Тема будущего украинской православной церкви стала одной из центральных после Архиерейского собора в Москве. В Украине обсуждали два вопроса: статус Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в составе Русской православной церкви (РПЦ), а также письмо главы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета к РПЦ.

Тема будущего Украинской православной церкви стала одной из центральных после Архиерейского собора в Москве. В Украине обсуждали два вопроса: статус Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в составе Русской православной церкви (РПЦ), а также письмо главы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета к РПЦ.

Громадское с помощью экспертов и участников этой истории и попыталось ответить на главные вопросы — что же происходит сегодня между церквями.

Предыстория: почему заговорили о будущем церкви в Украине?

В Москве недавно прошел Архиерейский собор. Это высший орган власти для РПЦ и УПЦ, его созывают не реже, чем раз в четыре года. В этот раз тема украинских церквей стала одной из главных.

Митрополит Киевский Онуфрий выступил на соборе и призвал «подчеркнуть особый статус УПЦ»: «Во избежание дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской Православной Церкви в глазах миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви, выделив его в Уставе Русской Православной Церкви».

Глава УПЦ МП митрполит Онуфрий (слева) и патриарх РПЦ Кирилл на Архиерейском соборе, Москва, 1 декабря 2017 Фото: patriarchia.ru

Вторым важным событием стало письмо главы УПЦ КП Филарета к РПЦ, в котором он призывает прекратить разделения между православными христианами, «восстановить евхаристическое и молитвенное общение» (чтобы священники МП и КП могли проводить совместные службы).

25 лет в Украине существуют две структуры: УПЦ МП и УПЦ КП. Первая признана мировым православием, вторая — нет.

До разделения нынешний глава УПЦ КП Филарет был иерархом РПЦ — митрополитом Киевским. В начале 90-х он был одним из претендентов на пост патриарха РПЦ, но после того, как выбор пал на Алексия ІІ (Ридигера), Филарет решился на отделение и создание Украинской православной церкви Киевского патриархата. В 90-х РПЦ отлучила его от церкви и предала анафеме «за раскольническую деятельность».

Священники МП и КП до ноября 2017-го не проводили совместных служб.

УПЦ КП считает Филарета патриархом, в то время как УПЦ МП не признает ни Филарета патриархом, ни УПЦ КП — церковью.

Позиция Московского патриархата состоит в том, что с тех пор, как Филарета отлучили от церкви, все рукоположения в епископы УПЦ КП не признаются.

КП утверждает, что если существует украинское государство, значит должна существовать независимая украинская церковь.

На сегодня у УПЦ КП более 4000 приходов. У УПЦ МП — 12000 приходов.

Кто предложил диалог и зачем?

Обращение Филарета к РПЦ зачитали на Соборе. В Киевском патриархате говорят, что инициатива написать его исходила от РПЦ. В РПЦ говорят, что от Киевского патриархата.

«Мы не были инициаторами этого диалога», — заявил Филарет. — Инициатором была Москва… А поскольку они нам предложили примирение и пути к примирению, то мы пошли на этот шаг».

«Хотел бы подчеркнуть, что действительно бывший митрополит Филарет сделал шаг к восстановлению единства канонической церкви в Украине. Это была его инициатива, вопреки некоторым заявлениям, которые сейчас звучат из Киева, что якобы Москва инициировала этот процесс. Мы ничего не инициировали. Они к нам обратились. Сначала через своих представителей в США, потом к нам непосредственно», — утверждает митрополит РПЦ Иларион (Алфеев).

По версии Илариона, диалог предложили представители УПЦ КП в США, которые обратились к Русской православной церкви заграницей, а потом в РПЦ.

«Русская православная церковь хочет продемонстрировать, что она держит руку на пульсе событий в Украине. И может пойти даже дальше в плане восстановления связей, чем Кремль может себе позволить», — считает Кирилл Говорун.   

В КП говорят, что предложение исходило от РПЦ, поступило осенью этого года, а конкретные пожелания по форме и содержанию письма — во время встречи 11 ноября.

Какими были первые шаги?

До начала Архиерейского собора в Москву приезжали делегации от Киевского патриархата.

11 ноября в одном из подмосковных храмов представители УПЦ КП отслужили совместную со священниками РПЦ службу.

«Отец Борис Табачек, настоятель Владимирского собора и отец Богдан Згоба служили Литургию в одном из храмов Подмосковья, а архиепископ Иларион (РПЦ) причащался за этой Литургией. То есть, молитвенное единение было. Служили вместе наши священники с настоятелем этого храма», — рассказал на пресс-конференции Филарет.

Вторая делегация поехала 16 ноября, чтобы передать письмо Филарета епископату РПЦ и патриарху Кириллу.

Что просил Филарет в своем письме?

В своем письме Филарет просил прощения. О помиловании или покаянии, как об этом писали ряд СМИ, речь не шла. Против этой медийной интерпретации пришлось выступать как представителям УПЦ КП, так и РПЦ.

«Помилование — это категория из юридической и судебной сферы. Преступники обращаются с просьбой о помиловании к президенту. Здесь ничего подобного не было. Была просьба о прощении», — заявил митрополит Иларион (Алфеев).

«Письмо наполнено стремлением к миру. Впервые был сделан церковный шаг, чтобы преодолеть то церковное разделение, которое существует уже четверть века», — заявил глава Синодального информационного отдела Украинской православной церкви (МП) епископ Климент.

«Это письмо стало неожиданностью для всей Украины. Ведь как сам Филарет подтвердил, оно готовилось в условиях полной секретности. Это первый шаг к примирению церквей. По крайней мере, так задумывалось», — сказал в интервью Громадскому религиовед, профессор Александр Саган.

Что касается снятия анафемы, то по мнению УПЦ КП, РПЦ может пойти на это по тому же пути, как в случае с Русской православной церковью заграницей.

Празднование 1029-летие Крещения Руси Украинской православной церковью МП, 27 июля 2017, Киев Фото: Александра Чернова / Громадское

«Московский патриархат может выполнить то, к чему их призывает Патриарх Филарет, так же, как ради диалога и примирения подобные решения РПЦ принимала по РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей) и старообрядцам. Все зависит от желания РПЦ. Как видим, сейчас ее руководство оказалось еще не готово к такому шагу. Но создание комиссии РПЦ для диалога свидетельствует, что в Московском патриархате в принципе видят возможность принять такое решение позже», — ответили Громадскому в УПЦ КП. В КП добавили, что Русская православная церковь их заверила, что такое решение будет принято.

Возможно ли начать диалог?

Архиерейский собор в Москве, заслушав письмо Филарета, почти единогласно поддержал идею о создании комиссии РПЦ по диалогу.  

Такую же комиссию должен создать УПЦ КП. Там Громадскому сообщили, что это произойдет до конца года.

«Создание комиссии со стороны УПЦ КП ожидается на ближайшем заседании Синода, которое традиционно проходит в середине декабря. В комиссию войдут епископы и священники, которых определит Синод, по принципу соответствия — так же, как в комиссию РПЦ входят епископы и священники. До решения Синода говорить о конкретных лицах участников нашей комиссии будет некорректным», — ответил Громадскому пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий Зоря.

Пока стороны не спешат говорить, когда две комиссии встретятся, но эта встреча должна состояться на нейтральной территории, называются варианты Латвии или Литвы.

Как считает бывший глава отдела по внешним церковным связям УПЦ МП Кирилл Говорун, важно, что восстановился публичный контакт между МП и КП.

А религиовед Александр Саган отмечает, что за несколько дней резко поменялась риторика. «Из анафемствованного клирика патриарх Филарет превратился в бывшего митрополита Киевского», — говорит он.

Один из членов комиссии по диалогу Николай Данилевич в своем Facebook отметил, что не стоит рассчитывать на быстрый результат. А также на то, что снятие анафемы с Филарета станет ключом к возможному объединению церквей. «Позиция Собора РПЦ состоит в том, что снятие анафемы с Филарета должно быть следствием преодоления раскола, и вряд ли условием или началом на этом пути».

Празднование Пасхи в Киево-Печерской Лавре, 16 апреля 2017 Фото: Йован / Громадское

По мнению Кирилла Говоруна, есть два пути: первый — создание единой поместной украинской православной церкви, второй — сосуществование на территории Украины двух канонических (общепризнанных) церквей. Второй вариант, по мнению Говоруна, более реалистичен.

Религиовед Александр Саган считает, что больше шансов на объединение части УПЦ МП с КП.

В чем суть разногласий УПЦ МП и КП?

«Когда епископ оказывается в церковном отлучении, он не имеет возможности передавать благодать другим епископам и священникам, — поясняет Громадскому епископ УПЦ МП Климент. — И поскольку эта наследственность была прервана из-за отлучения от церкви Филарета еще в далекие 90-е, то возникает вопрос о действительности рукоположения епископов и священников в Киевском патриархате. Это очень серьезная проблема, требующая компромисса со стороны УПЦ КП».

Позиция КП состоит в том, что в независимом государстве должна быть независимая (автокефальная) церковь.

«Бог дал нам государство, а раз Бог дал нам государство, то в этом государстве должна быть и независимая Православная Церковь. Когда 24 августа (1991-го года) Верховная Рада провозгласила Украину независимым государством и распался Советский Союз, то тогда я на заседании Священного Синода, а потом на Архиерейском Соборе Украинской Церкви поставил вопрос, что нам, как проживающим уже в независимом государстве, недостаточно иметь Церковь, хоть и самостоятельную и независимую в управлении, но в составе Московского Патриархата. Нам нужна полная независимость, то есть автокефальная Церковь».

«Бог дал нам государство, а раз Бог дал нам государство, то в этом государстве должна быть и независимая Православная Церковь», — Филарет. Фото: cerkva.info

После 2014-го года ситуация обострилась: часть приходов УПЦ МП по политическим мотивам перешли в КП. Так, на конец 2016 года под юрисдикцию УПЦ КП перешло 40 приходов.

Московский патриархат обвиняет КП в захвате своих храмов. В КП говорят, что приходы переходят из одного патриархата в другой добровольно.

Дали ли УПЦ больше прав на Соборе?

30 ноября российское информагентство Интерфакс выпустило новость с заголовком «РПЦ согласилась дать больше самостоятельности Украинской православной церкви». Этот посыл подхватили многие СМИ.

Действительно митрополит Киевский Онуфрий попросил патриарха Кирилла выделить для УПЦ отдельную главу в Уставе РПЦ. И отдельно прописать, что центр Украинской православной церкви находится в Киеве.

Как пояснил Онуфрий, последняя просьба связана с тем, что в украинском парламенте зарегистрированы законопроекты, которые УПЦ считает дискриминационными по отношению к себе. Например, речь о документе под номером 4511, который предлагает предоставить особый статус религиозным организациям, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре.

Верующие УПЦ Московского Патриархата молятся во время их митинга возле здания парламента в Киеве, Украина, 18 мая 2017 года. Они протестуют против принятия законопроектов N4511 и N4128 об особом статусе религиозных организаций с руководящими центрами на территории государства-агрессора Фото: EPA / СЕРГЕЙ ДОЛЖЕНКО

Законопроект, по сути, предусматривает возможность для государства вмешиваться в дела церкви, если будет сделан вывод, что церковь действует под влиянием страны-агрессора. 

Что касается отдельной главы в Уставе и большей самостоятельности, то это преувеличение. Некоторые полномочия УПЦ наоборот будут урезаны.

 Так, украинские храмы обязали упоминать имя патриарха Московского Кирилла в литургии. Сейчас некоторые церкви этого не делают по политическим соображениям, упоминая лишь имя Онуфрия. РПЦ будет утверждать Устав УПЦ, это означает, что Москва будет контролировать разделение епархий УПЦ. До этого Украинская православная церковь могла менять границы епархий на свое усмотрение.

Из послаблений: решения по священникам УПЦ, нарушившим церковные каноны, будет утверждать Украинская православная церковь, а не патриарх московский, как раньше.

Так что говорить о том, что УПЦ получила больше независимости — преждевременно.

«Украинской церкви предложили некий статус, который нельзя назвать «автономией», это некий экстракт из этого статуса», — считает бывший глава отдела по внешним связям УПЦ МП Кирилл Говорун.

Киево-Выдубицкий мужской монастырь, 16 апреля 2017 Фото: Йован / Громадское

Пресс-секретарь УПЦ МП владыка Климент в разговоре с Громадским настаивает на другом:

«Устав принимается исключительно Украинской православной церковью, потому что она является самоуправляющейся. То, что Московский Патриарх его потом согласовывает, определялось в уставе РПЦ и раньше. Никакой новости в этом нет. Но вместо этого последний Архиерейский Собор РПЦ принял несколько других решений, которые существенно расширяют самостоятельность управления УПЦ. В частности, в уставе РПЦ отныне указано, решения ее Синода действуют на территории УПЦ только тогда, когда они не противоречат уставу УПЦ».

Поэтому Синод РПЦ, по словам Климента, во многих случаях практически теряет свое значение для украинской церкви.

Читайте также этот материал на украинском языке

Поделиться: