Потерянный якорь: в поисках пленного командира

Бердянск. Март 2022 года
Ночью ей позвонили по телефону с неизвестного номера. Оксана Бойчук не спала — какой сон, если уже несколько дней муж не выходит на связь.
«Владимировна, Саша в плену. Надо встретиться», — это был голос Славика, сослуживца ее Александра.
На следующий день Оксана пошла на условленное место. Туда, откуда эвакуационные автобусы вывозили местных жителей из Бердянска. В человеческом муравейнике сначала и не узнала военного из их части А0373 — дивизиона надводных кораблей. Он шел в старой грязной одежде, в каких-то не по размеру ботинках. Но это был Славик.
Рассказал ей, что в Мариуполе они попали в оцепление, боекомплект закончился и командиры приняли решение выходить группами. Военную форму оставили, переоделись в гражданскую одежду.
Славик с Александром пробирались в разных группах. В Мангуше, поселке под Мариуполем, Славика поймали россияне. Оттуда переправили в Докучаевский, в фильтрационный лагерь. Славик сказал им, что он таксист. В его легенду поверили, потому что ее по телефону подтвердила жена — россиянка, которая к тому времени уже выехала в Таганрог.
22 марта, в один из тех 10 дней, что Славик провел в лагере, он увидел, как из гаража, который россияне переоборудовали под место содержания, вывели нескольких человек. В гражданском. Но Славик как-то сразу понял: это ВСУ. А потом в шеренге пленников увидел Александра Бойчука.

Крым. Март 2014 года
В марте 2014-го, когда в Крыму появились зеленые человечки, старший мичман тральщика «Геническ» Александр Бойчук привел свой корабль в боевую готовность. 18 марта все военные корабли снялись с якорей и ушли на выход из Донузлава. Думали прорваться, но не успели: выход уже был перекрыт.
20 марта командир 5-й бригады надводных кораблей ВМС ВС Украины Виталий Звягинцев, перешедший на сторону россии, приказал всем кораблям причалить к берегу. Командир «Геническа» не послушался. россиян на борт не пустил, даже несмотря на то, что в сторону кораблей были направлены три пулеметные точки и автоматические станковые гранатометы, а на тральщике заканчивались еда и горючее.
Утром он решил попытаться бежать еще раз. Поднял якорь и пошел на полном ходу. россияне тогда проспали. Но уже через скоро их догнал катер со спецназовцами. Они забросали корабль шумовыми гранатами и высадились на тральщик. Моряки отбивались шлангами и цепями. Бойчук получил прикладом по голове, упал и почувствовал, как его добивают ногами.
«Геническ» пришвартовали на причале. Все члены экипажа сошли на берег, их посадили в микроавтобус и повезли в Севастополь. А избитого командира тральщика Бойчука без денег и мобильного телефона оставили. Наверное, хотели таким образом проучить или унизить. По дороге он встретил знакомого, попросил телефон и позвонил по телефону жене Оксане. Она выслала за ним машину. Через два дня на маршрутке Бойчуки вместе с 15-летним сыном Вячеславом выехали на подконтрольную Украине территорию. Было 28 марта 2014 года.

Бердянск. Март 2022 года
29 марта 2022-го Оксана Бойчук с сумкой в одной руке и поводком с собакой в другой опасливо шла по Бердянску. Дежавю? С ней это уже было! Она снова вынуждена бросать жизнь, которую только успела наладить на новом месте, снова осталась с одной сумкой в руке перед неизвестностью. Но теперь она еще и без Саши. Оксана направлялась к маршрутке, которая должна была довезти ее до эвакуационного автобуса.
Она до последнего отказывалась покидать Бердянск. Ждала там своего Сашу. Он в перерывах между обстрелами, когда ловил связь, звонил по телефону из Мариуполя. Кричал в трубку: «Уезжай, иначе я тебя убью!» А она не слушалась. Но когда 27 марта узнала, что Саша в плену, в городе ее больше ничего не держало.
В Запорожье из Азовского вместо трех часов ехали 12. Посреди ночи вдруг повернули назад. Весь автобус охнул. Люди причитали: «Мы не хотим!» Выяснилось, что россияне обстреляли начало колонны. Потом всех попросили выйти.
Оксана шла мимо сожженных машин и заброшенных вещей. В глаза бросилась детская потерянная или выброшенная одежда. Когда водитель наконец-то разрешил возвращаться в салон и они продолжили маршрут, выдохнула. А в Запорожье Оксану уже ждал ее старший сын.

Севастополь — Бердянск. 2014-2022 годы
Трудная дорога из Бердянска, вероятно, была даже сложнее той, что они прошли вдвоем, выезжая из Крыма. В экипаже Александра Бойчука 8 из 11 моряков не изменили присяге. Их всех расселили в Киеве в общежитии президентского полка. Потом направили в Очаков. Поселили в санатории.
Там Бойчука догнала новость — поезжай в Крым, забирай свой «Геническ». 20 мая рейдовый тральщик «Геническ» российские буксиры вывели из Донузлава и передали украинской стороне. 12 июня командир Бойчук вывел свое судно в море.
В 2019-м из Очакова Бойчуки перебрались в Бердянск — Сашу повысили по службе. А Оксана, как и всю предыдущую жизнь, снова собрала нехитрые пожитки и поехала за ним. В надежде, что на этот раз все точно будет иначе. И у них, наконец, будет свой дом. Но через три года случилось 24 февраля.

Бердянск. 24 февраля 2022 года
24 февраля в час ночи в воинской части А03797 в белые мешки, в которые обычно упаковывают сахар, Оксана с коллегами укладывала личные дела военных. Погрузили их в машину и доставили в центр города — в арендованную квартиру одной из военнослужащих.
Когда доехали, начались взрывы. До утра женщины просидели на тех мешках в квартире, а потом Оксана решила вывозить их из города. С трудом нашла машину, которая довезла килограммы бумаг, исписанных человеческими судьбами, в дальний район Бердянска, в неприметный двор.
Оксана открыла гараж, перетащила мешки в свою машину. Зашла в дом, сняла с вешалки два парадных кителя — Александра и свой, положила их на белые мешки. Разыскала водителя и дозвонилась подруге из родной Волыни, та согласилась принять у себя Оксанины сокровища. А сама Оксана осталась ждать.
К ней переехали другие сослуживицы и жены военных, оставшиеся в городе. Вместе было безопаснее. Семеро взрослых, три собаки, две кошки и ребенок. Газ в Бердянске почти сразу пропал, а в город вскоре вошли чеченцы и начали охоту на военных. Жители арендованного Оксаной дома сидели тихо, несколько суток не включали свет, и даже ребенок в те дни не капризничал.
27 марта, когда Оксана узнала, что Саша в плену, решила уезжать. Документы УБД, кортик Александра, которые забыла передать на Волынь, женщина закопала во дворе. Сама с сумкой в одной руке и с поводком в другой вышла из дома, который последние два года был для нее домом.
Почему-то тогда ей вспомнился сон, приснившийся еще до полномасштабной войны: они вдвоем с Сашей, а вокруг только враги. А потом пропасть. И Саши нет. Она над пропастью одна.

Киев. 27 сентября 2022 года
27 сентября на киевском Подоле собралась группа людей. В руках они держали плакаты с фотографиями родных. В столицу они приехали на встречу с представителями Координационного штаба по обращению с военнопленными. Всех их сплотила и организовала маленькая худенькая женщина в очках и с короткой стрижкой — Оксана Бойчук.
Ровно полгода она молчала про плен мужа. Боялась, что информация может ему повредить, ведь Александр Бойчук — немаленькая рыба. Ветеран военной службы, главный старшина дивизиона надводных кораблей, старший мичман, участник боевых действий в Ираке. И самое главное — командир корабля, не перешедшего на сторону россии в 2014 году.
В рюкзаке Оксаны цвета хаки с надписью «Вооруженные силы Украины» стопка бумаг — вся информация о 45 людях, моряках из воинской части А0373, где служат оба Бойчука. Оксана в части — ответственный исполнитель штаба, это что-то вроде делопроизводителя, если переводить на гражданский язык.
31 человек из этого списка имеет статус военнопленного, один — Пантелеймон Собко — погиб на «Азовстали», Виктора Шапошникова удалось вернуть из плена, другие числятся пропавшими без вести. Ее Саша в списке под номером 31, но с пометкой «вероятно плен». российская сторона ни разу не подтвердила, что удерживает Бойчука.
Впрочем, Оксана верит, что ее Саша жив и вернется домой. И помогает другим верить. Находит в себе силы поддерживать людей, которые так же, как она, месяцами не получают никакой информации о своих родственниках. Маму, которая из плена ждет двух сыновей. Жену, родившую мальчика, которого отец еще не видел. Молодая женщина, которая на встрече с чиновниками срывается на слезы: по телефону ей кто-то сообщил, что муж, которого содержат в Еленовке, тяжело ранен из-за обстрела колонии. Но она не уверена, правда ли это. А на ее вопросы никто не дает ответов.
22 ноября у Бойчуков серебряная свадьба. Оксана мечтает, что отпразднуют ее вместе. А потом когда-нибудь поселятся в своем доме, о котором мечтали всю жизнь. И оттуда их больше никогда не выгонят россияне. Дом точно будет на родной для обоих Волыни. Потому что сколько бы Бойчук ни плавал по большим морям, всегда держался за малую родину, где родился и начал службу в армии.
Пока же Оксана из Киева возвращается в свой дежурный временный дом. Сейчас он в Одессе. Туда из Бердянска передислоцировали их воинскую часть. Арендованная однокомнатная квартира наконец-то не встретит ее пустотой. Оксану будет ждать Бойчук. Вячеслав Александрович. Сын.

* * *
Во всех институтах журналистики учат, что журналист должен быть объективным и беспристрастным. Смотреть на ситуацию со стороны. Скажу прямо: в этой истории я не в стороне. Александр Бойчук — друг моей семьи. На моем подоконнике долго и обильно цвела орхидея, подаренная Бойчуками, только в последние месяцы, когда Бойчука взяли в плен, она перестала цвести.
На моей полке кепка с тральщиком «Геническ». Корабля больше нет — россияне его утопили. Но я очень надеюсь, что командир «Геническа» — тот, кто подарил эту кепку, жив. И что скоро он вернется домой. К жене. Сыновьям. Внукам. В желанный дом на Волыни. Где, наконец, бросит якорь.
2 июля 2017 года на ютуб-канале hromadske вышел фильм «Геническ» — об истории единственного украинского минного тральщика, его экипаже и командире Александре Бойчуке.
- Поделиться: