«Один самолет выполняет функции артиллерийской батареи»: как авиация приближает нас к победе

Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29hromadske

Ракеты и беспилотники, которые использует рф, в частности иранские, регулярно атакуют жилые кварталы и убивают украинцев. И хотя наша ПВО успешно сбивает много российских ракет и БПЛА, они до сих пор пробивают эту линию защиты, потому что Украине, кроме прочего, не хватает стальных птиц. Как бои в небе влияют на ход войны и перспективы получения новых самолетов от союзников — в материале.

Отправить на голову врагу сразу 4 тонны

«Авиация может совершить едва ли не самую мощную атаку. Один самолет выполняет функции целой артиллерийской батареи. Су-25 имеет 11 точек подвески, на которых можно разместить около 4 тонн вооружения: разнообразные бомбы, ракеты и блоки неуправляемых авиационных ракет. И он может все эти 4 тонны сразу отправить врагу на голову. Самолет способен добраться до целей, до которых не дотягивается артиллерия, ведь она ограничена расстоянием 30 километров», — рассказывает военный летчик-инструктор, полковник запаса ВСУ Роман Свитан.

В мировой истории есть примеры, когда именно боевая авиация на 99% определяла успех военной операции. Таковой, например, была операция «Буря в пустыне», которую в ночь с 16 на 17 января 1991 года коалиция во главе с США провела в Ираке. Тогда более тысячи самолетов бомбили военные объекты. И только после этого началась вторая фаза операции — наступление наземных войск. Через четыре дня Кувейт освободили.

Украина также успешно применяла боевую авиацию в начале российско-украинской войны в 2014 году. После полномасштабного вторжения украинские штурмовые самолеты периодически уничтожают российскую технику, боеприпасы и опорные пункты. Наши пилоты ежедневно выполняют около полутора десятков вылетов в Херсонскую область, отмечает бывший командующий Воздушными силами, генерал Сергей Дроздов.

«Они поддерживают наземные войска во время контрнаступления. Конечно, это хорошо работает в комплексе. Мы понимаем, что без артиллерии, ракетных войск и пехоты ничего не будет. Последние должны идти вперед и отвоевать территории», — отмечает Дроздов.

По словам генерала, авиация также подстраховывает артиллеристов. Если у «богов войны» (так называют артиллеристов) возникли проблемы с боеприпасами, то пилоты могут взять на себя их боевую задачу.

«Тот же “Грач” (одноместный штурмовик Су-25, — ред.) используют только на участках, где уничтожена враждебная ПВО, иначе его легко собьют. То есть сначала создают специальные коридоры, чтобы самолет мог пройти. Этим занимаются диверсионные группы, которые уничтожают вражескую ПВО или используют противорадиолокационные ракеты HARM, которые Украина получила от США», — рассказывает Дроздов.

Американские ракеты позволили подавить вражескую противовоздушную оборону в Херсонской области — как на правом, так и на левом берегу Днепра, считает полковник запаса ВСУ Роман Свитан.

«В “мозг” ракеты HARM записаны частоты и последовательность импульсов всех радиолокационных российских систем. Работает функция запоминания, ракета идет на радар. И даже если его отключат, она определяет, откуда был последний импульс, и летит в эту точку. Большинство систем ПВО работают в комплексе — радар и пусковая установка. Конечно, россияне пытаются подтянуть новые радары, но это занимает некоторое время. А без них, например, российский С-300 слепнет и превращается в металлолом», — объясняет Свитан.

В то же время, штурмовики все еще могут быть сбиты переносными зенитно-ракетными комплексами и вражескими истребителями. «Поэтому нельзя сказать, что наши самолеты там в полной безопасности», — отмечает один из «призраков Киева», пилот «Джус».

69 украинских истребителей против 772 российских: как удалось не отдать небо

В начале полномасштабного вторжения, согласно данным FlightGlobal, на вооружении россии находилось примерно полторы тысячи боевых самолетов: 772 истребителя, 196 штурмовиков, 543 бомбардировщика. Украинский авиапарк тогда значительно отставал: 69 истребителей, 17 штурмовиков и 12 бомбардировщиков.

В 1991 году воздушный флот Украины насчитывал около 1100 боевых самолетов.

Так, одних только МиГ-29 было 220 единиц. Однако их количество ежегодно уменьшалось, самолеты отправляли на консервацию, рассказывает экс-командующий Воздушными силами Сергей Дроздов. Кроме того, за время независимости ни один самолет не пополнил украинский авиапарк. Разве что после российской агрессии в 2014 году восстановили небольшое количество стальных птиц.

«Выделявшегося ресурса едва хватало, чтобы поддерживать в исправном состоянии существующий воздушный флот. От Генерального штаба был запрос на новые самолеты еще с 2014 года, но на уровне правительства и парламента этот вопрос не решался с учетом экономических мощностей государства», — рассказывает Сергей Дроздов. По его словам, если бы Украина получила современные платформы раньше, то сейчас наши Воздушные силы могли бы быть вдвое более эффективными.

Выстоять в начале полномасштабного вторжения удалось только благодаря профессиональности военных. Ведь россияне планировали уничтожить украинскую авиацию и силы ПВО и захватить воздушное пространство Украины уже в первые дни войны. Однако украинские военные рассредоточились и действовали отдельными подразделениями.

«Начиная с 2014 года мы ввели мобильные огневые группы зенитно-ракетных войск. Они работали раздельно, не в составе дивизиона. Самолеты мы также сосредотачивали в неочевидных местах, где можно было выполнять задачи. Готовили новые аэродромы», — объясняет Сергей Дроздов.

Он отмечает, что преимущества в воздухе сейчас нет ни у одной из сторон. Все это благодаря успешной работе украинской ПВО: «Они (россияне, — ред.) не могут глубоко залететь на контролируемую нами территорию — и наоборот».

Бывший командующий Воздушными силами генерал Сергей Дроздовhromadske

россияне истерически используют авиацию и из-за этого теряют по несколько самолетов в сутки

В первые недели полномасштабного вторжения вся Украина наблюдала противостояние наших и российских самолетов. Были бои и в небе над Киевом. Тогда украинские истребители не раз успешно защищали столицу от захватчиков. Эксперты единодушны: мастерство российских пилотов значительно ниже украинских.

Ведь истребители советского производства МиГ-29, стоящие на вооружении Воздушных сил, уступают российским Су-30, Су-35 или МиГ-31 более дальнобойным, а на вооружении у них стоят ракеты с активной головкой самонаведения. То есть российский пилот может навестись на цель, запустить ракету и выполнять уже другой маневр. Украинский летчик вынужден «подсвечивать» врага: сопровождать своим радаром ракету до поражения объекта.

Такой разрыв в технологиях дает большое преимущество врагу в воздушных сражениях, рассказывает «Джус».

«В случае контакта с вражеским истребителем, даже если вы оказались на приемлемом расстоянии, он просто повернет домой, включит форсаж и убежит, не оставив шанса сбить его. А в это время его ракета уже летит в тебя. Кроме того, их радары имеют большую эффективную дальность. Ты только начинаешь искать цель со своим стареньким радаром, а тебя уже держат на прицеле».

Как объясняет «Джус», в начале войны еще не сформировалась так называемая линия воздушного фронта (зона, перекрытая ПВО вдоль всей линии столкновения, — ред.). Поэтому у наших пилотов было гораздо больше свободы действия и шансов достать противника, иногда даже удавалось сесть на хвост в ближнем бою.

«Использовали разные тактические приемы, вводили противника в заблуждение. Детали приемов я разглашать не могу, чтобы этой информацией не воспользовались. Да и сами россияне часто прибегали к довольно недальновидным маневрам, переоценивали себя и подставлялись. Они до сих пор истерически применяют авиацию в опасной манере. Например, когда их выбивали из Харьковской области, они теряли по несколько самолетов в сутки. Это желание задавить количеством, чтобы показать хоть какой-то результат. Иногда они летят прямо на убой».

Сейчас линия фронта в воздухе может быть десятки километров в ширину, а на некоторых высотах достигать даже сотни километров. Эта зона опасна для полетов и контролируется подразделениями ПВО.

«Вражеские истребители более дальнобойны. На их самолетах установлены ракеты Р-77, зона поражения которых превышает наши возможности в полтора-два раза, а ракеты Р-37 имеют преимущество в четыре-пять раз. То есть они могут запускать свои современные ракеты по воздушным целям, даже не заходя в эту опасную зону. А оперирование на линии фронта теми устаревшими ракетами, которые есть у нас, граничит с самоубийством. Даже если нужно уничтожить, например бомбардировщик, я запускаю ракету, а дальше ее нужно сопровождать на территорию, которую покрывает ПВО. Тогда я стану мишенью для вражеских С-400, “Буков” и других комплексов», — утверждает летчик.

«Джус» считает, что до тех пор, пока украинский воздушный флот не получит современное западное вооружение, целесообразнее будет избегать прямых контактов с вражескими истребителями.

«Одна из черт, отличающая нас от россиян, — более продуманный и осторожный подход к планированию задач. Мы не хотим лишний раз рисковать экипажем и самолетом. Поэтому, чтобы и дальше эффективно защищать свою землю с неба, нам нужно обновлять наш авиапарк».

«Стальные птицы» от партнеров. Будут ли подарки к Рождеству?

Этот вопрос не раз обсуждался на международной арене. Будь на то политическая воля США, Украина получила бы первые МиГи от Польши и Словакии еще в марте. Братислава с 1 сентября уже не использует свои 11 истребителей МиГ-29, именно их премьер-министр Эдуард Гегер обещал Киеву еще в апреле. Впрочем, сейчас эта инициатива зависла в режиме stand-by.

Прогнозами о том, когда Украина сможет получить самолеты от Запада, с hromadske поделился шведско-американский экономист и дипломат, бывший старший научный сотрудник аналитического центра Atlantic Council Андерс Аслунд.

«Союзники в ближайшие месяцы передадут платформы советского образца. Это будут МиГ-29 и Су из Восточной Европы. Страны получат финансовую компенсацию от США. Американцы постепенно отправляют в Украину все более передовое вооружение. По логике, следующие два шага — это боевые танки и советские самолеты. Этому также способствуют террористические удары россиян и поставки иранских дронов Shahed».

По мнению Аслунда, американские самолеты, вероятнее всего, прибудут через несколько месяцев после советских. То есть уж точно не в этом году.

Палата представителей Конгресса США еще в июле одобрила финансирование подготовки украинских пилотов, в частности, на своих F-15 и F-16. Законопроект предусматривает 100 миллионов долларов на тренировку украинских пилотов, однако его до сих пор не поддержал Сенат. Это могло бы стать первым шагом к получению Украиной американских платформ.

«Просто так американцы заявлений не делают. Мы надеемся, что это решение будет поддержано на самом высоком уровне. У нас есть около 10 молодых пилотов с боевым опытом. Они знают английский язык и готовы в любой момент начать обучение. Консультационные группы работают над этим вопросом. Следует также подготовить инженеров и инфраструктуру, взлетно-посадочные полосы. Но у нас есть аэродромы с покрытием, подходящим для американских самолетов», — рассказывает представитель командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Издание Politiko также подтверждает переговоры между Вашингтоном и Киевом о самолетах. Однако это делается «очень тихо», чтобы не привлекать внимания. Как отмечают журналисты, американские чиновники до сих пор обеспокоены тем, что такие высокотехнологичные платформы могут спровоцировать конфликт между россией и США.

«Американцы хотят выбрать самый подходящий момент для передачи. Он должен максимально спутать россиянам карты и повлиять на ход войны. Это произойдет тогда, когда они увидят стратегическую необходимость», — считает международник-американист, эксперт Совета внешней политики «Украинская призма» Александр Краев.

Если политическое решение все-таки будет принято, F-16 могут в максимально короткие сроки оказаться в Украине.

«Самолеты способны совершить быстрый перелет с дозаправкой в третьих странах. Можно даже выполнить дозаправку в воздухе и так получить по маршруту движения дополнительное горючее», — отмечает бывший командующий Воздушными силами Сергей Дроздов.

Американский истребитель F-16hromadske

Большой «конструктор Lego», который даст шанс украинским пилотам завоевать преимущество в воздухе

Когда говорят об обновлении украинского воздушного флота, чаще всего упоминают именно американские истребители F-16. Их используют почти полвека, с конца 70-х годов. За это время с конвейера сошло более 4,5 тысяч самолетов, которые отправили в 26 стран мира. F-16 — достаточно гибкая многофункциональная платформа — ее можно оснастить разнообразными комбинациями управляемых бомб и ракет. Они могут поражать как воздушные, так и наземные цели. Именно таким самолетом хотел бы управлять пилот «Джус».

«Вариантов модификации F-16 — десятки. Это такой огромный конструктор Lego. И для этой сравнительно старой платформы можно докупить множество высокоточного современного вооружения. Эти самолеты смогут дать нам шанс завоевать преимущество в воздухе, и Украина может получить их в достаточном количестве. У нас будут большие шансы на успех в борьбе против российских истребителей. Меткость и дальность поражения у них намного выше, чем у наших самолетов», — рассказывает «Джус».

Впрочем, по его словам, передача МиГ-29 от союзников хоть и усилит украинские Воздушные силы, но не изменит ситуацию в небе коренным образом. Ведь эти самолеты слишком устарели.

О высокой эффективности F-16 говорит также эксперт по военной авиации, научный сотрудник Королевского Объединенного института оборонных исследований Джастин Бронк.

«Они могут быть очень полезны в районе побережья и способны обеспечить безопасность торговых путей. Для таких операций можно использовать ракеты Harpoon, чтобы отбросить от Одессы корабли с крылатыми ракетами. Также эти самолеты легко сбивают и сами крылатые ракеты».

Как отмечает Бронк, чтобы достичь паритета в воздухе против технологических российских ракет Р-77, вместе с истребителями обязательно нужны американские ракеты AMRAAM.

Конечно, США имеют на вооружении и более современные платформы, такие как F-35 или F-22 Raptor. Однако их произвели в значительно меньшем количестве, поэтому наши Воздушные силы вряд ли получат эти истребители.

Автор: Евгений Шульгат