Концерт женской театрально-музыкальной группы Dakh Daughters на террасе Все Свои в Киеве, 4 августа 2020 года
Фото:

УНИАН/Александр Космач

Большинство украинских артистов организуют туры за собственные деньги, работают «в тени» и не имеют доступа к оборудованным современной техникой концертным залам. Эти и еще множество других проблем выявило исследование, проведенное музыкальным консалтинг-агентством Soundbuzz при поддержке Украинского культурного фонда.

Для исследования анонимно опросили более 600 «игроков» музыкальной индустрии — музыкантов, менеджеров, организаторов крупнейших музыкальных мероприятий. Рассказываем, какие системные проблемы не позволяют развиваться украинской концертной индустрии, как они влияют на доходы артистов, а также на организацию в Украине гастролей мировых звезд.

Проблема №1: артисты копят деньги на собственные концерты

«Недавно меня вез на Uber участник довольно известного украинской инди-группы. Для него это не спасательный круг, пока нет концертов. Это его постоянная работа. Люди покупают билеты на его концерты, слушают альбомы, но для него музыка остается на уровне хобби и в любое время он может ее бросить», — рассказывает инициатор исследования Дарка Тарковская.

Более половины артистов, опрошенных для этого исследования, организуют концертные туры за собственные средства или берут в долг у друзей и родственников. Кто-то работает на дополнительной работе, чтобы отложить на творчество.

Те же украинские артисты, которым удается зарабатывать музыкой, делают это тоже преимущественно концертами — в Украине и за рубежом. Дополнительные средства получают за мерч и спонсорские контракты, но всего лишь около 10%.

Эта проблема стала особенно ощутимой в 2020 году в связи с карантином. Ранее разнообразие доходов было приятным бонусом, но сегодня стало актуальным вопросом. Если концерты в ближайшее время не вернутся, как можно продолжать зарабатывать музыкой?

Даже в докарантинную эпоху такой подход был мало похож на мировую практику, где артиста готовы финансово поддержать лейблы и промоутеры. Они и выстраивают бизнес-составляющую вокруг артиста, и берут на себя финансовые риски организации концертов, если видят в этом коммерческую привлекательность.

В Украине же большинство независимых артистов достаточно долгое время вынуждено «пробиваться» самостоятельно или формировать собственную команду вокруг себя. Но чтобы такой подход сработал, нужны высокие бизнес-компетенции, более высокая покупательная способность украинского зрителя и активное развитие музыкальной индустрии в целом.

Уличные музыканты выступают во Львове, 4 мая 2019 года
Фото:

УНИАН/Евгений Кравс

Проблема №2: музыкальный рынок работает «в тени»

По результатам исследования, три четверти артистов получают гонорары за выступления «в конвертах». Они работают «на доверии», не имеют юридических гарантий, что им заплатят, и, соответственно, не платят налогов. Почти 70% авторов и исполнителей песен в Украине не оформлены юридически, то есть работают «в тени».

Музыканты объясняют это главным образом тем, что не видят в этом для себя смысла. Мало кто из них понимает, как уплаченный налог может способствовать развитию музыкальной инфраструктуры или предоставить им социальную защиту и другие «дивиденды» в долгосрочной перспективе. Некоторые подчеркивают сложность работы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, некоторые считают это финансово невыгодным. Защитная реакция — просто не регистрировать свою деятельность.

Артистам было бы значительно легче оформляться юридически, если бы они могли получить бесплатную консультацию о легальном ведении творческой деятельности и избавиться от мифа, что это трудная и непонятная задача.

Но самое главное, что помогло бы легализоваться — стабильный и диверсифицированный доход, который позволил бы превратить стихийное хобби в постоянную работу. В этих условиях юридическое оформление стало бы следующим логическим шагом.

«Музыканты считают, что главное — создавать музыку. А вот регистрировать авторские права, или еще страшнее — вести собственный ФЛП — это скучная и ненужная работа. В конце концов, все этом сыграло с ними злую шутку. Когда летом Украинский культурный фонд предложил гранты поддержки, чтобы музыканты получили хотя бы минимальные финансовые компенсации, большинство не смогло этого сделать. Причина: юридически для государства их просто не существует», — комментирует Дарка Тарковскоая.

Как правило, такая ситуация характерна для молодых индустрий. Со временем она меняется в сторону легальности, а сами участники рынка вырабатывают определенные правила работы и постепенно переходят в юридическую плоскость для дальнейшего развития. В Украине же за время независимости еще не выстроилась понятная система работы в музыкальной индустрии, а ее участники не очень заинтересованы в полностью легальной работе.

Британская рок-группа The Rolling Stones выступает на Олимпийском стадионе в Берлине, Германия, 22 июня 2018 года
Фото:

EPA/HAYOUNG JEON

Проблема №3: Rolling Stones не приезжают, потому что из-за высоких налогов им сложно заплатить гонорар

Почему в Украине редко выступают мировые звезды, вроде The Rolling Stones или Тейлор Свифт? Если говорить просто, потому, что украинские промоутеры не платят им желаемые гонорары, потому что украинский зритель не в состоянии покупать билеты за несколько тысяч гривен. Именно такой ценник окупил бы расходы на организацию столь масштабного события.

Кроме ограниченных финансовых возможностей украинцев, которые не могут много платить за досуг, на плечи украинских организаторов концертов ложится еще и довольно существенное налоговое бремя. Это около 54,5% налогов — 20% НДС, 18% налог на прибыль предприятий, 15% налог на доходы нерезидентов и 1,5% военный сбор. Если оплатить все налоги, то бюджет мероприятия увеличится почти вполовину. А здесь уже теряется любая коммерческая выгода такой работы, поскольку часто она даже не отобьет себестоимость.

Кстати, высокие налоги мешают организации концертов не только зарубежных артистов, но и отечественных. По словам респондентов исследования, если бы гастрольная деятельность была разрешена физическим лицам-предпринимателям с налогами в 5%, то значительная часть украинских артистов гораздо безболезненнее могла бы выйти из тени и наконец легализовать работу. 

Проблема №4: нет нормальной концертной инфраструктуры

Концертный бизнес всегда предусматривает встречу исполнителя и зрителя в определенном месте — в баре, клубе, филармонии или на стадионе. В маленьких клубах выступают молодые артисты, которые могут наработать там первую базу поклонников. В больших же залах можно показать шоу мирового уровня благодаря передовому техническому оснащению. И со всем этим в Украине большие проблемы.

К примеру, 78,4% всех опрошенных артистов говорят, что состояние концертных площадок можно охарактеризовать разве что словами «ужасно», «неудовлетворительно» и «ну кое-как можно выдержать».

Во-первых, сказывается мировая тенденция, что культурные пространства под давлением других, более рентабельных бизнесов закрываются, а на их местах вырастают офисные центры или строится элитное жилье. Стоит только вспомнить панихиду по киевскому культовому музыкальному клубу Sentrum, который перепрофилировали как раз в бизнес-пространство. Или закрытие другого культового места — «Xlіб Club», который скончался под давлением комфортного подольского жилья в спальном районе.

Ухудшил ситуацию и карантин. Арт-пространство Closer, которое работает на территории бывшей ткацкой фабрики, может закрыться, потому непомерные расходы — слишком большая нагрузка на владельцев.

«Легче закрыться, и открыться потом через полтора-два года (чем продолжать работать в период карантина — ред.). Придется идти работать в офис, чего очень не хотелось бы», — говорит совладелец клуба Сергей Яценко в недавнем интервью. 

Во-вторых, в Украине так и не разработали программу восстановления и развития коммунальных концертных залов, оставшихся с советских времен. Условные дворцы офицеров и дома культуры имеют очень устаревшую техническую базу, в них почти невозможно организовывать концерты с качественным звуком.

Сказывается и тотальная незаинтересованность в развитии инфраструктуры со стороны как государственных структур, так и коммерческих компаний. Как следствие, при организации концертов промоутеры и артисты должны нести дополнительные расходы, а посетители — три раза подумать перед тем, как купить билет.

Люди на автобусной остановке во время сильного дождя в Катманду, Непал, 21 сентября 2020 года
Фото:

EPA/NARENDRA SHRESTHA

Проблема №5: со всеми нами случился 2020-й

Можно сколько угодно описывать проблемы музыкальной сферы из предыдущих пунктов, но нынешний «ковидный» кризис дополнительно поставил все с ног на голову и полностью сломал мировую концертную индустрию. 

Исследование планировалось и начиналось еще в 2019-м, когда никто даже не подозревал, какого «черного лебедя» подкинет нам следующий год.

Уже сейчас понятно, что ни в Украине, ни в мире концертная индустрия не сможет оправиться от такого потрясения в течение многих последующих лет. Если за рубежом многие страны оказывают финансовую поддержку работникам, которые полностью остались без работы, то у нас такая же схема столкнулась с закономерными трудностями. Из-за работы в тени многие артисты, продюсеры, клубы и их менеджеры так и не смогли получить помощь от государства, например, институциональные гранты.

По результатам опроса, 94% представителей концертной индустрии Украины показали катастрофическое (если сравнить с их годовым доходам) падение прибыли в течение первых четырех месяцев карантина. Более четверти респондентов недополучили более полумиллиона гривен прибыли.

Артисты от них не отстают. Учитывая, что 70% опрошенных зарабатывают преимущественно концертами, то именно они в основном и остались полностью без работы.

Спасать отечественную музыку остается именно меломанам, то есть нам с вами. Через покупку билета на концерт любимого артиста — даже если он будет проходить онлайн. Через поддержку клубов, донейты и покупку их фирменного мерча. А также через распространение данного исследования, которое приоткроет завесу над правилами работы музыкальной индустрии и над тем, как можно помочь ей выстоять во времена самого крупного кризиса в ее истории.

Автор: Юлия Мельник
Поделиться: