«Привыкнем к дубинкам — пойдут резиновые пули и слезоточивый газ»: объявлены приговоры фигурантам «московского дела»

«Привыкнем к дубинкам — пойдут резиновые пули и слезоточивый газ»: объявлены приговоры фигурантам «московского дела»

3 года лишения свободы условно, 120 тыс. рублей ($1,8 тыс.) штрафа и 1 год колонии общего режима — это решения судов касательно фигурантов «московского дела» Егора Жукова, Павла Новикова и Никиты Чирцова, которые участвовали в несогласованных митингах в Москве этим летом.

Акции протеста в столице РФ начались 14 июля из-за недопуска независимых кандидатов на выборы в Московскую городскую думу. Почти каждая суббота июля и августа была для москвичей лотереей, ведь под «горячую руку» силовиков попадали в том числе и те, кто в протестных гуляниях не участвовал. Во время задержаний силовики жестоко обходились даже с несовершеннолетними, а местным заведениям запрещали включать вай-фай. Для некоторых участников акции закончились переломами, ушибами и сотрясением мозга, а для кого-то — обысками, возбуждением уголовного дела и приговорами. Только на одну согласованную акцию на проспекте Сахарова 10 августа, По данным «Белого счетчика», который ведет подсчет людей на митингах, на согласованную акцию пришло 49,9 тыс. человек.

Почему процессы против фигурантов «московского дела»получили широкую огласку, в чем их обвиняют и кому из участников митингов вынесли приговор 6 декабря — рассказывает hromadske.

Студент Высшей школы экономики Егор Жуков 

Егора Жукова признали виновным в призывах к экстремизму и приговорил к 3 годам лишения свободы условно. Также ему запретили на 2 года заниматься деятельностью, которая предусматривает использование интернета.

Егор Жуков после оглашения приговора, Москва, 6 декабря 2019 годаВлад Докшин/«Новая газета»

«Надеюсь, вы уже научились не воспринимать как победу наказания невиновных людей. Я рад, что я на свободе. Но тем не менее, все-таки это совершенно несправедливое решение... Они превратили суд в институт репрессивный. Мы должны понимать, что это все политика», — заявил Жуков на выходе из суда.

Егор Жуков участвовал в несогласованных митингах этим летом в Москве и рассказывал об акциях на своем канале в YouTube. После протестов 27 июля в очередном видео Жуков заявил, что власть «испугалась», решила «делать ставку на силовиков», а те «получили окончательный карт-бланш на любые действия» и возбудили дело против независимых кандидатов — речь шла о деле о воспрепятствовании работы избиркомов. В одном из своих видео студент предположил, что и сам, возможно, станет обвиняемым по этому делу.

2 августа Жукова задержали, предъявив ему обвинение в участии в «массовых беспорядках» (ст. 212 УК РФ) на несогласованной акции 27 июля. В сентябре СК прекратил уголовное преследование Жукова из-за «массовых беспорядков», возбудив дело о призывах к экстремизму. И якобы именно в его роликах на YouTube лингвистическая экспертиза нашла призывы к экстремизму.

Изначально за делом блогера активно следили СМИ, его поддерживали студенты и сотрудники Высшей школы экономики, рэпер Оксимирон, они пришли на приговор к Жукову и 6 декабря.

Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков признал, что дело Егора Жукова получило общественный резонанс, но в чем причина такого ажиотажа, Песков комментировать не стал. «Мы не закрываем глаза ни на что. Мы очень внимательно все отслеживаем. Но и не склонны преувеличивать, скажем так, степень ажиотажности этой реакции», — сказал Песков.

Активист Никита Чирцов

Фигуранта «московского дела» Никиту Чирцова приговорили к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Чирцова признали виновным в применении насилия, не опасного для здоровья, в отношении представителя власти. Суд установил, что обвиняемый 27 июля на несогласованной акции толкнул в грудь полицейского Юрия Михаленка.

Никита Чирцов в зале суда. Москва, 6 декабря 2019 годаВлад Докшин/«Новая газета»

Обвинение требовало приговорить активиста к 3 годам 6 месяцам лишения свободы за применение силы к полицейскому. Сам потерпевший сказал, что «как таковой физический боли» от действий Чирцова он не почувствовал, а «просто попятился назад».

Против Никиты Чирцова уголовное дело возбудили еще в конце августа из-за участия в несогласованной акции 27 июля. Активиста задержали в Минске местные сотрудники правоохранительных органов, сообщив ему, что он находится в розыске. Из Беларуси его выдворили, спустя несколько дней после прибытия в Москву Чирцову предъявили обвинение и отправили в СИЗО.

Дантист Павел Новиков

Согласно обвинительному заключению, Павел Новиков, который живет в Москве и работает дантистом, ударил пластиковой бутылкой полицейского-кинолога на несогласованной акции 27 июля. Новиков свою вину признал и извинился перед потерпевшим Алексеем Широким.

Павел Новиков в зале суда, Москва, 30 октября 2019 годаВлад Докшин/«Новая газета»

Судебное следствие по его делу длилось рекордные три часа: государственное обвинение просило приговорить его к 3 годам колонии общего режима. Прокуратура заявила, что учла тот факт, что подсудимый признал свою вину. Новикову выписали штраф в 120 тыс. рублей ($1,8 тыс.).

Свои действия участник протестов объяснил в суде «вспышкой гнева», когда увидел, как полицейский выхватывает из толпы и задерживает человека.

«Я оказался в Столешниковом переулке 27 июля и наблюдал происходящее, пытался защитить девушку. Осознаю необоснованность своего поступка. Осуждаю себя за то, что не мог совладать с собой», — заявил Новиков в последнем слове, передает корреспондент «Новой газеты».

Мерчандайзер Владимир Емельянов

На несогласованной акции 27 июля Владимир Емельянов потянул за форму бойца Росгвардии, таким образом он якобы применил насилие в отношении представителя власти. Суд дал ему 2 года условно.

Владимир Емельянов в зале суда, Москва, 6 декабря 2019 годаЛилит Саркисян/«Новая газета»

Во время слушания Емельянов рассказал, что тогда на акции увидел превышение полномочий со стороны силовых структур и хотел помочь участникам митинга.

«Я почувствовал свою гражданскую ответственность перед людьми, к которым применяли физическую силу, взял на себя ответственность остановить незаконные действия со стороны сотрудников Росгвардии. И со своей стороны я вины в том, что пытался спасти человека, не вижу», — сказал Емельянов.

Потерпевший признал, что не видел, кто именно тянул его за бронежилет, и уточнил, что не имеет претензий к Емельянову и не хочет для него строгого наказания. Прокуратура просила для него четыре года колонии общего режима. Защита в свою очередь отметила, что обвиняемый ухаживает за своими 74-летней бабушкой-инвалидом и 92-летней прабабушкой, поэтому Емельянову необходимо назначить наказание, не связанное с лишением свободы.

Егор Лесных, Максим Мартинцов и Александр Мыльников

По версии следствия, Лесных, Мартинцов и Мыльников повалили на землю росгвардейца. Обвиняемые свою вину не признают. Прокуратура попросит для них от трех до четырех лет лишения свободы.

«Мне печально это все видеть, я работаю, я отдал долг родине, у меня никогда не было судимости, я просто попадаю в такую ситуацию, потому что моей обязанностью было засвидетельствовать факт насилия. Я считаю это несправедливым», — заявил Мартинцов.

Егор Лесных сказал, что надеется на справедливый приговор с оценкой действий ОМОНа, Росгвардии и действий участников. «Я надеюсь, не придется привыкать к дубинкам. Потому что если мы привыкнем к дубинкам, дальше пойдут резиновые пули и слезоточивый газ», — сказал Лесных.

Выступая с последним словом, он решил сделать предложение своей девушке.

«Я хочу попросить свою девушку стать моей женой. Если она не против — прошу вас дать разрешение, чтобы нас расписали в СИЗО», — попросил Лесных у суда.

Дарья Блинова, девушка Егора Лесных, приняла его предложение. Теперь на руке она носит сделанное им в СИЗО обручальное кольцо.

Александр Мыльников в своем последнем слове сказал, что у него единственная просьба к суду — оставить ему возможность обеспечивать семью.

Егора Лесных суд приговорил к 3 годам колонии общего режима, Максима Мартинцова — к 2 годам и 6 месяцам. Александру Мыльникову назначено наказание в виде 3 лет условного срока.

Также 6 декабря, Мещанский районный суд Москвы оштрафовал журналиста Илью Азара на 300 тыс. рублей ($4,7 тыс.) за участие в акции 31 августа в Москве. Илью Азара задержали вечером 2 сентября. На него составили протокол по части 8 статьи 20.2 (повторное нарушение порядка проведения акции) за участие в акции 31 августа. Поводом для этого стала его фотография с шествия в Facebook.

Под следствием остаются 12 фигурантов. Суды по их делам продолжаются.

Об истории «московского дела» смотрите также фильм «Новой газеты» «Фигуранты».