Паршивые овцы, «добрые господа» и своя атмосфера за Бугом

Паршивые овцы, «добрые господа» и своя атмосфера за Бугом
hromadske

— Не могу выучить польский, и, наверное, уже не выучу, — жалуется знакомая, которая с началом бомбардировок россиянами родной Салтовки переехала из Харькова в Варшаву.

Как и положено человеку активному, она сразу взялась за «волонтерку», нашла работу и параллельно принялась штудировать язык. Польский вроде и не слишком сложный, но есть нюанс:

— Куда не пойду в Варшаве, всюду наши: в кафе, салонах красоты, в парикмахерской и в магазинах. Языковой практики очень не хватает, а придираться к местным в транспорте как-то неудобно.

Похоже, опасения российских троллей в польском фейсбуке реализовались — украинцы взяли и украинизировали Польшу. А если без шуток, то сейчас наши земляки в соседнем государстве чувствуют себя почти так же, как дома. Этому способствовала всесторонняя поддержка польских властей, международных организаций и волонтерские инициативы соседней страны.

Украинские военные беженцы — преимущественно женщины с детьми — за относительно небольшое время в соседнем государстве смогли справиться со своим угнетенным из-за вынужденного переселения состоянием, найти работу и начать зарабатывать. Даже больше — они взялись за предпринимательство и открывают собственные компании. Согласно информации Польского экономического института, с начала 2023 года наши соотечественники в Польше ежемесячно создают более 2000 ФЛП — то есть каждая десятая компания является украинской. Преимущественно это строительство и сфера услуг, информация и связь.

Украинцы, которые выбрали остаться и работать в Польше из-за близости культуры и географии (таких 54% среди опрошенных для рапорта «Барометр польского рынка труда»), сумели создать за Бугом свою атмосферу, особый микрокосм, действующий по принципу «свой к своему за своим». В чатах и в соцсетях «из рук в руки» бережно передают координаты украинских врачей, «наших» косметологов, производителей домашней еды и тортов на детский день рождения.

Однако это не какая-то закрытая территория, обозначенная национальной принадлежностью, это не условные Чайна-таун в Лондоне или Нью-Йорке или кварталы для беженцев из Африки в Париже, куда местным нельзя. Если раньше, закладывая на свой страх и риск мелкое предпринимательство в Польше, украинцы ориентировались «на своих», то сейчас ведут ожесточенную борьбу за традиционного, придирчивого и порой недоверчивого польского клиента. И уверенно побеждают.

У мастера косметологии Лизы из Николаева, которая очень быстро стала очень успешной в Варшаве, нет отбоя от польских клиенток. Несмотря на высокий прайс, к ней идут за качеством и гарантией на услугу. А еще эта «мастерица с Востока» очень flexible: когда нужно, задерживается с клиенткой подольше, предлагает нестандартное решение и охотно поддерживает разговор.

Ирина из Запорожья открыла ресторанчик во Вроцлаве. И даже там, почти под немецкой границей, нашла среди поляков поклонников «пирожков, как у бабушки». Потому что может бесплатно угостить прохожего украинскими вкусняшками, поделиться рецептом. Похоже, еще никто не отказывался от угощения. Напротив, возвращались на пир со знакомыми и друзьями, приходили целыми семьями.

Напомните, как это называется в авторитетных книгах по предпринимательству? Кажется, эмоциональным интеллектом, как утверждает психолог Дэниэль Гоулман, — является одним из краеугольных камней в бизнесе. Сфера услуг в Польше переживает свой расцвет. И вклад украинцев здесь и не изучен, и не оценен.

Конечно, всюду не без паршивых овец. Почему-то именно в агентствах по трудоустройству, где общаются на родном языке, стоит хорошо следить, что именно и зачем подписываешь. Но объявления в стиле «хорошая работа, добрые господа» сейчас вызывают у украинцев только смех. Именно сейчас вынужденные переселенцы разрушают стереотипы о зависимости от работодателя украинского работника, дав себя познать совсем с другой стороны: инициативными, деловыми, сообразительными.

Парадоксальный факт: те, кто чувствуют себя в Польше наиболее востребованными и сейчас активно развивают ее бизнес-среду, в большинстве своем будут возвращаться в Украину. И хочется верить, что мнение свое не изменят.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Материал подготовлен с помощью MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.