«Очередь за свободой»: как польки во время эпидемии протестуют против ужесточения закона об абортах

Активистки кампании «Женщины бастуют: мы не складываем зонтиков» протестуют против законопроекта о запрете абортов в Гданьске, Польша, 15 апреля 2020 года. Первый массовый протест участников кампании состоялся 3 октября 2016 года, в тот день лил дождь, манифестанты были под зонтиками, с тех пор зонтик стала символом этого женского движения
Активистки кампании «Женщины бастуют: мы не складываем зонтиков» протестуют против законопроекта о запрете абортов в Гданьске, Польша, 15 апреля 2020 года. Первый массовый протест участников кампании состоялся 3 октября 2016 года, в тот день лил дождь, манифестанты были под зонтиками, с тех пор зонтик стала символом этого женского движенияEPA-EFE/ADAM WARZAWA

Пока мир размышляет, как бороться с коронавирусом, польские власти решили еще больше усилить и без того строгие законы в отношении абортов. В последние годы попытки местных политиков ограничить репродуктивные права полек вызвали многотысячные акции протеста. Но как протестовать во время пандемии, когда массовые собрания опасны и запрещены?

На первый взгляд, это обычная очередь в магазин, которых в последние недели много. Почти все в масках, многие надели латексные перчатки. В магазин пускают по одному человеку, так что на улице простоишь где-то час. 2 метра до того, кто перед тобой, 2 метра до того, кто за тобой.

Но у всех в этой очереди есть плакаты, печатные или самодельные. «Ад женщин», «У меня есть право выбора», «Аборт это нормально», «Мое тело — мое дело», много рисунков — женское лицо в медицинской маске с символом молнии.

Такую картину на прошлой неделе можно было увидеть в центре Варшавы, Кракова, Люблина, а также десятков других польских городов и городков. Польские женщины, а также мужчины, уже в десятый раз за последние 4 года вышли на улицу с черными зонтиками, чтобы продемонстрировать несогласие с усилением и без того строгого законодательства в отношении абортов.

То, что Сейм снова взялся за тему женских репродукционных прав именно сейчас, немало поляков восприняли как особый цинизм и, несмотря на эпидемию коронавируса, решили протестовать.

Проект из «морозильника»

Несмотря на карантин, 15 и 16 апреля Сейм рассмотрел в первом чтении законопроект «Остановить аборты» от общественной инициативы с идентичным названием. Ее лидер Кайя Годек, юрист и мать ребенка с синдромом Дауна, требует, чтобы из польского законодательства о прерывании беременности — одного из самых суровых в ЕС — исключили одно из трех исключений, согласно которому аборт провести разрешено, а именно — тяжелые генетические пороки плода.

В 2018 году в Польше было сделано 1076 абортов, 98% — именно по этой причине. Итак, нововведение может почти полностью лишить полек возможности прерывания беременности. Годек говорит о «возвращении достоинства эмбрионам» и «прекращении евгенических пыток», ее оппонентки — об издевательствах над женщинами, которых заставят 9 месяцев вынашивать часто нежизнеспособный вне тела матери плод. Критики проекта также отмечают, что запрет ухудшит доступ к пренатальным исследованиям — государственные больницы перестанут направлять пациенток на дополнительные исследования, если беременность и так нельзя прервать.

Лидер инициативы «Остановить аборты» и одноименного парламентского законопроекта Кайя Годек выступает во время заседания Сейма и обсуждения вопросов по усилению законодательства в отношении абортов, Варшава, Польша, 15 апреля 2020EPA-EFE/RADEK PIETRUSZKA

Первый проект, направленный на полный запрет абортов, Годек представила в Сейме еще в 2013 году — тогда под ним подписались более 830 тысяч поляков. Однако правящая тогда центристская партия «Гражданская платформа» не дала делу ход. Тема вернулась с новой силой после 2015 года, когда парламентские выборы выиграла консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС). Во время кампании лидер партии Ярослав Качиньский приложил много усилий, чтобы получить голоса деятелей prolife-движений, и проект Годек вернулся в зал Сейма осенью 2016-го.

Тогда в ответ в более чем ста польских городах прошли «черные протесты» — марши женщин, которые по примеру исландских активисток 1970-х отказались ходить на работу. Акции в поддержку полек состоялись в нескольких десятков странах мира, участие в «черных протестах» приняло до 200 тысяч человек — это был первое столь масштабное массовое выступление против политики ПиС. В результате, Сейм проект отверг и направил на доработку, или, как выражаются польские политические комментаторы, — в «морозильник». Проект не идет дальше, но его можно в удобный момент возвращать в сессионный зал.

Так произошло и на этот раз — в последний раз проект Годек был направлен еще в Сейм предыдущей каденции, и у нового парламента, избранного в октябре 2019-го, было полгода, чтобы поставить его на первое голосование. Но тот факт, что политики вернулись к делу именно во время эпидемии и режима общей изоляции, зная, насколько противоречива эта тема, во многих вызвал возмущение.

«Вы нас держите за идиотов? — спрашивала 15 апреля с трибуны Сейма депутат от левых Магдалена Беят. — То, что вы сегодня говорите нам рассматривать этот бездушный, варварский проект — это вершина лицемерия и цинизма».

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на Спильнокошти. Любая помощь имеет большое значение.
Депутаты оппозиционной партии «Гражданская платформа» во время пресс-конфереции по законопроекту о запрете абортов в кулуарах парламента, Варшава, Польша, 15 апреля 2020 года. Слева направо: Агнешка Помаська, Малгожата Трач, Екатерина Любнауер, Ивона Козловская, Малгожата Кидава-Блонская и Паулина Хенниг-КлоскаEPA-EFE/RADEK PIETRUSZKA

«Мое возмущение увидишь в моем окне»

В Польше с середины марта действуют жесткие противоэпидемические мероприятия. Сегодня полякам нельзя выходить на улицу, кроме как на работу, в магазин и к врачу. Массовые собрания запрещены, даже люди, которые живут вместе, на улице должны держать дистанцию 2 метра друг от друга.

Поэтому карантин поставил перед организаторками «черных протестов» — объединением «Общепольская забастовка женщин» — вопрос: как протестовать? То, что ПиС не особо переживает из-за возмущения в соцсетях, доказали интернет-протесты против судебной реформы. Решили сфокусироваться на легальных методах: размещение протестной графики на частных авто, «очереди за свободой» — демонстрация лозунгов во время стояния в очереди в магазин, плакаты на окнах.

«Вместе с 4-летней дочерью мы сделали плакаты и повесили их на окно так, чтобы их было видно с улицы, — рассказывает участница протеста Катажина Квятковская-Москалевич, репортерка и исследовательница истории послевоенной Польши. — Хотя уже прошло несколько дней, я все еще разъяренная: польские власти, опасаясь массовых протестов, как в предыдущие годы, цинично используют собственные антивирусные запреты. Я давно не чувствовала себя настолько бессильной и разгневанной».

Участники и участницы акции протеста против парламентского законопроекта, который запрещает аборты в стране, Познань, Польша, 14 апреля 2020 года. Протестующие в масках выстроились в очередь у магазина, чтобы не нарушать официальных положений карантина в Польше из-за пандемии коронавирусаEPA-EFE/JAKUB KACZMARCZYK

О чувстве особого бессилия писало немало участников женских групп поддержки в соцсетях.

«Люди умирают из-за вируса, теряют работу, заперты в четырех стенах. У многих из нас будет посттравматический синдром после этой эпидемии. А здесь добавляется очередной повод для страха — если я забеременею, и плод будет больной, деформирован, не способен к самостоятельной жизни, мое государство все равно заставит его выносить и родить», — популярный пост в закрытой группе «Девушки девушкам», что объединяет более 100 тысяч человек.

Женщины также отмечают, что пандемия и карантин вызвали резкий рост количества случаев домашнего насилия в Польше. Жены и дети замкнуты в одной квартире со своими палачами, но этот вопрос власти не обеспокоил — Министерство труда, семьи и социальной политики предлагает потерпевшим удаленный мониторинг ситуации. По мнению ведомства, переезжать от агрессора сейчас не стоит — это чревато общей эпидемиологической ситуацией.

Хотя участники протестов на улице стояли в очереди, на расстоянии друг от друга, полиция все равно выписала некоторым штрафы. А государственный канал TVP Info сравнил молнию на их масках с символикой СС.

«Невероятно, как пандемия ускорила процесс распада демократии», — говорит на это Квятковская-Москалевич.

Активисты и активистки феминистских движений раздают защитные маски под лозунгом «Маска — это не кляп», таким образом выражая протест против законопроекта о запрете абортов, Лодзь, Польша, 15 апреля 2020EPA-EFE/GRZEGORZ MICHALOWSKI

Перед следующей битвой

16 апреля Сейм решил снова направить проект «Остановить аборты» на доработку в парламентские комитеты. Победа ли это протеста?

По мнению Квятковской-Москалевич, трудно оценивать ситуацию в категориях успеха или поражения.

«Все больше женщин присоединяется к движению за свои права, как гражданки мы сдали очередной экзамен. Но мы до сих пор являемся заложницами этой власти, которая будет шантажировать нас варварским проектом. Аборт — это процедура, плод не является человеком, а женщина есть, и это она имеет право принимать решения относительно собственного тела. Дело не закрыто, пока у полек не будет свободного доступа к безопасному прерыванию беременности», — говорит она.

«Еще никогда мы не были так близки к поражению, как сейчас. Так что не забирайте радости себе. Не отнимайте радости нам. Отдыхайте. А потом читайте книги — не о политике, социологии или феминизме, а о войне. Потому что на этом противостояние не завершено», — пишут организаторки «Общепольской забастовки женщин».

Протестующие в защитных масках держат плакаты с лозунгами против запрета абортов в Польше и наказания за сексуальное образование, Щецин, Польша, 14 апреля 2020 года. Участники акции выстроились в очередь у магазина, чтобы не нарушать официальных положений карантина в Польше из-за пандемии коронавирусаEPA-EFE/MARCIN BIELECKI

Кроме ужесточения законодательства об абортах, Сейм на прошлой неделе рассмотрел еще несколько законопроектов, которые особенно разжигают эмоции в польском обществе: об участии несовершеннолетних в охотах, реституции еврейского довоенного имущества, запрете сексуального просвещения в школах. Все они также отправились на доработку.

Эксперты не сомневаются: ПиС недаром заинтересовался этими противоречивыми инициативами сейчас, потому что хочет отвлечь внимание общества от ситуации в экономике (где уже начались массовые увольнения и падение производства из-за коронавируса) и политике (несмотря на эпидемию, правительство намерено провести президентские выборы, назначенные на 10 мая).

Хотя все западные страны перенесли любые голосования на время эпидемии, ПиС благодаря большинству в Сейме принял закон о выборах по почте. Такое решение критикует оппозиция и международное сообщество — ведь нет времени на надлежащие приготовления, кандидаты лишены равного доступа к агитации, а так же не будет наблюдателей.

Поэтому не исключено, что очередей с плакатами в ближайшие недели на улицах польских городов станет больше.

автор: Елена Бабакова