Президентство Зеленского, деолигархизация и покупка «Украинской правды». Интервью с Томашем Фиалой

Как ограничить влияние олигархов? Какая главная проблема президентства Зеленского? Зачем было покупать «Украинскую правду»? Стоит ли запрещать иностранцам владеть украинскими СМИ?
Обо всем этом в эфире программы «Мокрик По Живому» на hromadske рассказал генеральный директор Dragon Capital Томаш Фиала.
О причине покупки «Украинской правды»
Алена Притула обратилась к нам. Я волновался, что если мы откажемся от этого, «Украинская правда» может попасть в плохие руки. На тот момент Виктор Медведчук скупил несколько телевизионных каналов, включая ZIK, из которого после этого ушло значительное число журналистов.
Не хотелось снова попасть в такую ситуацию, какая в Украине была в 2013 году, когда Сергей Курченко скупал медиа и когда у журналистов очень сузилась возможность для работы в независимых СМИ.
Последние пять лет мы думали, есть ли смысл вкладываться в новостное телевидение. И всегда решали не делать этого по нескольким причинам. Это уже не модно, телевизионная аудитория очень сильно падает и будет дальше падать.
Телевидение в основном смотрят люди в возрасте 60+. Нам показалось, что это не очень перспективно как инвестиция и как средство донесения правдивой информации для будущих поколений украинцев.
О конкуренции между УП и НВ
Эти издания — конкуренты, и мы это донесли до команд и УП, и НВ. Их читатели (40%) пересекаются, хотя у каждого сайта немного другая направленность. Поэтому команды будут работать полностью независимо друг от друга. Единственное, где мы видим возможность синергии — технологии и продажа рекламы. Рынок интернет-медиа огромен, поэтому конкурентов очень много. Но я бы не сказал, что есть только два игрока.
«Украинская правда» — это издание с большой историей, оно достаточно популярно, с большей посещаемостью, чем НВ. Хотя НВ достаточно близко к нему подобралось за это время. Мы видели некоторые слабые места «Украинской правды», которые мы можем усилить. Это технологии, которые немного отстают — такие, как скорость загрузки сайта, какие-то вопросы дизайна, продажи рекламы.

О том, правда ли, что его состояние — 340 млн долларов, как пишет Forbes.ua
Мы не комментируем оценки, потому что мы частная компания, но у нас все активы указаны на сайте, аналитики могут попытаться подсчитать. За последние пять лет стоимость наших активов увеличилась.
Это связано также с ростом экономики — в последние пять лет она растет. С 2015 по 2021 год долларовый ВВП страны почти удвоился, поэтому и стоимость активов в Украине возросла.
О том, считает ли себя олигархом
Я поддерживаю демократию. А демократия — это противоположность олигархии. Демократия — это власть всех, а олигархия — это власть 5-10 человек, использующих свои связи с президентом, с руководителями страны.
Мои юристы прочитали законопроект о деолигархизации и сказали, что я не попадаю под его критерии — только под 2 из 4 (состояние и владение медиа). Хотя, конечно, есть разное владение медиа. Есть как у нас, когда мы не влияем на политику издания. Думаю, что президенту и его коллегам надо сфокусироваться не на владении медиа, а на независимой политике медиа.
Посмотрим, если закон примут, по двум критериям я не прохожу. Это было бы неоправданно и несправедливо, если бы меня внесли в реестр, и вряд ли я туда попаду. Есть суды в Украине, которые должны принимать окончательное решение.
Про деолигархизацию
Направление борьбы с олигархами — оно правильное, и я рад, что президент Владимир Зеленский и его политическая партия на этом фокусируются.
Закон об олигархах не будет работать, если у нас не будет справедливого суда, не будут правильно работать правоохранительные органы. Без верховенства права этот закон — имитация борьбы, легкий способ отчитаться перед избирателем, мол, я вот принял закон, тут назначил людей — вот они, олигархи.
Более сложный путь достижения этой цели — реформировать суды, правоохранительные органы и победить коррупцию.

О решении Зеленского стать президентом
Конкурировать за аудиторию первого лица в стране должен человек, который уже длительное время высказывался о политике, понимает экономику, готов прийти к журналистам на предвыборные дебаты.
У Зеленского на тот момент этого понимания не было. Сейчас этого понимания, думаю, существенно больше, чем два года назад. Насколько оно сегодня глубокое — это каждый может оценить для себя.
О главной проблеме президентства Зеленского
Главный риск для Украины — это наш северо-восточный сосед, это риск номер один для бизнесмена, для жителя страны. Чтобы с этим риском бороться, у нас должна быть сильная армия и сильная экономика.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы кадровая политика была лучше. Ну и Зеленскому и его команде надо привлекать топ-кадры, умных украинцев в правительство, управление государственным имуществом, Офис президента.
Надо привлекать людей по профессиональным признакам, знаниями, а не строго по лояльности или знакомству с ними в прошлой жизни.

О том, стоит ли запрещать иностранцам владеть украинским СМИ
Запрещать владеть украинскими СМИ компаниям из ЕС или Северной Америки не стоит. Это себе позволяют только авторитарные страны. Россия лет пять назад запретила западным инвесторам владеть медиа, и их скупили олигархи — они стали полностью зависимыми.
Поэтому если Украина хочет интегрироваться в НАТО и ЕС, то запрещать владеть иностранцам медиа не получится. Можно запрещать владеть медиа иностранцам из России, Беларуси и других авторитарных стран — это будет правильно.
- Поделиться: