«Они украли украинскую душу»: россияне опустошили херсонские музеи

Разграбленные витрины Херсонского краеведческого музея
Разграбленные витрины Херсонского краеведческого музеяДмитрий Гончар / hromadske

К уходу из Херсона россияне готовились заранее — уже в конце октября взялись за присвоение украинской культуры. Вооруженные военные с помощью крымских музейщиков и местных коллаборантов стали вывозить экспонаты из херсонских музеев.

Теперь в художественном и краеведческом музеях остались разве что голые стены и опустошенные фонды. россияне вывезли в оккупированный Крым несколько больших машин с самыми ценными коллекциями. После освобождения Херсона сотрудники музеев, не согласившиеся работать на россиян, вернулись на свои места работы, где их встретили пустые выставочные залы.

Охранник Анатолий Матвиенко зачарованно рассматривает старинную амфору за музейной витринойДмитрий Гончар / hromadske

«Страшно, как грабили»

Охранник Анатолий Матвиенко зачарованно рассматривает старинную амфору за музейной витриной. Это один из немногих экспонатов Херсонского областного краеведческого музея, переживший российское разграбление. Многим экспонатам не повезло.

Тот день Анатолий Матвиенко запомнил хорошо. Это была его смена. В музее был еще один его коллега — охранник Анатолий Яткевич, а также завхоз, помогавший россиянам вывозить экспонаты.

«Страшно, как грабили. Мне кажется, немцы бы такого не сделали», — эмоционально рассказывает Матвиенко.

Грабили краеведческий музей два дня. Впервые экспроприаторы приехали 24 октября. Как рассказывают охранники, на автобусах из Крыма приехали человек семьдесят. «Силовая поддержка» разграбления, вероятно, ФСБ. Наставили автоматы и приказали охранникам, по их словам, сидеть и не мешать.

«А сами с ящиками — и начали по всей территории ходить. Как муравьи: одни упаковывали, другие хватали все», — рассказывает охранник Анатолий Яткевич.

Он предполагает, что в группе были две женщины из крымского музея, потому что с ними советовались, какие экспонаты забирать.

россияне говорили, что экспонаты вывозят из Херсона в Крым, мол, для сохранности от обстрелов ВСУ, а после «переучета» вернут. На «переучет» из краеведческого музея вывезли четыре больших машины с заклеенными номерными знаками. К тому же, не все поехало именно туда.

«ФСБ прятали себе в машины. Приехал их комендант, говорит: “Положите все в машину, потому что для вас это плохо кончится”. Они что-то в машину, в основном воровали», — вспоминает Анатолий Матвиенко.

Кроме амфор, он особенно сожалеет о коллекции старинного оружия, которую выставлял музей.

«Когда оружие выносили, это для меня вообще было — хоть плачь. Я так сидел — всю душу сжало. Я знаю, что они все украдут. Вы ведь все равно это не покажете детям, не покажете никому в будущем. А потом кто-то там будет по пьянке показывать: “Вот видишь, я из Украины привез артефакт”. Это ведь вообще не люди, а звери натуральные. Душа болела, как они вывозили», — говорит Анатолий.

Украденные картины

Рядом с краеведческим музеем расположен Херсонский художественный музей имени Алексея Шовкуненко. Его тоже россияне не обошли.

«Увезли почти 90% от коллекции музея. Если у нас было 13,5 тысячи музейных экспонатов, то при мне последняя цифра вывоза, которую я видела, составляла 10 тысяч. А после меня еще раз был вывоз. Я живу неподалеку и 6 ноября видела это», — рассказывает Анна Скрипка, специалист из отдела хранения учета и фондов.

Она оставалась в музее во время оккупации и поддерживала общение с директором Алиной Доценко, которая выехала на подконтрольную Украине территорию, потому что не хотела сотрудничать с оккупантами.

Анна Скрипка рассказывает, что россияне с оккупационными властями зашли в музей 19 июля, насильно забрали ключи от всех фондов и поставили нового «директора» — Наталью Десятову. До этого местные музейщики про нее ничего не слышали.

Директор Херсонского художественного музея имени Алексея Шовкуненко Алина ДоценкоДмитрий Гончар / hromadske

Действующий директор Алина Доценко говорит, что Десятову знали разве что как певицу из кафе «Театральное». У Анны дома провели обыски, потому что искали электронные носители с информацией о фондах музея. Не нашли — Скрипка спрятала их в надежное место.

1 ноября, когда россияне грабили музей, Скрипке разрешили зайти внутрь. Ценные картины и оргтехнику помогали вывозить вооруженные люди.

«Это два дня сплошного ужаса, когда не только чужие люди, но и свои сотрудники пошли на предательство», — рассказывает сотрудница музея.

Художественный музей имел богатую коллекцию произведений искусства XVII-XX веков. россияне вывезли, в частности, ценные иконы XVII в., картины Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Константина Маковского, Василия Поленова, Михаила Жука, Августа фон Байера.

«Очень большая трагедия» 

Если руководство художественного музея не согласилось работать на россиян, то директор Херсонского областного краеведческого музея Татьяна Братченко пошла на сотрудничество. Офис генпрокурора уже объявил ей о подозрении в коллаборационизме.

«Она была членом “Партии регионов”. Никаких сомнений в том, что она будет сотрудничать с россиянами, у меня не было», — говорит бывший сотрудник отдела природы Михаил Пидгайный. Он вышел на пенсию в 2020 году, но до сих пор возглавляет профсоюз, который еще до оккупации фактически был в оппозиции Братченко.

Те же сотрудники, которые работали в музее по состоянию на март, рассказывают, что после прихода россиян Братченко разрешала заходить в музей только тем, кого считала лояльными ей и новой власти. Часть сотрудников директор не допустила к работе, сказав, что в их услугах нет нужды, вспоминает старший научный сотрудник научного литературного отдела Виктория Мусиенко.

«Впоследствии она допускала к работе после личного собеседования работников, чьи взгляды, как она считала, совпадают с ее новой политикой. Наши взгляды не совпадали», — говорит Мусиенко.

Сама она уехала из Херсона 6 мая. Среди музейщиков ходили слухи, что всех, кто согласился продолжать работать, заставляли подписать трудовой договор с российской администрацией музея.

Ольга ГончароваДмитрий Гончар / hromadske

Уехала из Херсона и Ольга Гончарова. Она работает в отделе новейшей истории, а сейчас исполняет обязанности директора музея. На прошлой неделе она вернулась в город, чтобы вместе с сотрудниками Службы безопасности Украины осмотреть музей и зафиксировать все украденные экспонаты.

«Это для меня очень большая трагедия. С каждым экспонатом, который они украли, я знакома. Каждый экспонат прошел через руки сотрудников музея», — рассказывает она журналистам.

До оккупации в музее было более 180 тысяч экспонатов. Среди наиболее ценных вещей, похищенных россиянами, Гончарова называет золотую комнату, где было скифское золото и серебро, лапидарий, коллекцию оружия, которую начинал собирать основатель музея, нумизматическую коллекцию. Несмотря на то, что музей до сих пор осмысливает масштабы разграбления, у сотрудников уже есть планы на будущее. К Гончаровой обратились коллекционеры, предложившие предоставить свои экспонаты для выставок в музее. Но прежде новый директор хочет показать посетителям пустые залы, которые оставили после себя россияне.

«Они украли украинскую душу»

В пустых залах музея, только что опечатанных сотрудниками СБУ, мы вечером говорим с охранником Анатолием Матвиенко. Я спрашиваю, что он чувствовал в тот момент, когда россияне грабили музей.

«Боль. Как будто человека через пять минут расстреляют», — говорит Матвиенко.

Анатолий добавляет, что самое ценное из разграбленного это то, что «они украли украинскую душу или очень ранили ее вот этим».

«Люди это по граммочкам свозили. Это всё годы — это не за один день привезено. Где-то кто-то в путешествия ходил — привез, на блошиных рынках купил — привез. Очень больно смотрит, как тебя грабят», — говорит Анатолий Матвиенко.

Он, конечно, обрадовался, когда россияне выходили из Херсона, но тогда под Бахмутом был ранен его сын и попал в госпиталь.

«У меня в душе такое было, что я бы землю хватал и бросал бы им вслед», — говорит Анатолий о последнем дне оккупации.