От узколобости до «особой женской энергии». Что думают первые пассажирки женских купе об инициативе «Укрзализныци»

От узколобости до «особой женской энергии». Что думают первые пассажирки женских купе об инициативе «Укрзализныци»
hromadske

23 мая в «Укрзализныце» объявили, что запустят специальные женские купе. Туда будут пускать женщин, трансженщин и мам с детьми до шести лет любого пола. Тестовые купе будут ездить несколько месяцев, и по спросу и результатам этого периода УЗ решит, внедрять ли такую практику как постоянную.

В нашем опросе в Telegram 76% людей высказались за такую идею. Впрочем, обсуждения в комментариях были горячими. Говорили, что это не решит проблему с безопасностью и даже усугубит неравенство мужчин и женщин. Отмечали, что лучше бы внедрять сексуальное образование с младших классов школы. Были и более резкие высказывания:

  • «Если вам так страшно жить на свете, носите паранджу».
  • «Относиться ко всем незнакомым мужчинам как к представителям криминалитета — вообще не ок».
  • «Сексистское дерьмо. Придется подавать на УЗ в суд, если это будет введено».

Кто-то соглашался: идея с женскими купе хорошая, потому что пока заработают законы и сексуальное образование, пройдет время. А защищать женщин можно и нужно уже сейчас.

hromadske отправилось в Кривой Рог и обратно в первом женском купе и спросило пассажирок, почему они выбрали именно эти места и как им в целом идея от «Укрзализныци».

Эля — за безопасность и действие Стамбульской конвенции

Первой спрашиваю Элю. Она работает в IT. Едет в Кривой Рог с собачкой Дейзи. Объясняет свой выбор так: «Это самое безопасное купе. Помню, как только был анонс, я очень обрадовалась. Иногда очень опасно ехать с мужчинами, особенно когда они достают бутылку и начинают [пить алкоголь]... А с девчонками безопаснее».

Эля вспомнила редкие случаи, когда ее попутчик-мужчина выпивал и кричал. Это очень неприятно, — говорит девушка. А ее маме в пути даже когда-то угрожали. Поэтому раньше и не пользовалось купе — в плацкарте люди все как на ладони.

На вопрос, решит ли это проблему с безопасностью, Эля отвечает: несмотря на ратификацию Стамбульской конвенции, у нас все равно до сих пор нет ответственности, например, за словесное сексуальное домогательство. Если бы так было, это было бы лучше, чем просто купе, говорит пассажирка.

Аня — о взаимообмене женской энергией

Пассажирка Аня — соседка Эли. Она филолог по образованию, но тоже работает в IT, живет в Киеве уже 8 лет. И тоже собачница. Анна увлекается йогой, и из этой восточной философии взяла для себя веру, что пребывание женщин рядом — это взаимообмен энергиями. Девушка убеждена, что если находишься с мужчинами, такого не произойдет.

«По законам йоги женская энергия вообще другая. Она о нежности, о легкости. Мы наполняемся друг от друга, а мужчины наполняются от нас. В принципе, собраться женской компанией — всегда классно, если экологично, а не обсуждать, какие люди плохие», —говорит женщина.

Аня выбрала женское купе лишь потому, что часто натыкалась на мужчин, которые очень храпели: «В последний раз это был военный. И я понимала: ну ему точно нужно поспать! Я не могу его будить — человека, защищающего нас».

Ксения после травмы хочется безопасности

Ксения из этого же купе работает проджект-менеджером — тоже в IT-компании. Самая главная причина, почему выбрала для путешествия женское купе — она пережила сексуальное насилие и после этого очень долго прорабатывала эту травму с психотерапевтом. Поэтому до сих пор нуждается в безопасности. Именно поэтому очень обрадовалась, когда узнала инициативу «Укрзализныци».

«Я хочу не волноваться, что за мной может кто-то подсматривать, не хочу скрываться, когда одеваюсь в купе. Я думаю, что в Украине должны быть женские купе. Да и не только у меня отрицательный опыт. У меня была знакомая, которая пережила домогательства в вагоне, это был плацкарт.

К сожалению, печальная статистика такова, что от сексуального насилия больше страдают именно женщины, поэтому я считаю, что именно их нужно обезопасить, если такая возможность есть», — заключает девушка.

Ранее Ксения путешествовала в плацкарте и тоже сталкивалась с инцидентами. Однажды наткнулась на соседей, которые пили алкоголь, а потом начали приставать с неуместными разговорами. Она тогда попробовала поменяться местами с другими пассажирами, обратилась за помощью к проводнице, однако ей не смогли помочь.

Юля — неадекватными могут быть и женщины

Поблагодарив, направляюсь в другое купе. Здесь едет журналистка Юля из Киева. Она выбрала женское купе, чтобы написать текст. Как и я, тестировала новую услугу УЗ. Сама бы женское купе специально не выбрала. Для нее нет разницы, мужчины рядом или женщины.

«Все зависит от человека. Есть адекватные мужчины и неадекватные женщины и наоборот. Все мои неприятные ситуации в поездах были связаны с женщинами», —делится она.

Юля считает, что для общества необходимость введения женских купе остро не стояла.

Едем дальше. От соседок слышим, что кое-где вышла путаница и мужчинам продали билеты на женские места. Но с этим быстро разобрались, проводники поменяли пассажиров местами.

Людмила, Женя и Матвейка

Евгения едет с полуторагодовалым сыном Матвеем и мамой Людмилой. Говорит, выбрала женское купе, потому что путешествует с ребенком, а женщины к детям более лояльно относятся: «Если бы я ехала не с сыном, а одна, то выбрала бы тоже женское [купе], но уже из-за безопасности».

О негативном опыте с соседями-мужчинами рассказала мама Евгении: «Я недавно ехала в феврале одна. И со мной был “в доску” пьяный воин. Он сидел у меня в ногах, я не могла лечь. И он что-то рассказывал, ему нужно было внимание».

Проводники по правилам не должны пускать в вагон пьяных, но пассажиры иногда берут алкоголь с собой и начинают выпивать, закрываясь в купе. В случае Людмилы, как она считает, мужчину пустили, потому что он военный. Помогла проводница: увидела, что соседям дискомфортно и забрала пассажира в свое купе.

«Укрзализныця» в пилотном режиме открыла продажу билетов в женские купеУкрзалізниця / Facebook

А что говорят об инициативе проводники?

Захожу в купе проводниц — взять фирменный дреп-кофе и спросить о деталях инициативы из первых уст. У проводницы Юлии за 11 лет работы не было случаев, когда пассажир домогался пассажирки, но иногда жаловались, что мужчина храпит или под хмельком. Если были свободные места, переселяла женщин. Бывало и такое, что вызвали начальника поезда, а тот вызвал полицию, и нарушителей снимали с поезда.

Первые разговоры о женских купе в коллективе «Укрзализныци» были месяца два назад, говорит Юлия. На практике оказалось, что женских купе только три на весь вагон (и на весь поезд). Это первые 12 мест в восьмом вагоне. Так же и на других маршрутах. Все билеты сюда раскупили. Если будет спрос, функцию из тестовой сделают постоянной, а может, и выделят для этого вагон полностью.

Возрастные ограничения для детей

Проводница Юлия говорит, что УЗ беспокоится о комфорте других пассажирок: понимает, что им может быть неудобно, если мальчику больше шести лет. Железнодорожница объясняет: на ребенка до 6 лет билет не покупается, а с 7-летнего возраста дети имеют особое место.

С этим могут быть неудобства, соглашается она. Например, если мама хочет для безопасности взять место в женском купе, но едет с сыном от семи лет и без других взрослых. Как тогда быть — оставлять ребенка одного в общем купе? Ответа на это мы не нашли.

Пассажирка Евгения согласна с предельным возрастом. Говорит, у 6-летних детей уже формируется гендерное поведение, осознание того, что они отличаются. Другим путешественницам может быть некомфортно.

Эля бы увеличила допустимый возраст мальчиков в женских купе с 6 до 10 лет: Почему бы и нет? Все равно они еще маленькие. Детям тоже нужна безопасность».

Пассажирка Юля на вопрос, приемлемо ли такое ограничение по возрасту, отвечает: «Это родители должны заботиться о психологическом и эмоциональном состоянии своего ребенка. Чтобы не было такого, чтобы они вошли в вагон, а проводница их выгоняет, переселяет, потому что ребенок мальчик. У меня нет детей, но я бы не хотела, чтобы мой ребенок почувствовал себя в купе лишним».

Законы шариата или забота о женщинах?

Разделение мужчин и женщин в поезде журналистка Юля считает зашоренностью, узколобостью и навязыванием стереотипов. Да, случаются неприятные ситуации, связанные с поведением мужчин, но это не значит, что по поступку одного надо судить обо всех.

Также пассажирка заметила, что инициатива от УЗ уже породила мысли о неравенстве: «Я вот подслушала здесь, девушки возмущались: а почему только три купе женских? То есть они уже ищут какую-то несправедливость».

Другие попутчицы не поддерживают мнение, что специальные купе для женщин — это приближение к шариату. Эля отметила: «Ведь общие купе остаются. Но одновременно появился выбор для женщин». Ксения такого же мнения: «У нас пока не полностью разделяют мужчин и женщин в вагоне. Если тебе ок ехать в общем, ты уезжаешь. Если ты хочешь быть среди женщин или чувствовать себя в безопасности, можешь взять женское купе. Я думаю, это нормально».

«Да, возможно, такое выделение для женщин оскорбляет мужчин, которые ведут себя нормально, но есть разные случаи», — говорит Евгения.

Украина далеко не первая во введении женских купе/вагонов. Такая практика — по религиозно-культурным соображениям или для защиты женщин от сексуальных притязаний — есть в Словакии, Чехии, Австрии, Германии, а также в Индии, Египте, Индонезии, Иране, Малайзии, Филиппинах и Японии. В ОАЭ, например, пошли дальше — и разделили на мужские и женские вагоны в метро.

Проводница Юлия на вопрос о шариате улыбается: «Может быть, мужчины завидуют, что для них такое не придумали, я не знаю. Я считаю, это хорошо, что теперь есть женские купе». Проводница с радостью встретила проект и даже хотела бы поработать в женском вагоне. Предполагает, что с женщинами было бы меньше проблем в пути.

За полностью женский вагон и пассажирка Евгения. Увидев мужчину в коридоре, она и ее мама удивляются. Они не знали, что женские только первые три купе. Говорят, тогда в инициативе от УЗ нет смысла, все равно придется закрываться, и если в вагоне окажется пьяный или буйный пассажир, он может ходить между купе или просто шуметь в коридоре.