«Ой попід гай зелененький ходить Довбуш молоденький». Какую правду о знаменитом опрышке мы знаем

«… Пішов до Дзвінки, Стефанової жінки. Довбуш двері відчиняє, Стефан з поду стріляє».
92-летняя Дося Якубенко из прикарпатского Печенежина поет мне о самом трагическом моменте в жизни знаменитого украинского опрышка Олексы Довбуша: как панский запроданец Стефан Дзвинчук убил его на пороге своего дома.
«Говорили папа и мама мои, что он здесь родился, был бедный парень, панов и поляков бил. И пули его не брали — он об этом у ангела попросил, который ему явился», — Евдокия Ивановна пересказывает мне рассказы о Довбуше, которые запомнила с детства. Для нее Олекса не просто односельчанин, он сосед — как раз напротив Досиного дома стоял дом, в котором жили Довбуши.
В гости к Досе меня привел заведующий музеем Довбуша в Печенежине Иван Котив.
«Обидно, что режиссер Санин обошел наше село, когда снимал свой фильм о Довбуше, что не у нас состоялась премьера ленты. Не так много существует достоверных сведений об Олексе, но факт проживания семьи Довбушей именно в Печенежине является неоспоримым», — говорит Иван.
Больше всего информации о жизни Довбуша можно найти в различных юридических документах, в частности в жалобах польских панов на Олексу и протоколах судебных допросов опрышков. Протоколы допросов неграмотных крестьян составляли злые на Довбуша польские чиновники. Паны в жалобах выставляли его чертом из ада. Получается, что биографию Олексы 300 лет назад выписывали его заклятые враги — ясно, что делали они это предвзято.
«В биографии Довбуша непросто отделить многочисленные легенды от правдивых фактов. Вот и фильм Санина, в котором я был консультантом, является художественной, а не исторической лентой», — интригует директор музея Довбуша в Ивано-Франковске Юрий Срайчук.
Что ж, предлагаю вместе с hromadske поехать на Прикарпатье и попробовать реконструировать правдивую биографию Олексы Довбуша. Этот человек того стоит: с XVI и чуть ли не до начала XX века существовало в Украине движение опрышков, одновременно с Олексиной в Карпатах орудовало еще несколько ватаг опрышков, однако именно Довбуш стал для украинцев символом народного сопротивления несправедливой власти.
Чьих отцов сын?
Как свидетельствуют сохранившиеся в архивах договорные записи, в Печенежине Василий Довбуш (отец Олексы) снимал кладовку в доме хозяина Гавриила Твердюка. Из-за большой бедности ни дома, ни клочка земли семья не имела. Сейчас место в Печенежине, где стоял дом Твердюка, огорожено, а на нем установлен памятный знак.
По словам Ивана Котива, нашли это место благодаря старинным картам села. К тому же в Печенежине от поколения к поколению знают, какая семья на каком углу живет. Твердюки жили в урочище Калинник, через которое проходила дорога из окрестных сел в Коломыю.
По убеждению историка опришковского движения Владимира Грабовецкого, родился Олекса в 1700 году. В селе служба Божья до сих пор правится в православной Свято-Дмитриевской церкви, известной с середины XVII века. В ней и должен был быть окрещен Олекса. Но никакой записи об этом в церковных книгах нет, и самих книг того времени — тоже.
«Могло быть, что Василий Довбуш крестил сына дома без попа, а не в церкви. Среди тогдашних крестьян это была распространенная практика, потому что обряд стоил дорого. А если отец парня сам был старым опрышком, то он умышленно мог не обратиться к попу, потому что чем меньше власть о тебе знает, тем спокойнее ты живешь. Возможно, Довбуши поселились в Печенежине уже после рождения Олексы. По большому счету, год рождения Олексы Довбуша можно считать условным», — говорит Иван Котив.
Почему ушел в опрышки?
В опрышки Олекса пошел, как и все другие мужчины из Прикарпатья, — из-за бедности. Впервые в документах поляков Олекса-опрышок упоминается в 1738 году. Будем считать, что на то время ему было 38 лет. Но сведений о том, что Олекса имел свой дом или снимал отдельное от родительской каморки жилье, нет. Следовательно, ничем он не разжился.
«Украинские крестьяне-православные были крепостными польских панов-католиков, и поляки их считали рабочим быдлом. Работать на пана надо было и четыре, и пять дней в неделю, были периоды, когда барщина доходила и до семи дней в неделю! Даже четырехлетние дети уже должны были пасти барские овцы. А еще надо было отбывать многочисленные повинности — например, строить дороги, заготавливать лес. Платить бешеные налоги.
Ростовщики, польские паны давали займы крестьянам иногда под 300 процентов! За долги хозяева массово теряли свое имущество. И при этом они даже не могли защитить свои права в суде, потому что были крепостными!
В фильме Санина молодой Олекса служит в польском войске — режиссер мне говорил, что в каком-то польском архиве нашел запись о смоляке с фамилией Довбощук. Мол, вариант "Довбуш" был просто сокращением от этой фамилии. Но украинских крепостных поляки никогда не брали в свое войско! Олекса пошел в опрышки, потому что еще с XVI века для украинцев Карпат это был единственный способ сопротивления польской власти: не могу быть хозяином, то не буду и батраком», — говорит Юрий Срайчук.
Как испытывались опришки?
Ватага очень заботилась о своей безопасности, поэтому принимала мужчин в группу только после непростых испытаний. Чтобы не воровали, не соблазнялись на польские деньги, были ловкими, выносливыми. И умело орудовали барткой — боевым гуцульским топориком.
«Через пропасть перебрасывалась ель с ободранной корой — так, чтобы ствол был скользким. Мужчина должен был пройти над пропастью по ели. Не упал — значит, сможет убежать и от смоляков. Бартка для опрышков заменяла саблю. Поэтому для тех, кто хотел стать опрышком, ватага устраивала испытательный бой на топориках.
Барткой же проверялись сила воли и стойкость опрышка: он должен был положить растопыренную ладонь на пенек, а ватаг бил барткой между пальцами мужчины — и не смей отдернуть руку!
Подносили кандидату в опрышки и водки: проверяли, не болтает ли он пьяным языком, не выдаст ли когда-нибудь в кабаке опрышковские тайны. Подбрасывали ему деньги: если отдаст их предводителю — то честный человек, а если затаит, то такой за деньги сможет опрышков выдать польской власти», — рассказывает Иван Котов.
Если Олексу приняли в опрышки, это свидетельствует о том, что он успешно прошел все эти испытания. А если именно он стал ватагом, то действительно был лучшим среди своей группы опрышков.
Впоследствии, когда Довбуш возглавил ватагу, принимал присягу от опрышков. Ее слова сейчас можно найти на стенде музея в Печенежине. Иван Котов уверяет, что она аутентичная: «Я присягаю на цей топір вам, Дєдику, і вам, легені-братики. Ніколи не викажу, хоч би мене мучили, четвертували і палили в панській катівні. А коли б не дотримав присяги, хай мене не мине топір і ця опришківська зброя на землі і під землею».
Кого любил Довбуш?
Существует портрет Довбуша, написанный неизвестным автором в XVIII веке. Возможно, еще при жизни Олексы: видим высокого, коренастого, крепкого, уверенного в себе мужчину. Такой не мог не нравиться женщинам.
Сохранились протоколы допросов, где у опрышков и крестьян расспрашивают о жене Довбуша. Значит, она была? Или поляков интересовал сам факт ее существования? Есть письменные свидетельства, что Довбуш до 38 лет, пока не пошел в опрышки, жил в Печенежине. Записей о его венчании до сих пор никто не нашел. О его детях вообще нигде не упоминается. Парубковал?
«Кто бы венчал опрышка, если бы он занимался хозяйством, если польская власть везде следила за ними? Кто-то из мужчин женился до того, как пойти в опрышки, но его семью поляки могли постоянно преследовать. С весны до осени опрышки находились в горах, нападали на панов. Зиму они проводили в зимовниках. Какие там могли быть семьи? Довбуш, например, имел свой основной лагерь в урочище Свидовец, на горе Стог. Хотя некоторые опрышки на зиму возвращались домой, но чаще всего именно там их арестовывали поляки», — говорит Иван Котив.
По его словам, Довбуш, скорее всего, имел какую-то любаску. Если верить песням, то чуть ли не в каждом селе.
Как погиб Довбуш?
Легенды предлагают нам банальную версию: Стефан Дзвинчук подстерег любовника своей жены и убил его из ревности. Для остроты сюжета в своем фильме Олесь Санин делает брата Довбуша, Ивана, убийцей, которого Стефан нанял убить Олексу.
«Олекса с Иваном вместе подались в опрышки, но их пути разошлись где-то в 1739 году. Братья подрались в корчме, Иван рубанул Олексу барткой — тот стал хромать на одну ногу. Есть версия, что Иван подался к казакам или куда-то на Перемышль. Своего брата он точно не убивал», — говорит Юрий Срайчук.
Вероятнее всего, по словам историка, было так. Польские власти давно охотились на Олексу. Крестьянину, который выдал бы или убил Довбуша, обещалось просто сказочное вознаграждение: его с семьей освобождали от крепостничества и необходимости платить налоги. Да еще и давали значительную сумму денег. Мощный соблазн.
Стефан Дзвинчук не раз выдавал полякам опрышков. Довбуш решил наказать его за это. В ночь на 24 августа 1745 года Олекса с несколькими разбойниками пришел в Космач к дому Стефана. Толкнул дверь — Стефан выстрелил.
По опрышковским правилам тяжело раненого собрата надо было добить, чтобы его не пытали поляки. Ребята, пришедшие с Довбушем, этого не сделали. Не занесли они его и в горы, чтобы подлечить. Зато привалили ветками на окраине Космача, где его, еще живым, и нашли поляки, которых привел Стефан.
Вероятнее всего, умер Довбуш от потери крови. Его тело привезли из Космача в Коломыю. На площади возле ратуши разрубили на 12 частей. И чтобы нагнать страху на местных крестьян, развезли эти части по всем Карпатам — в 11 сел и городков: Куты, Криворивня, Зелена, Косов, Космач, Люча, Вербиж, Черный поток, Микуличин, Бытков, Коломыя. На пересечении дорог, на площадях забивали высокие сваи, а на их верхушках подвешивали части тела Олексы. А голову Довбуша, по словам Юрия Срайчука, отвезли аж к королю в Варшаву.
В судебных делах не значится, что жена Дзвинчука была любовницей Олексы. И нет никаких сведений о том, что разбойники отомстили Дзвинчуку за убийство Довбуша. Тот все богател, но Бог не дал им с женой детей — некому было оставить состояние. С годами люди забыли даже, где в Космаче стоял его дом. По словам Юрия Срайчука, то, что ныне в Космаче показывают туристам, является фейком...
Сокровища Довбуша
«Денег опрышки получали немного. Они тратились в основном на покупку оружия. Добычей ватагов была еда, ткани, одежда, оружие, посуда — возить это все за собой было обременительно. Что не раздавали людям, не оставляли для собственных нужд — то закапывали в землю "на потом". Поэтому и возникли многочисленные легенды о сокровищах Довбуша», — говорит Юрий Срайчук.
Когда раненый Довбуш истекал кровью в Космаче, поляки привели к нему священника — надеялись, что во время исповеди Олекса расскажет, где спрятаны опрышковские сокровища. Но Довбуш сказал, что исповедовался перед тем, как пошел в опрышки, поэтому больше не будет, а сокровищами его воспользуется земля, а не люди.
Почему помнят именно Довбуша?
«До Довбуша опрышки отнимали добро у богатых для себя — и тем ограничивались. А Довбуш действовал справедливо. Отбирал добро только у глитаев, которые больше всего притесняли крестьян. Он раздавал господское добро и деньги бедным людям на хозяйствование, помогал наиболее нуждающимся. Уничтожал долговые книги, наказывал ростовщиков.
Обычно опрышки совершали несколько нападений на барские имения за год — чтобы обеспечить себя деньгами, продуктами, различным прикладным добром на длительное время. А Олекса за 7 лет, пока был ватагом опрышков, совершил более 40 удачных походов против панства по всему Прикарпатью. Опрышки нападали небольшими мобильными отрядами и быстро убегали — эту тактику, кстати, у них переняли воины УПА.
Опрышковское движение за Довбуша приобрело такой масштаб, что коронный гетман Потоцкий должен был выпустить специальный универсал, который под страхом жестокого наказания запрещал крестьянам помогать опрышкам», — отвечает на мой вопрос Юрий Срайчук.
Королевская Варшава даже выставляла против Довбуша многотысячные отряды своей регулярной армии. Но зря! Никогда Довбуш не был разбит польскими смоляками. Ни разу не смогли поляки привлечь его к своему суду.
Опрышки, во времена Довбуша в частности, никогда не выдвигали никаких политических и государственных требований. Возможно потому, что почти все были необразованными крестьянами. Они даже с крепостничеством мирились. Единственное, чего стремились — чтобы польские паны не драли с них три шкуры.
Да, часть опрышков шла в казацкие отряды, но, к сожалению, не стала силой в национально-освободительной войне, которую вели казаки. А Довбуш не стал политическим лидером, как Хмельницкий или Мазепа. Был скорее украинским вариантом литературного Робина Гуда — народный защитник с большой дороги.
- Поделиться: