Правительство зарегистрировало два законопроекта о перезагрузке БЭБ. Их уже раскритиковали

Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде два законопроекта о перезагрузке работы Бюро экономической безопасности Украины. Активисты заявляют, что они не должны приниматься в предложенной редакции.

О регистрации документов сообщил министр юстиции Денис Малюська.

В Раде зарегистрировали законопроекты:

  • «О Бюро экономической безопасности Украины» об усовершенствовании работы Бюро (№10439);
  • «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты по усовершенствованию работы Бюро экономической безопасности Украины» (№10440).

Подробнее о законопроектах

Проект закона №10439 касается усовершенствования отбора руководителя БЭБ и переаттестацию его заместителей. Процедура отбора выписана по аналогии с отбором директора НАБУ. Малюська заявил, что это первый случай, когда правительство инициирует применение инструмента подавляющего голоса международников без давления международных партнеров.

Малюська рассказал, что законопроект №10439:

  • предусматривает требования к членам конкурсной комиссии по избранию директора БЭБ, их права и обязанности;
  • уточняет основания увольнения директора БЭБ;
  • добавляет обязательный психофизиологический опрос с полиграфом перед назначением человека на должность в БЭБ;
  • предлагает определить положения о формировании комиссии, которая будет проводить аудит БЭБ;
  • предусматривает переаттестацию всего персонала БЭБ (сразу — обязательная аттестация заместителей директора БЭБ, а через год после прекращения / отмены военного положения — аттестация остальных работников БЭБ).

Законопроект №10440 меняет отдельные положения УПК, чтобы дать возможность сделать БЭБ «более дружественной для бизнеса». В частности:

  • по уголовным делам предлагается предусмотреть предоставление детективом БЭБ письменных поручений на проведение следственных действий подразделениям детективов или оперативно-техническим подразделениям;
  • выполнение определения суда о временном доступе к вещам и документам субъекта предпринимательской деятельности предлагают осуществлять в присутствии представителя Совета бизнес-омбудсмена (аналогичные изменения в УПК);
  • досудебное расследование уголовных правонарушений по статьям 201, 305 Уголовного кодекса Украины, подследственным следственным органам безопасности, предполагается отнести к подследственности БЭБ.

Минюст объявил, что планирует разработать и зарегистрировать еще несколько инициатив, которые коснутся более широкого круга вопросов уголовного процесса.

Критика

«Центр противодействия коррупции» уже раскритиковал эти документы. Там отмечают, что правительство снова отказалось от модели полноценной переаттестации сотрудников БЭБ. Мол, единственным изменением по сравнению с прошлой версией предложений Кабмина является то, что проект разделен на две части.

В частности, изменения в УПК будет рассматривать правоохранительный комитет парламента, «которым руководит "слуга" Сергей Ионушас, ранее блокировавший отмену "правок Лозового"» .

«Худшей частью правительственного законопроекта остается вопрос переаттестации персонала. Правительство предлагает утверждать правила переаттестации своим решением. На уровне закона не определены ни порядок аттестации, ни критерии, ни порядок определения аттестационных комиссий. На практике это означает, что такие правила не позволят эффективно очистить орган», — пишет ЦПК.

По мнению исполнительного директора ЦПК Елены Щербан, такой подход к переаттестации означает, что она «банально не состоится или будет происходить под контролем куратора правоохранителей от Офиса президента Олега Татарова».

«В этих условиях новоизбранный директор БЭБ, насколько профессиональным и независимым он ни был, не сможет перезапустить обновление института и застрянет в бюрократической борьбе с коррумпированным персоналом», — считает Щербан.

В ЦПК считают, что законопроекты не должны быть приняты в предложенной редакции, поскольку они «не отвечают интересам бизнеса и общественности», «не создают условия для независимости БЭБ и уменьшения давления на предпринимателей».