3 млрд гривен), и от растаможивания авто (на 1 млрд гривен), благодаря новому закону о «евробляхы». Однако этот миллиард в зоне риска, ведь, по словам руководительницы Минфина, «все зависит от поведения водителей».

Около 100 млрд ($3,4 млрд) обеспечит деятельность государственных предприятий — половину в бюджет заплатит Нацбанк Украины (на 2 млрд больше, чем в прошлом году), другая половина — дивиденды государству как собственнику предприятий. Впрочем, деньги из НБУ под вопросом, ведь Нацбанк перечисляет в бюджет деньги после результатов финансового аудита, поэтому, будут ли планы отвечать действительности, станет ясно только после того, как этот аудит проведут.

Выросла и сумма ожидаемых заимствований — 345,9 млрд ($11,7 млрд), это наполовину больше, чем в прошлом году. Это связано с тем, что именно на 2019-2020 год приходятся значительные выплаты для погашения внешних облигаций Украины и кредитов МВФ, выданных в предыдущие годы. Поэтому чтобы расплатиться с долгами, Украине придется снова занимать.

Еще один источник финансирования бюджета — приватизация государственного имущества. В следующем году от приватизации планируется получить более 17 млрд гривен ($578 млн). В этом году планировали продать госимущества на 21,3 млрд ($724 млн). Но планы выполнить не удалось, поэтому чиновники аппетиты уменьшили.

Ранее сама руководительница Минфина Оксана Маркарова говорила, что выполнить этот показатель не удастся. По ее мнению, основной эффект от приватизации государство увидит в 2019 году.

10 мая Кабинет министров утвердил перечень объектов «большой приватизации». В частности, в него вошли Центрэнерго, Одесский припортовый завод, Сумыхимпром (приватизация которых завершится по правилам предыдущего закона о приватизации), Объединенная горно-химическая компания, Завод Электротяжмаш, Аграрный фонд, Государственная продовольственная зерновая корпорация Украины и т.д. Ожидается, что часть этих предприятий продадут уже в следующем году, хотя конкурс на Центрэнерго собираются провести до конца 2018-го.

Поделиться:
spilnokosht desktopspilnokosht mobile