Отказаться от президентства и победить: как Кристина Киршнер хочет вернуться к власти в Аргентине

Кристина Киршнер, которую считали основным конкурентом Маурисио Макри на выборах президента Аргентины, неожиданно объявила, что не будет претендовать на эту должность. Но политику она не покидает: Киршнер хочет стать вице—президентом. Такое решение может спутать карты действующему президенту, шансы которого на второй срок быстро тают под воздействием безудержного роста цен.
Кристина Киршнер уже много лет находится в центре аргентинской политики. В течение двух президентских сроков (в 2007-2015 годах) Киршнер проводила политику щедрых социальных выплат и контроля цен. А после того, как в 2015 году президентом стал бывший бизнесмен Маурисио Макри, она стала его основным оппонентом, критикуя его рыночные, не всегда популярные, реформы.
Яркий и эмоциональный оратор, Киршнер сохраняет поддержку многих аргентинцев, которые видели в ее политике во время пребывания на посту президента попытки преодолеть бедность и неравенство. Ожидалось, что именно Киршнер станет основным конкурентом Макри на президентских выборах, которые состоятся в конце октября 2019-го. Последние опросы свидетельствовали, что у Киршнер были шансы выиграть у Макри, рейтинги которого падают из-за неспособности обуздать высокую инфляцию.
Решение Киршнер не баллотироваться на пост президента стало неожиданностью. 18 мая она объявила, что поддержит кандидатуру Альберто Фернандеса, не слишком публичного политика, который никогда не занимал выборной должности. Зато Киршнер будет кандидатом на пост вице-президента.
Несмотря на непредсказуемость, у такого шага есть под собой основания. Киршнер остается в политике — и ее шансы вернуться к власти могут даже возрасти.

Бразильский урок
Вероятно, что Киршнер учла опыт бывшего бразильского президента Лулы да Силвы. Популярного политика, известного своими социальными программами и экономическим бумом, во времена президентства его считали фаворитом президентской гонки 2018 года, которую, как мы знаем, в конце концов выиграл праворадикал Жаир Болсонару. Задолго до начала кампании Лулу приговорили к 12 годам заключения за коррупцию. Но его партия до последнего надеялась, что он все-таки сможет принять участие в выборах. Когда стало понятно, что этого не произойдет, у его сторонников уже не было времени, чтобы «раскрутить» другого кандидата.
В Аргентине Киршнер является фигурантом нескольких десятков судебных дел, ведутся расследования ее причастности к масштабным коррупционным схемам. Пока Киршнер от заключения защищает статус сенатора. Но риск того, что она окажется за решеткой, вполне реален. Поэтому номинирования на пост президента другого политика предотвращает повторение бразильского сценария. Соревнуясь на должность вице-президента в паре с Альбертом Фернандесом, Киршнер остается одним из лиц президентской кампании. Но если она в конце концов не сможет принять участие в выборах — в ее окружение уже будет хорошо известен избирателям кандидат в президенты.
Кроме того, хоть у Киршнер есть немало сторонников, около 53% аргентинцев относятся к ней отрицательно. В этом виноваты как обвинения в коррупции, так и наследство ее президентских сроков. Киршнер оставила Аргентину изолированной от внешних рынков, с анемичной экономикой с высокой инфляцией и частью населения за чертой бедности. Кроме того, радикальная риторика и годы политических споров заработали ей многих врагов среди более умеренных оппозиционных политиков. Отказ от президентской номинации является попыткой найти сторонников в этих кругах.
В то же время, отказ от должности президента не означает отказ от реальной власти. Во-первых, у вице-президента высокие полномочия, он возглавляет высшую палату парламента. Во-вторых, у Киршнер гораздо большее политическое влияние, чем у Альберто Фернандеса, который никогда не был слишком публичным политиком. Вершиной его карьеры до сих пор была должность премьер-министра при президенте муже Кристины, Нестора Киршнера. Как отмечают политические обозреватели, Киршнер может затмить Фернандеса и даже превратить его в президента-марионетку.

Удар по действующему президенту
Пока слишком рано говорить, как решение Киршнер повлияло на симпатии аргентинских избирателей. Однако уже понятно, что оно усложнит переизбрание Маурисио Макри на второй срок.
Когда в 2015 году Макри пришел к власти, он обещал преодолеть инфляцию и высокий уровень бедности, которые считал последствиями популистской и часто безответственной экономической политики Киршнер. Щедрые социальные программы ее правительства и субсидии национализированным предприятиям финансировались через печать денег, что вылилось в рост цен и обесценивание сбережений.
Но хотя Макри сделал ряд правильных шагов, ухудшение экономической конъюнктуры, засуха и некоторые ошибки в течение весны и лета 2018 года привели к обесцениванию аргентинского песо, замедлению экономического роста и резкого скачка инфляции. Поэтому Макри был даже вынужден обратиться за помощью к МВФ, который в Аргентине не слишком любят. Теперь его рейтинги продолжает съедать инфляция. Именно рост цен (почти 56% год к году в апреле) особенно беспокоит аргентинцев, треть из которых продолжается находиться за чертой бедности.
Надежды на переизбрание Макри возлагал на быстрое обуздание инфляции и противопоставление своей политики радикальным и вроде коррумпированным действиям Кристины Киршнер. Именно Киршнер, за которую ни за что не проголосовали бы больше половины аргентинцев, была бы удобным кандидатом для Макри. В своих выступлениях Макри призвал аргентинцев быть терпеливыми и не возвращаться к политике и методам Киршнер, которые и привели к нынешним проблемам аргентинской экономики. Однако риторика Макри может не иметь такой же силы против менее запятнанных кандидатов — как Фернандеса, которого поддерживает Киршнер, так и других потенциальных кандидатов от оппозиции.
Теперь будущее Макри еще больше зависит от способности обуздать инфляцию. Но все традиционные экономические инструменты уже задействованы. Недавно Макри даже прибег к тем же мерам, которые принимала Киршнер и которые он сам неоднократно критиковал, а именно — ввел контроль цен на базовые продукты, такие как хлеб или молоко. Таким образом он надеется повлиять на инфляционные ожидания и показать, что президент делает все возможное для обуздания цен.
Это дало первые плоды. В апреле инфляция несколько замедлилась. Однако этого может быть недостаточно. В неустойчивой коалиции, которую поддерживает Макри, уже давно звучат призывы выдвинуть вместо него другого, менее непопулярного кандидата. Ведь по данным последних опросов, около 64% аргентинцев отрицательно оценивает нынешнего президента. После решения Киршнер количество сторонников отзыва кандидатуры Макри может возрасти.
Пока Макри настроен продолжать борьбу. Однако вероятность его победы становится все более призрачной. Это не может не настораживать: третью по мощности экономику Латинской Америки продолжает лихорадить. Хотя Макри не удалось решить запущенные структурные проблемы, он делал обоснованные экономические шаги, которые со временем могли бы дать результат. Если неожиданное решение Киршнер сработает и поможет ей вернуться к власти, это может обречь страну на еще как минимум 4 года популистской риторики и безответственной экономической политики.
Автор: Ростислав Аверчук
- Поделиться: