Посленовогодний локдаун, увеличение зарплат врачам и вакцинация от COVID-19 — интервью с Максимом Степановым

Министр здравоохранения Максим Степанов
Министр здравоохранения Максим Степановhromadske

Встретим Новый год, а там будь что будет. Жесткие карантинные ограничения вводят после праздников, а при принятии бюджета на 2021 год не учли рекомендации Минздрава. Мы поговорили с министром здравоохранения Максимом Степановым о повышении зарплат медиков, выплате компенсаций врачам, которые переболели COVID-19, уменьшении количества тестов и будущей вакцинации.

О бюджете на 2021 год

Я не голосовал за этот проект бюджета, потому что в тех расчетах, которые мы подали в Министерство финансов, была учтена наша жизненная необходимость для финансирования медицины. Эта сумма составляла 296 млрд грн.

Общая цифра, предусмотренная на это, — 159 млрд грн. И эта цифра нас полностью не устраивает. Она не предполагает, как минимум, повышения заработной платы.

О зарплатах медикам

Платить врачам, которые отвечают за жизнь своих пациентов самую низкую зарплату в стране, иногда ниже, чем у охранника в супермаркете, зарплату, которая равна выплатам по безработице, — это очень большой стыд. Мы в Министерстве здравоохранения разработали законопроект, который привязывает заработную плату медицинских работников к прожиточному минимуму. Такая практика есть, например, в законе о прокуратуре. Мы подали законопроект нашим коллегам-министрам, с которыми мы должны его согласовать, чтобы вынести на заседание Кабинета министров, чтобы потом Кабинет министров внес соответствующее представление в Верховную Раду.

О проблемах с выплатами компенсаций врачам, которые переболели COVID-19 

«Этот вопрос в ведении Министерства социальной политики. Насколько я знаю от своей коллеги Марины Лазебной, они упрощают и пытаются еще максимально упростить этот вопрос. Но в то же время иногда возникают очень серьезные недоразумения. Например, когда в Черкасской области врач погиб, и наша комиссия дала четкое заключение, что это было именно профессиональное заболевание, и семья погибшего должна получить компенсацию около 1,5 млн грн, а Фонд социального страхования сначала не соглашался, а потом вообще подал в суд, чтобы отменить это решение.

Мы максимально поддерживаем родственников, и я уверен, что мы сможем доказать в суде наши аргументы.

Министр здравоохранения Максим Степановhromadske

О закупке вакцины от коронавируса

В своем бюджетном запросе мы указали сумму 15,1 млрд грн. Мы рассчитывали ее исходя из реальной цены на вакцину. Именно поэтому мы считаем, что суммы 2,6 млрд грн (заложенной в бюджете на 2021 год) может быть недостаточно. У нас сейчас есть соответствующие средства в Министерстве здравоохранения. У нас были определенные сэкономленные средства, в том числе при закупке медицинского оборудования, при централизованной закупке лекарственных средств. Это из бюджета этого года около 2,3 млрд грн плюс к этим 2,6 млрд. Но мне кажется, что нам и этого может не хватить.

Кого будут вакцинировать в первую очередь?

На первом этапе, как мы это видим, мы должны вакцинировать наших медицинских работников. В первую очередь — тех, которые непосредственно работают с больными COVID-19. Мы должны вакцинировать наших военнослужащих, находящихся в зоне проведения ООС, и мы хотим вакцинировать людей, которые находятся в специализированных учреждениях — это интернаты или учреждения для лиц пожилого возраста.

Если мы говорим о втором этапе — это люди старше 60 лет, люди, которые имеют риски по медицинским показаниям, имеют сопутствующие заболевания — сахарный диабет, или сердечно-сосудистые, а также остальные военнослужащие, сотрудники Национальной полиции, работники образования.

Вакцинация не будет обязательной, у нас нет такого законодательства, которое бы обязывало это делать. Мы должны обеспечить доступ людей к этой вакцине.

Про украинскую вакцину от COVID-19

Сейчас оформляют соответствующие документы, чтобы начать клиническое исследование. Это достаточно длительный процесс. Мы полагаем, что это будет от 9 месяцев до года.

Карантин выходного дня во ЛьвовеПетр Задорожный/hromadske

О карантине выходного дня и посленовогодем локдауне

Мы увидели результаты карантина, действующего с ноября, в том числе карантина выходного дня, и мы сейчас это видим по цифрам. Мы увидели снижение, мы увидели с одной стороны уменьшение нагрузки на медицинскую систему, а с другой понимаем, что образ жизни украинцев все же более активный, особенно в новогодние праздники. Мы реалисты, мы понимаем, что соблюдение тех карантинных мер, которые у нас есть на сегодняшний день — постоянное ношение масок, пребывание в заведениях общественного питания не более 4 человек за столом, передвижение по заведению исключительно в маске — этого не всегда этого придерживаются. Ну это правда. Все что касается системы контроля, оно не в компетенции Минздрава.

И мы понимаем, что у нас может быть, во-первых, увеличение числа заболевших после новогодних праздников. А во-вторых, у нас начиная с января — начала февраля ожидается сезонный рост количества больных гриппом, а грипп дает такие же осложнения как ковид.

Именно такой была логика введения жесткого карантина именно с 8 по 24 января.

О количестве коек и кислородных точек 

У нас сейчас общее количество коек более 64 тысяч, это количество постоянно увеличивается. Практически каждый день я подписываю соответствующие документы. Около 35 тысяч коек с подведенным кислородом, а общее количество людей, находящихся в больницах на сегодняшнее утро было около 27 тысяч человек.

Медицинский работник берет образец для теста на COVID-19 у женщины возле больницы в селе Топоровцы, Украина, 2 октября 2020 годаAP Photo/Evgeniy Maloletka

Об уменьшении количества тестов на COVID-19

У нас было четко прописано, кого мы тестируем. Это люди с признаками коронавирусной болезни и те, кто попадают в больницу с пневмонией. После того как меньше людей начали обращаться, мы внесли изменения в стандарт медицинской помощи и расширили перечень лиц, нуждающихся в тестировании, в том числе за счет государства. Также мы добавили так называемые тесты на антиген — это быстрые тесты за 15 минут. Что касается ПЦР-тестов, мы добавили любые признаки любого респираторного заболевания. Мощность только тех лабораторий, которые находятся в сфере управления Минздрава, — около 55-60 тысяч тестов в сутки, и это только наши лаборатории. Хочу напомнить, в апреле все мощности всей страны составляли 200 тестов в сутки.

О медицинской реформе 

Я поддерживаю реформирование медицины. Именно реформирование. Я считаю, что наша медицина нуждается в реформировании, наша медицина заслуживает того, чтобы быть другого качества, и для этого нужны изменения. Для этого нужны другие подходы. Но я не поддерживаю разрушение медицины. Я не поддерживаю никакое закрытие больниц, я не поддерживаю увольнение медицинских работников, я не поддерживаю тупое копирование какой-то зарубежной системы в нашей стране. Я понимаю, что иногда не хватает у кого-то там понимания и интеллекта, как это все преобразовать и как провести процесс реформирования медицины, который достаточно многогранен. Он не только упирается в систему финансирования, но это еще, например, и качество оказания медицинской помощи.

Мы работаем над всеми этими вещами, но еще раз подчеркиваю — чуда быть не может, нужно соответствующее финансирование.

О возвращении к «доковидной» жизни

Мы сейчас пытаемся сделать все, чтобы первые дозы вакцины мы получили в феврале следующего года. Поэтому нам очень важно по крайней мере до апреля, когда у нас будет сложная ситуация с ковидом, придерживаться тех карантинных мер, которые есть сейчас, которых придерживается весь мир. Лучший способ борьбы, разумеется, это коллективный иммунитет. Он достигается двумя путями: либо это вакцинация, которая как минимум должна составлять не менее 70-80%, или когда люди переболеют.

Я оптимист, поэтому мне кажется, что все же с апреля должно быть полегче, и мы сразу будем реагировать. Ну и к тому же начнется вакцинация.