«Правовая шизофрения РФ будет продолжаться, но для этого есть международные суды», — советник министра МИД Тарас Качка

Watch on YouTube

Видео на украинском языке

25 мая Международный трибунал ООН по морскому праву обязал Россию отпустить 24-х украинских военных и три корабля, захваченных Россией в ноябре прошлого года возле Керченского пролива.

Российская Федерация заявила, что не будет выполнять это решение, потому что у трибунала якобы нет юрисдикции для решения Керченского конфликта.

Подробнее об иске Украины против России — в эксклюзивном интервью Громадского с советником министра иностранных дел, членом украинской делегации в Гамбурге Тарасом Качкой.

Что означает решение трибунала?

Оно означает, что на период рассмотрения дела о нарушении иммунитета наших кораблей и военнослужащих Российская Федерация должна безотлагательно освободить и вернуть под контроль Украины захваченные корабли и 24-х военнослужащих, которые были членами экипажей.

В приказе четко написано: то, что Россия не участвовала в этом заседании, а также ее позиция, что якобы у трибунала нет юрисдикции, не освобождает ее от выполнения приказа.

Сделать это должны безотлагательно. Есть четкая дата, на момент которой Россия должна отчитаться перед трибуналом о выполнении приказа — это 25 июня. Мы считаем, что безотлагательно — это 2-3 дня, и все же, учитывая, что РФ будет пытаться сохранить свое лицо, говорить, что «никто нас не заставляет, мы по собственной воле отпустим моряков», вероятно, в пределах нескольких дней, возможно, месяца РФ придумает способ, как отпустить моряков и отчитаться перед трибуналом.

Что грозит РФ, если она не выполнит это решение?

Особенность морского права в том, что есть ежедневные правила, которыми пользуются все корабли без исключения, в том числе и российские. И потому РФ понимает, что пока она не выполняет решение международного трибунала по морскому праву, она на море находится вне закона. Очевидно, они не могут поставить себя вне закона во всех морских вопросах: свободы навигации, военных и гражданских кораблей.

Именно поэтому в 2014 году Россия, делая вид, что не выполняет решение этого трибунала, отпустила голландских членов экипажа судна «Арктик Санрайз». Так же произойдет и здесь.

Справка: Дело «Арктик Санрайз» — нидерландского судна, на котором активисты «Гринпис» в 2013 году проводили акцию протеста возле российской буровой платформы в Печорском море. Бойцы береговой охраны РФ задержали судно и арестовали всех членов экипажа и пассажиров. Участвовать в слушаниях Международного трибунала власти РФ отказались, выполнять его решения тоже. Но через некоторое время Россия отпустила всех захваченных активистов и выплатила правительству Нидерландов компенсацию в несколько миллионов евро.
Советник министра иностранных дел Украины Тарас Качка во время интервью, Киев, 27 мая 2019 годаГромадское

Дмитрий Песков заявил, что они ждут, когда дело моряков начнут рассматривать по существу. На какое время это может затянуться?

РФ очевидно хочет в ближайшие дни принять решение суда, чтобы сделать вид, будто они отпустили моряков не из-за решения Гамбургского трибунала.

Заявление Пескова указывает, что сюжет будет именно таким. Впрочем, если они примут решение, что «моряки виноваты, приговор шесть месяцев, а три месяца они уже отсидели, поэтому мы их отпускаем» — это тоже будет считаться нарушением. Именно в этом деле мы подчеркиваем, что сам факт их захвата, содержания шесть месяцев под стражей — это все нарушает иммунитеты кораблей и моряков.

Соответственно, мы будем требовать компенсации. Мы уверены в своей правоте и в том, что через несколько лет доведем дело до конца. Но нам важно, чтобы эти два года наши ребята не были де-факто в плену.

На чем основывалась позиция России?

На том, что все, что произошло с украинскими кораблями, подпадает под определение «военных действий». Потому что украинские корабли — военные, применение силы со стороны РФ — тоже военное.

Но в чем главная невозможность применения этой концепции? Украинских моряков судили в уголовном суде — гражданском, не военном, что в принципе нельзя делать с военными. Это был выбор РФ, они могли сказать, что украинские моряки — военнопленные, и тогда не судить их, а держать в плену, соответственно, это был бы уже другой формат. Но РФ все шесть месяцев говорила, что они не военнопленные, речь не идет о международном военном конфликте.

Эта разорванность отмечена в одном из параграфов приказа. Там указано, что именно Россия отказалась применить к этой ситуации международное гуманитарное право и право, касающееся международных вооруженных конфликтов. То есть Россия понимает, что если она согласится на то, что это международный вооруженный конфликт, она должна будет признать себя страной агрессором и у нее должны будут забрать право голоса в Совете безопасности ООН в вопросах, касающихся Украины.

Но почему Россия это делает? Для того, чтобы избежать оценки судом. Это общая стратегия Российской Федерации, на них нет управы трибунала по морскому праву, международного суда ООН, каких-либо инвестиционных арбитражей. И наша задача доказать, что нет — если РФ является постоянным членом Совета безопасности ООН, ее действия должны подпадать под оценку международных судей.

Советник министра иностранных дел Украины Тарас Качка во время интервью, Киев, 27 мая 2019 годаГромадское

Что сейчас с делом украинских моряков?

Мы сейчас на стадии формирования трибунала. Есть дискуссия с российской стороной по выбору судей, которые будут рассматривать это дело и тому подобное.

А дело, которое в московском суде?

Любое решение суда, любое следственное действие, позиция Следственного комитета, ФСБ, любого, кто там принимает процессуальные решения — априори незаконно.

Мы с самого начала говорили, что этих судебных процедур не должно существовать. Нам не нужно ждать приговора московского суда или освобождения их из-под стражи по решению суда. Все эти действия незаконны.

В приказе судьи гамбургского трибунала сказали, что они не считают целесообразным рассматривать вопрос о прекращении уголовных дел. И кто-то в РФ говорит: «Значит мы можем продолжать эти следственные действия». Наоборот. Судьи четко сказали: «Верните уже, те ваши действия незаконные, это все будет рассматриваться международным судом и в дальнейшем».

Кроме компенсации, будет ли другая ответственность российских военных за незаконное задержание?

Мы говорим о том, что за действия должностных лиц РФ должно отвечать государство Россия. Можно сколько угодно слушать гордые заявления РФ, но по факту они понимают, что отпустят наших моряков и компенсируют вред.

Сколько может продолжаться это большое дело Украины против России?

На примере дела «Арктик Санрайз»: реализация договоренности о том, что Россия должна компенсировать, продолжалась где-то 4-5 лет. Сами слушания — 2-3 года. Поэтому нам сейчас нужно было получить приказ, чтобы у Российской Федерации не было оснований считать, что «пока дело не завершено, мы будем держать моряков под арестом».

Наоборот, мы говорим о том, что вы их освободите, а потом мы будем слушать дело.

Как должна происходить процедура освобождения?

От украинского МИД в российское будет направлена четкая нота с требованием, во-первых, что не нужно рассказывать на весь мир о том, что вы не будете выполнять, ведь мы считаем, что это нарушение.

Во-вторых, мы готовы садиться и говорить, каким образом это будет организовано. Хотя с другой стороны, это задача РФ — передать их в Украину. И фактически уже прошло несколько дней после оглашения решения, они уже должны бы быть в Киеве или в Одессе.