Полицейский должен решать служебные вопросы по процедуре, а не в соцсетях, — заместитель начальника патрульной полиции
Мы пообщались с заместителем начальника патрульной полиции Украины Алексеем Билошицким о скандале в одесской патрульной полиции, о том, могут ли патрульные писать о служебных проблемах в Facebook, почему полицейские разочаровываются в реформе и уходят из службы и в чем должна заключаться их служебная мотивация.
О расследовании угроз в адрес Зои Мельник
Зои Мельник предоставлена охрана?
Вопрос об угрозах ей рассматривается. Зоя Мельник обратилась в управление внутренней безопасности. Это непосредственно то подразделение, которое рассматривает такие ситуации. Заявление Зои Мельник было направлено по почте в подразделение внутренней безопасности. Зою Мельник вызвали для того, чтобы она предоставила объяснения, однако она сказала, что у нее плохое состояние здоровья, она находится на больничном, и поэтому она не пришла. Ситуация на данный момент проверяется. Единственное, что действительно нужно от нее, чтобы хотя бы дать какой-то фактаж, какие-то зацепки по данному вопросу.
Внутренняя безопасность именно патрульной полиции?
Нет. Департамент внутренней безопасности, ее региональное подразделение.
А могут ли работники просто приехать к ней домой, если она себя плохо чувствует, и опросить ее? Одно дело, когда ты читаешь сообщение в Facebook, а другое — когда видишь, какая ситуация в Одессе, где постоянные нападения на активистов, на общественных деятелей...
Она сказала, что сама сконтактует с внутренней безопасностью, когда будет готова поговорить. Могу рассказать о служебном расследовании, которое сейчас проводится уже Департаментом патрульной полиции. Была сформирована комиссия, которая прибыла из Киева и проводит проверку всей той информации, которая была изложена. Зою Мельник вызвали, чтобы она сообщила какие-то факты, ведь мы видим, что в этой информации, которая была изложена, есть общие описания ситуации, но нет конкретики, фактажа. Также Зоя Мельник сказала, что находится на больничном и не может придти. Она сказала? что сообщит, когда сможет. 9 июля с участием Зои Мельник состоялась пресс-конференция.
Я посмотрел ее страницу, когда готовился к нашему интервью. Зоя Мельник систематически, несколько месяцев, писала о проблемах патрульной полиции: ненадлежащие аптечки, возможные злоупотребления... Почему только сейчас комиссия поехала в Одессу?
На самом деле, посты о каких-то моментах, обращения, жалобы у нас появляются постоянно, почти ежедневно. На такие факты мы в обязательном порядке реагируем. Мы никогда не закрываем глаза на какие-то моменты и не умалчиваем. У нас за 2017-й и 2018-й было проведено почти 4 тыс. служебных расследований. Принимаются решения дисциплинарного характера, если это именно дисциплинарный проступок. Если есть признаки уголовного преступления, мы в обязательном порядке уже сообщаем соответствующие подразделения и службу внутренней безопасности и Департамент внутренней безопасности и другие подразделения о наличии таких ситуаций. То есть это постоянный процесс.
4 тыс. дисциплинарных производств. Сколько полицейских уволены?
Если мы берем именно увольнения по дисциплине — более 230 полицейских.
Это как-то не так много, если учитывать 4 тыс. расследований.
Не забывайте, что не каждый проступок требует сразу увольнения. Это должно быть очень серьезное правонарушение, чтобы комиссия приняла решение и рекомендовала уволить сотрудника. Есть проступки менее серьезного характера, но они могут быть систематическими. Например, лицо получает сначала выговор, потом строгий выговор, потом сообщение о неполном служебном соответствии, а потом уже только увольнение.
А 230 увольнений — это за последний год?
Это всего со службы в полиции.
То есть с 2015 года.
да, с 7 ноября 2015 года.

Об отстранении руководителя одесской полиции
Сколько я слежу за полицией, за патрульной полицией в частности, я не помню ни разу, чтобы из-за поста в Facebook руководитель целого подразделения был отстранен. Что стало причиной отстранения?
Было принято решение, что это такие серьезные заявления, и их должна рассмотреть комиссия из департамента патрульной полиции. Поскольку я профильный заместитель по данному направлению, в том числе по мониторингу и проведению служебных расследований, было принято решение, что я лично должен выехать на место. По поводу временного отстранения Юрия Рыбака, начальника управления патрульной полиции в Одесской области, — это отстранение происходит для того, чтобы комиссия, которая приехала, максимально незаангажировано, без какого-то даже намека или мысли у кого-то, что может быть какое-то влияние, могла рассмотреть данный вопрос и найти или не найти эти факты. Поэтому руководитель был отстранен, по нашему мнению, это нормальная практика, она используется и в зарубежных странах.
В одесских СМИ фигурировала информация о Юрие Рыбаке. В его декларации указана жена, Екатерина Рыбак и в прошлом году она купила новую Toyota Camry 2018 года с рыночной стоимостью примерно 600 тыс. гривен ($23,3 тыс.), и Fiat 500С, если не ошибаюсь, 2017 года. Это не такие дешевые машины, при том, что она не указала источник дохода — ни заработную плату, ни за сколько она их купила. Возникает вопрос — а откуда деньги?
Согласно той информации, которая известна мне, в конце 2018 года Юрий Рыбак со своей женой прекратили общение. Очевидно, есть какие-то семейные обстоятельства. Соответственно, она отказалась сообщать Юрию Рыбаку конкретные данные, чтобы заполнить эту декларацию. Он заполнил из тех данных, которые у него были.
Также по той информации, которая мне известна, жена работает на частном предприятии, занимает достаточно существенный пост и получает достаточно большую заработную плату.
Были обращения и к внутренней безопасности, и, насколько мне известно, поданные заявления непосредственно в НЗК, где могут более детально проверить эту информацию.
Юрий Рыбак является госслужащим, и этот вопрос не к тому, какие у них отношения, а откуда деньги на машину.
В декларации есть такой пункт, что член семьи отказался от предоставления информации. Причина, почему член семьи отказался, — потому что прекратились отношения. Он указал эту информацию, но почему именно жена не предоставила ее — это уже она может объяснить, ведь имущество декларируется за женой.
То есть сейчас внутренняя безопасность все-таки проводит расследование по декларации Юрия Рыбака?
Надо спрашивать внутреннюю безопасность, проводилась ли проверка, закончилась ли она. И тот запрос, который был в публичных источниках к НЗК, также надо выяснять.
Вам неизвестно, проводилось ли расследование?
Нет, мне неизвестно, поскольку это другие структуры.
Вы говорили, что Рыбак отстранен, пока проверяются факты, опубликованные в заметке Зои Мельник. Что именно проверяется?
Я не запоминал весь пост. Но информация была такого характера, есть какие-то коррупционные проявления, какие-то проявления скопления экипажей на одном месте, подвязывается это также под какие-то коррупционные моменты и также наличие каких-то дисциплинарных правонарушений со стороны должностных лиц или полицейского управления патрульной полиции в городе Одессе.
Как я уже отметил, не было перечислено никакого фактажа. Конкретики в данной информации не было. Для этого выехала комиссия, чтобы разобраться конкретно в ситуации, найти этот фактаж. Для того и пытаются пообщаться с Зоей Мельник, чтобы она могла сообщить более конкретную информацию по данному вопросу.

О «погоне» за показателями
Она также опубликовала переписку патрульных. Есть вопросы к подлинности, это специальные следственные органы должны проверить. Но там повторяется несколько раз: «Нет один экипаж не снимется без 130, давайте старайтесь». 130 — это управление в состоянии алкогольного опьянения, я правильно понимаю?
Именно так.
Если это правдивая переписка — значит, мы возвращаемся к старой практике милиции, что главное — это статистика и постановления?
Этот вопрос также будет исследоваться в рамках служебного расследования: кто это писал, при каких обстоятельствах, что происходило. Но в патрульной полиции с 2015 года и по сей день никогда не было никаких показателей, т.е. планок, которые относились: вот сегодня надо столько, а завтра — столько. И деятельность полицейских не оценивается исключительно из наличия какого-то количества тех или иных постановлений, протоколов или чего-то другого.
Здесь нужно понимать еще и такое: контроль и мониторинг эффективности деятельности каждого полицейского должен быть, и делают это, прежде всего, командиры, непосредственные и прямые руководители.
О чем я говорю? Когда полицейский выезжает на линию, он должен выполнять свои задачи и функции, которые прописаны в законе о Нацполиции. Это — реагировать на правонарушения, находить правонарушения, осуществлять превентивную деятельность, реагировать на вызовы, сообщения граждан, то есть огромный спектр деятельности. И если мы возьмем, что один экипаж, например, вынес 10 постановлений, обработал 3-4 вызова на 102, задержал по горячим следам преступника и вернулся на базу с такими результатами за смену, а другой полицейский всю смену не показывает никакой деятельности, никакого результата, то понятно, что у командира возникает вопрос: я извиняюсь, но чем вы занимались всю смену, 12 часов, которые вы патрулировали?
Вы утверждаете, что никаких требований по количеству постановлений нет?
Никаких планов или каких-то предварительно определенных цифр нет. Возможно, где-то в пределах этого контроля конкретный командир перегнул палку в вопросе контроля и повышения эффективности работы полицейского. Если мы видим такую информацию, мы реагируем.

О посте Евгения Жукова и травли Зои Мельник в Facebook
Меня больше удивила в этой истории реакция руководителя Департамента патрульной полиции, вашего непосредственного руководителя Евгения Жукова. Патрульная опубликовала определенного рода информацию, которую нужно было проверить. Вместо того, чтобы подробно заявить, что мы будем расследовать, проверять, установим, правда это или неправда, Жуков фактически обвинил Зою Мельник в том, что она пытается пиариться и хайповать. Это так должно реагировать руководство обновленной патрульной полиции?
Процедурно сразу было принято решение о проверке этой информации и предоставление надлежащей оценки. А что касается непосредственно Facebook, начальник департамента выразил свою личную позицию согласно данной информации.
Одно дело, когда это обычный человек пишет у себя в Facebook, а другое — когда руководитель огромного органа. И это не воспринимается как личное мнение человека, это воспринимается как позиция руководителя.
Я вам еще раз объясню: позиция и Департамента, и руководителя сразу была направлена на проверку этих фактов. Но в Facebook начальник Департамента выразил свою личную позицию, ведь есть факты, которые также важны для этого события.
Вы считаете правильным такой пост Жукова? Тон, в котором он был написан? Поддерживаете эту позицию?
Общая позиция Департамента состоит в комплексе. Прежде всего, это процедурная позиция, которая была неизменна с самого начала. При появлении информации мы сразу приняли решение о ее проверке, проведении служебного расследования. Начальник департамента выразил свою личную позицию в Facebook, на своей личной странице, ведь там были еще дополнительные факты, которые он считал необходимым высказать.
Я объясню, почему я так подробно расспрашиваю. После этого поста Жукова начался откровенный буллинг Зои. В ее адрес стали использоваться такие слова, я цитирую сейчас блогера Алексея Мочанова, который общается, насколько я понимаю, с Жуковым. Он написал: «овца, мусор» и так далее. Затем другие люди начали писать: «эскортная проститутка». Не считаете ли вы, что именно пост Жукова стал причиной для такой реакции?
Во-первых, ответственность за какие-то слова и выражения несут те, кто это комментировал и кто это писал. Я уверен, что никто там никому не говорил что-то писать. Кто-то высказал свое личное мнение по данному поводу. Причем оно было, как вы видели, категорическим как в одну сторону, так и в другую. Вы сейчас говорите только об одном виде комментариев. Я думаю, что другие вы также, если почитаете, можете найти.
Просто удивительно, когда человек, который поддерживает патрульную полицию, после поста руководителя патрульной полиции начинает так откровенно писать оскорбительные комментарии.
Ежедневно в Facebook кто-то пишет какие-то комментарии того или иного характера. Я знаю, что вы пользователь Facebook, как и я. Там можно найти различные моменты.

О сообщениях полицейских в соцсетях
Насколько патрульный полицейский может высказывать свою позицию в Facebook?
К большому сожалению, очень много информации, которая не соответствует действительности, но освещается. Сейчас Facebook находится в таком состоянии, где каждый может высказать свое мнение. Что касается служебной информации и служебной деятельности — по моему мнению, служебная информация не должна публиковаться в открытых источниках, если она касается служебной деятельности и связана с выполнением функций.
Мне рассказывали патрульные полицейские, есть негласное правило, что запрещается публиковать определенного рода информацию в Facebook. Соответствует ли это действительности?
Я о таком правиле не слышал. Но есть какие-то моменты, которые полицейские освещают и которые не освещают. Если мы обратимся к зарубежным странам, даже в Америку, Канаду, то мы увидим, что правильный путь для полицейского — это именно решение вопросов, которые есть в служебной деятельности, внеслужебной деятельности, именно в правовом русле, в правовом поле.
В каждом управлении есть подразделения мониторинга, 24/7 следят за соблюдением дисциплины, эффективности. В данном случае полицейский должен обратиться и в подразделение мониторинга и в подразделение внутренней безопасности. Если не помогает, то есть другие органы и структуры, которые также могут помочь. По моему мнению, полицейский должен делать именно так. И наши зарубежные коллеги, как я уже сказал, также придерживаются этого мнения. В каких-то структурах за рубежом вообще есть запрет на освещение любой информации, которая касаюется служебной деятельности, в соцсетях, а в каких-то — нет.
Вы поддерживаете такую идею запрета?
Если она есть, значит, ее нужно соблюдать. Я поддерживаю идею, чтобы полицейский решал вопросы служебной деятельности в соответствии с законом.

О мотивации и зарплате полицейских
Отойдем от истории именно Зои Мельник. Я вспоминаю 2015 год, своих знакомых, которые шли на первую волну патрульной полиции. Это в основном были люди с высшим образованием, люди умные, очень мотивированные, которые верили, что могут что-то изменить. Они не понимали всех проблем, с которыми столкнутся: ненормированный график, физическая усталость, низкая зарплата. Но очень много людей, которые пошли в первый набор, через некоторое время уволились. Почему так произошло?
Вопрос очень интересный, но нужно разобраться в нем глубоко. Нужно понимать, что вы перечислили очень серьезный спектр обстоятельств. Это и график, и тяжелые моменты, которые случаются в службе, а служба, особенно патрульного полицейского — это действительно тяжелая и кропотливая работа. Это и недостаточный уровень денежного обеспечения.
А сколько сейчас получает патрульный полицейский?
Патрульный полицейский в Киеве получает от 13 тыс. ($504), в городах-миллионниках — от 12-ти, в других городах — от 10 тыс. ($387). В начале 2019 года было повышение зарплаты на 30 процентов всем патрульным полицейским, и сейчас зарплата составляет именно столько.
Это меньше 500 долларов.
Это недостаточная зарплата, если ее сравнить с той нагрузкой, которую несет полицейский.
Кто должен повышать зарплату?
Есть бюджет, есть выделения бюджета на отдельные органы и структуры, в том числе в Министерстве внутренних дел и Национальную полицию. Мы постоянно говорим о необходимости повышения зарплаты. Это говорит и руководство Нацполиции, и руководство Министерства. В этом году было увеличено, и очень сильно надеюсь, что будет увеличено еще.
Но заработная плата, хоть мы и сконцентрировались на ней — не единственное, что мотивирует полицейского. Мотивация полицейского заключается и в организации служебной деятельности, возможности самореализации. Это то, что мы можем делать, и мы делаем — для этого создается достаточно много условий.
Первое — во всех управлениях патрульной полиции мы делаем максимум для того, чтобы развивались спортзалы. Очень много мест, где мы сделали новые спортзалы, где обновили, использовали также финансирование, которое нам поступает от наших партнеров, доноров. Спорт в патрульной полиции — это то, что также развивается и объединяет полицейских. У нас очень много спортивных направлений — это и джиу-джитсу, и регби, и различные виды борьбы, и игровые виды спорта. Это один вектор, в котором развивается полицейский. Дальше — у нас постоянно происходит подготовка полицейских, тренинги.

О подготовке полицейских
Хочу уточнить — как часто полицейские ходят стрелять в тир?
В соответствии с приказом по служебной подготовке. Понятно, что бывают такие ситуации, где есть проблемы с данным вопросом, ведь не каждое управление патрульной полиции в Украине имеет свой собственный тир. Где это используется на договоренностях.
В Киеве, как часто патрульные ходят в тир?
На данный момент у нас постоянно проходит стрельба для патрульных полицейских.
Это раз в три дня, в неделю, в месяц?
В соответствии с графиком, который составляется подразделением профподготовки. На каждого полицейского идет расчет. Если мы берем Киев, то можно посмотреть, что тир используется практического каждый день. То есть полицейские стреляют каждый день. Я хочу заметить, что делают это не в свой выходной день, а во время службы, в день, когда заступили на смену. Это также очень важно.
Полгода назад я общался со своим знакомым командиром роты патрульной полиции Киева. Он сказал, что они стреляют в субботу и им дают по три патрона.
По поводу трех патронов — возможно, тогда выдали и три патрона.
Нет, что каждый раз им по три патрона выдают.
Бывает также, что не хватает боеприпасов. Но не забывайте, что огневая подготовка состоит не только из стрельбы. Есть еще виды упражнений, которые можно отрабатывать, а не стрелять. Кроме того, у нас сейчас во время подготовки полицейских используются также маркерные устройства, которые стреляют мыльными пулями. Очень эффективно, это мы переняли опыт от наших зарубежных коллег.
И что касается того, сколько стреляют. Я вам скажу откровенно: стреляют гораздо больше, чем когда-либо стреляли раньше. Фактически, стреляют постоянно. Хотим, чтобы было еще больше патронов, чтобы полицейские могли еще больше стрелять. На данный момент используем те ресурсы, которые есть.
Но это ответственность руководства — создать условия, чтобы патрульные были нормально подготовленных?
В том числе, руководство и МВД, и Нацполицию делают очень много, чтобы это было. Кроме того, спорт и огневая подготовка — это не единственная сфера профессиональной подготовки полицейских. Очень много полицейских проходят тренинги по различным вопросам, например, буллинг, работа с людьми с инвалидностью, работа с людьми, которые принадлежат к каким-то меньшинствам. Каждый полицейский может получить эту подготовку и заниматься профессионально этим вопросом.
Например, школьные офицеры полиции, которые проходят подготовку по данному направлению и постоянно проводят профилактическую, разъяснительную работу в школе. Очень много полицейских прошли тренинги по реагированию на семейные конфликты.
- Поделиться: