По ту сторону телефонной трубки. Как психологи работают на горячих линиях и почему к ним нужно обращаться

Приблизительно 14 миллионов украинцев испытывают влияние войны на свое психоэмоциональное состояние, по оценкам Министерства здравоохранения. Многие будут нуждаться в психологической поддержке.
Впрочем, около половины украинцев считают, что такая помощь — только для людей с психическими расстройствами. Об этом Минздрав сообщил со ссылкой на опрос, который провели в сентябре прошлого года.
Около 70% украинцев отметили, что испытывали стресс или сильную нервозность. У большинства из них основной причиной стала война. Однако только 2% обратились за психологической помощью.
«Эксперты утверждают, что культуры заботы о своем психическом здоровье в Украине практически нет. Более 80% украинцев никогда в жизни не обращались к психологу», — говорили в министерстве.
Горячая линия фонда «Запорука» оказывает безвозмездную психологическую поддержку украинцам, ощущающим на себе последствия войны. Кто те психологи, которые оказывают помощь, и с чем люди обращаются на горячую линию — в материале hromadske.
Чем и как может помочь психолог?
Психолог Лилия Сироха рассказывает, что на горячей линии психологи помогают людям с состояниями, мешающими нормально жить и влияющими на ментальное здоровье. Например, если человек чувствует, что его психологическое состояние ухудшается, возникают трудности в общении с друзьями и родными, затяжная апатия и нет желания выходить из дома, появляются суицидальные мысли, постоянная тревожность.
Или бывают панические атаки, и человек не знает, как с ними справляться. Или нарушения сна и аппетита, частые назойливые мысли. Непрожитая потеря или упоминания о травматических событиях, которые со временем остаются такими же яркими.
«Психолог не ставит диагнозы. Но он может помочь чувствовать себя лучше», — объясняет Лилия.
«Психолог должен дать человеку ощущение, что он не одинок, что у него есть возможность куда-то обратиться», — добавляет его коллега, психолог Наталья Гаевская.
Наталья работает на горячей линии с начала полномасштабной войны. До 24 февраля у него были свой кабинет и расписанная очередь клиентов.
«Далее мир поделился на до и после. Все рушится. Как бы хорошо ты не знал, что происходит с нашей психикой, все равно остаешься человеком и сталкиваешься с теми же проблемами, что и другие», — говорит психолог.
Она уехала в Канаду с младшей дочерью. Ей предложили работать на горячей линии. Из-за разницы во времени — 7 часов — Наталья отвечает на звонки, поступающие из Украины и Европы ночью.
«Эта работа увлекает, но в то же время нужно быть все время собранным. Надо включать все свои сенсоры и радары, чтобы понять, кто по ту сторону трубки, чтобы быть максимально эффективным. Это сильная консолидация всех сил. Она завораживает, но и истощает», — делится Наталья.

«Есть звонки, которые надолго остаются с тобой»
Психолог припомнила один ночной вызов. Женщина потеряла на войне мужа. Супруги прожили вместе 1,5 года. До этого Наталья старалась обходить вызовы, касающиеся потери близких в зоне боевых действий, потому что они усиливали ее собственные страхи: муж тоже служит в ВСУ.
«Клиентка сказала, что общается с другими женщинами, которые тоже потеряли родных: “Они им снятся, а мне муж не приходит во снах. Я так хочу хоть немного побыть с ним”. Эта фраза меня преследовала», — вспоминает Наталья Гаевская.
В этой ситуации психолог испытала бессилие. Но вместе с тем понимала, что может быть рядом с этой женщиной, дать ей ощущение, что она не одинока.
По словам Натальи, этот случай стал для нее поворотным. Она создала онлайн группу взаимоподдержки для тех, кто ждет родных с войны. Ее участники собираются в Zoom.
«Я эту группу вижу как домик, к которому может подойти любой, кто испытывает потребность быть услышанным. Как жена военнослужащего, я тоже почувствовала, что часто люди не понимают тебя и то, что с тобой происходит. В группе мы можем быть в кругу тех, кто живет схожими чувствами и проблемами», — рассказала она.

«Иногда важно быть услышанными, не говоря ничего»
Однажды Наталье позвонил по телефону военнослужащий. Сделать это его попросила супруга. У воина погиб побратим. Психолог отметила, что для нее такой тип обращений самый тяжелый.
«Спрашивать, что вы чувствуете, как вы, некорректно. Человеку больно. Главное — быть рядом, сопереживать. О чем мы с ним говорили? Сколько километров от Земли до Луны. Это, с одной стороны, ерунда, а с другой — было ощутимо, что ему нужно отвлечься от боли. А параллельно в чате он писал о том, что чувствует», — поделилась она.
Наталья добавила, что это было своеобразное расщепление. Она слышала военного и понимала: говорить о том, что с ним происходит, он не может.
«Важно дать ощущение, что человек может с этим справиться. Иногда важно быть услышанными, не говоря ничего», — подчеркнула психолог.
Она отметила, что люди, с которыми она говорит, часто обращаются с проблемами в отношениях, с адаптацией за границей или когда имеют проблемы с зависимостями.
«Иногда замечаю за собой, что во время звонков меняюсь: тембр голоса или мимика. Часто хожу по комнате, представляю этого человека и словно вместе с ним проживаю его моменты в жизни», — поделилась психолог.
Что психологам помогает восстановиться?
У Натальи есть свой психотерапевт. По ее словам, когда много ресурса тратишь на помощь другим, должен его пополнять. Она является участником группы взаимоподдержки для психологов и психотерапевтов. Там можно поделиться переживаниями и получить помощь коллег. Также у специалистов горячей линии «Запоруки» есть супервизионные группы, направленные на специфику такой работы.
Как пояснила Наталья, работа с людьми может поднимать на поверхность страхи и травматические переживания. Это работа, требующая одновременно высокого уровня сопереживания и нейтральности. Это бывает сложно, потому что так или иначе психолог идентифицируется с историей человека.
«Если вы что-то “подцепили” от клиента, вероятнее всего вы будете прокручивать его историю в голове, будете погружаться в собственные похожие переживания. Другими словами, вы давно положили трубку, но клиент вроде бы остался с вами», — отметила психолог.
Она добавила, что в таком случае необходимо идти на супервизию и разбирать этот случай, чтобы оставаться эффективным в помощи другим.
А как вообще работает линия?
При отборе психологов для работы на горячей линии «Запоруки» обязательным условием для кандидатов было наличие профессионального психологического образования. Психологи проходили месячную учебу, учитывавшую специфику такой работы.
Горячая линия работает 24/7. Трубку берет оператор. Он задает стандартные вопросы: например, ваш возраст, имя и какой запрос, если можете этим поделиться. Может спросить, насколько срочно необходима консультация и в какой форме удобнее общаться: по телефону, в чате или через видеозвонок. Это конфиденциально.
- Поделиться: