Ошибка 404 — риски для Украины от результатов выборов в Польше

Ошибка 404 — риски для Украины от результатов выборов в Польше
hromadske

Польское общество оказалось здоровым и на антиукраинскую риторику политиков в бешеной борьбе за голоса не отреагировало. Но политика Варшавы будет нести новые риски для Киева.

Выигрыш оппозиционных сил на парламентских выборах в Польше вызвал много надежд, даже эйфорию в Украине. Мол, теперь к власти уже почти пришли либералы, сторонники тесной проевропейской линии во внешней политике, — и это обеспечит очень крепкое сотрудничество между Киевом и Варшавой. Вполне возможно. Но так же вероятно, что будут развиваться другие сценарии. И в них рисков для нас значительно больше — как и неизвестных.

Коалиция либералов, левых и консерваторов — одолеют ли они программные противоречия?

Сегодня вероятнее всего, что правящую коалицию создадут три оппозиционные силы: «Гражданская коалиция» (лидер Дональд Туск), «Третья дорога» (этот блок состоит из партий «Польша 2050» лидера Шимона Головни и «Польской крестьянской партии» (PSL) Владислава Косы Камыша ) и блок левых («Новая Левица»). Вместе они набирают достаточное количество голосов для формирования большинства — 248 мандатов в Сейме из общих 460. И политики этих сил подтвердили намерение сформировать большинство.

В то же время стоит обратить внимание на то, что потенциальные победители являются вполне разнородными политическими группировками с разными месседжами к своим избирателям. Их программные принципы трудно будет реализовать одновременно во многих основополагающих вопросах, потому что есть противоречия. Дискуссии уже начались.

Кроме того, бывший журналист, ревностный католик Шимон Головня, вероятно, будет иметь странный вид в глазах собственных избирателей, если поддержит лозунги левых о декриминализации абортов в Польше. А избиратели «Польской крестьянской партии» не будут в восторге от либерализации миграционной политики, на чем настаивали во время выборов либералы. Это лишь несколько противоречий, которые делают потенциальную коалицию достаточно шаткой — в отличие от предыдущей власти: монобольшинство правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) позволяло ее лидеру Ярославу Качиньскому проводить фактически любой политический курс.

В вопросах относительно украинской агропродукции партиям «Третьей дороги» важно поддерживать польских фермеров, поэтому острых дискуссий в коалиции не избежать. То есть проблема украинского зерна остается весьма актуальной: это важно не только для избирателей «Третьей дороги», но и для все еще довольно мощной консервативной партии «Право и справедливость». Две последние политсилы будут иметь более 49% голосов в Сейме Польши, им всегда пригодится известная своими антиукраинскими выпадами ультраправая партия «Конфедерация» с ее 7%. Ситуативные политические интересы могут преобладать в Сейме. Подобная ситуация вырисовывается и относительно перспектив дальнейших соцвыплат незащищенным категориям украинских беженцев в Польше (это пенсионеры, дети, инвалиды).

Поэтому для эйфории время пока не пришло.

Кроме того, через полгода в Польше состоятся местные выборы и выборы в Европарламент. Политические силы, прошедшие в польский парламент, должны показать последовательность своих лозунгов для избирателей. Условно говоря, если ортодоксальный католик или фермер увидит, что его интересы и взгляды игнорируют, это скажется на рейтингах.

Пример партии Качиньского является достаточно красноречивым — электорат не прощает.

hromadske

Отношения Киев — Варшава — Берлин — Брюссель

В последние годы господствующая в Польше ПиС окончательно побила горшки с Брюсселем, Европейский Союз заблокировал деньги для РП на поддержку украинских беженцев. Об этом, собственно, достаточно много говорили лидеры «Права и справедливости», именно этот аргумент использовали политические оппоненты Качиньского в избирательной кампании. Например, антиукраинская «Конфедерация» делала упор на то, что такая ситуация привела к значительным расходам из бюджета Польши и якобы к ускорению инфляции и бедности.

Либеральные силы во главе с Дональдом Туском обещали, что в случае прихода к власти они способны разблокировать этот вопрос — и Польша получит средства ЕС за «украинских беженцев». Действительно, отношения Варшава — Берлин — Брюссель имеют все шансы потеплеть. И Туск, бывший глава Европейского Совета и Европейской народной партии, имеет потенциал для вывода этих отношений на новый высокий уровень. Старая Европа, измученная негибкой риторикой «Права и справедливости» в стиле венгерского лидера Виктора Орбана, вздохнет с облегчением — и компромиссы между Варшавой и Брюсселем станут легкодостижимыми. Повышение авторитета Польши на международной арене является очень существенным полезным аргументом для Украины. Средства ЕС (если их получит Польша) позволят оставить уровень социальной поддержки украинских мигрантов на нынешнем уровне. Но не забывайте, что в коалиции есть партии, электорату которых социальные расходы на украинцев совсем не по душе. И последняя избирательная кампания в Польше так подогрела эти настроения против расходов бюджета не на граждан страны, что игнорировать их будет невозможно. Поэтому вопрос остается открытым.

Антиукраинская ошибка Качиньского

Для Украины безусловно положительным является тот факт, что в Польше выиграли проевропейские силы. Несмотря на все попытки одиозной «Конфедерации» играть на пророссийских лозунгах, обмануть польского избирателя не удалось. Это очень важно, особенно на фоне увеличения националистических настроений в странах Запада, центрально-восточной Европы в частности. На нашей западной границе не появится страна, которая будет блокировать решения Евросоюза по Украине — как это делает Венгрия.

Вообще самым большим парадоксом этих выборов является то, что проукраинская политика ПиС снизила рейтинги партии на выборах: консервативный польский крестьянин обиделся, что власть якобы больше заботилась об украинцах, чем о собственных гражданах. Но и изменение риторики «Права и справедливости» на антиукраинскую в течение последних месяцев избирательной кампании ничего не добавило партии Качиньского. Ни одного процента. Избиратель развернулся в сторону «Третьей дороги» (их результат на выборах оказался выше прогнозируемого на 5-7%), которая не пылала ненавистью к украинцам, а лишь предлагала защитить поляков.

И что же получилось? Ярослав Качиньский был первым западным политиком, приехавшим в середине марта 2022 года в Киев, возле которого стояли российские танки. В том же 2022 году спорил с Берлином, чтобы передать первую батарею Patriot из Германии в Украину, а не Польшу. А накануне польских выборов-2023 его соратник и премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что Польша больше не будет поставлять оружие Украине. И даже такие заявления не помогли ПиС удержать власть, потому что польскому гражданину речь шла о чем-то совершенно другом. Например, о польской малине, для которой не осталось холодильных камер на востоке страны, потому что там все оказалось занято украинской ягодой.

Надо было искать механизмы защиты польских фермеров и производителей в условиях, когда на рынки ЕС попала украинская продукция. Учитывая то, что сельское хозяйство ЕС дотационное и неконкурентоспособное, надо было искать соответствующие механизмы на уровне всего ЕС, а не бороться с украинским зерном лозунгами. Есть шанс, что новая власть Польши это учтет, тем более, что она не ссорится с Брюсселем.

Региональные союзы — перспективы изменчивы

Вырисовывается почти идиллия: объединенная Европа найдет общий язык с Польшей — и Украину ожидает новый уровень поддержки на всех фронтах. Вполне возможно, но это работает только в стабильной ситуации, когда есть консенсус. Нет уверенности, что польские либералы спорили бы с Берлином за передачу тяжелого оружия тогда, когда коллективный Запад колебался. Правда такова, что у Ярослава Качиньского есть и личные счеты с российскими властями, что, вероятно, тоже побудило власти РП в начале 2022 года присоединиться к борьбе за поставки оружия для ВСУ.

Со сменой власти возникает также вопрос, что будет с региональными союзами, такими как Триморье. Здесь драйвером была Польша. По замыслу, такие объединения должны были бы выступать противовесом слишком осторожной «старой Европы». Вероятно, вопрос этих союзов, как и восточного фланга НАТО, пока будет приглушенным. Это лишает Украину маневра. По меньшей мере — заставляет искать другие рычаги влияния на международной арене в условиях, когда «усталость от войны» на Западе слишком опасна для государства Украина.

Впрочем, об окончательных версиях развития событий можно будет говорить чуть позже. Ведь у Польши уже не одно десятилетие остается доминанта на политической арене: Туск — Качиньский.

Первое заседание нового Сейма обещают уже в ноябре.


Материал подготовлен с помощью MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.

Автор: Альбина Трубенкова