Пробудился — уклонился. Как россияне через тренды в TikTok заставляют украинцев переругаться

Пробудился — уклонился. Как россияне через тренды в TikTok заставляют украинцев переругаться
hromadske

«Лучше быть уклонистом, чем мясом в окопе», — фраза из видео в TikTok, которое лайкнули почти 12 тысяч пользователей.

«Главное, что ты — мамина бусинка», — отвечает в комментариях, судя по его профилю, военный. На это анонимные пользователи пишут о «мясорубке Зеленского», «смерти за интересы дядей сверху» и других фразах, мало чем отличающихся от российской пропаганды.

«Алекс У — уклонист». Так подписан аккаунт, в котором опубликовали это видео. В этом профиле не найти ни одного видео с лицом — только живописные заграничные виды под бодрящую песню Mil Horas аргентинской рок-группы Los Abuelos de la Nada. Куча видео о «буднях уклониста» с упомянутой песней начали появляться около недели назад. Под ними — типичный текст типа: «Присоединяйтесь к уклонистам — и вы увидите это своими глазами». А дальше — предложения схем нелегального выезда.

Чуть позже для тренда даже появился своеобразный «гимн»: «Я пробудился уклонился, родился уклонился».

В противоположность военные показывали, как живут они. Бойцы и просто критики такого тренда приходят в комментарии к этим сообщениям, а там эмоциональные дискуссии:

Что за п*здоватый тренд?

Благодаря п*здоватым законам.

Или же:

Из блиндажа смотрю. Нет даже ни зависти, ни отвращения. Просто, пожалуйста, не возвращайтесь и после победы, «герои х*рови».

Победа будет?

О загадочной эпидемии «тикток-уклонения» — в материале hromadske.

Так что же это такое — «будни уклониста»?

Тренд имеет все признаки организованной кампании, объясняет Оксана Мороз — медиаэксперт и автор просветительской инициативы «Как не стать овощем». Во-первых, видео массово появилось как раз тогда, когда Верховная Рада принимала закон о мобилизации, который вскоре подписал президент. Эксперт связывает именно с этим такую аномальную активность в информационном пространстве.

Однообразные видео начали появляться синхронно, их разгоняли боты. А дальше уже был характерный второй этап, когда вбросили песню «гимн уклониста», подыгравшей этому искусственному тренду.Оксана Мороз, медиаэксперт

Действительно, в TikTok можно найти много аккаунтов, где большинство видео с «героизацией» уклонистов начали появляться именно с начала апреля — публикации от профилей типа «yxulyant2» почти всегда только на тему мобилизации и ее саботажа. Раньше подобной активности мы не наблюдали.

Андрей Юсов, представитель Главного управления разведки Минобороны, в комментарии hromadske отметил, что ГУР не сомневается, что этот тренд — операция российских спецслужб против Украины. По крайней мере, в начале его «разгоняли» искусственно.

Для этой кампании тратят немалый ресурс, поэтому речь идет о хорошо финансируемых кремлевских ботофермах, которые активно работают над поддержкой таких взглядов среди украинцев.Андрей Юсов, представитель ГУР

Схожие ролики распространяют и реальные украинцы. Впрочем, именно так и работают информационно-психологические операции: после централизованного разгона подобные настроения подхватывают и настоящие люди, которые поддерживают тренд и часто добавляют в типичные сообщения что-то от себя.

Более того, даже иронические видео о «буднях уклонистов» поддерживают тренд в соцсетях — для алгоритма неважно, какая эмоция заложена в сообщение. Если тренд уже разогнался — это именно тот результат, к которому стремился враг. А враг стремится к распространению конфликтного нарратива, который должен поссорить между собой украинцев, — объясняет Оксана Мороз.

Андрей Юсов добавляет, что появление некоторой медиапродукции, в том числе и шутливых песен, «точно имеет происхождение из россии». Это можно косвенно свидетельствовать и по каналам распространения, и по обычным текстам.

hromadske

«Будни уклониста» переплюнули «крепость Львов»?

Представитель разведки подчеркнул, что россия давно и системно пытается противодействовать мобилизационным мероприятиям в Украине. Так что эта операция — уже не первая такая ИПСО. Однако до сих пор подобные информационные «вбросы» были более грубыми, а украинцы их легко определяли и в основном насмехались над ними.

Ранее российская пропаганда уже ретранслировала настоящие или фейковые видео о сотрудниках ТЦК и конфликты с людьми, которые, например, отказываются брать повестки. Разгонять возмущение в соцсетях часто помогали боты — и в их сообщениях иногда случались смешные ошибки в переводе на украинский: вспомните «хлопок», «нет мочи терпеть эти адские муки» и т.д.

В этот раз россияне применили более креативные подходы: среди них вирусный маркетинг. Например, в одной из предыдущих кампаний в соцсетях запустили тренд о «крепости Львов»: в том же TikTok публиковали ролики под иронический кавер на песню группы «Антитела» — «Фортеця Бахмут».

В тех видео львовян насмешливо обвиняли, что они якобы уверены, что больше всего страдают из-за войны и единственные защищают Украину. Таким образом, российские боты разыгрывали давнюю карту о «сортах украинцев» и конфликте «западной и восточной Украины», — такой вывод сделали в Центре противодействия дезинформации.

Медиаэксперт Оксана Мороз отметила, что кампания с «крепостью Львов» была более притянута уши — с ней опоздали и подобрали неудачное время. Это могло бы сработать в 2022 году, когда инфопространство было насыщено тематикой споров между переселенцами и живущими на западе Украины.

А вот для нового тренда с уклонистами подобрали хороший момент, ведь в обществе сейчас чувствуется напряжение из-за мобилизации. Такая кампания создает более серьезную угрозу.

Чем грозит тренд в TikTok?

Тема уклонения гарантированно привлекает не менее двух аудиторий с резко противоположными взглядами. Как следствие возникает эмоциональная и крайне неконструктивная дискуссия, которая играет на руку врагу, считает Оксана Мороз. Сами украинцы нечаянно поддерживают эту операцию по-разному: кто-то пишет гневные комментарии о «несправедливой мобилизации», а кто-то уже сам снимает видео и хвастается, что и он — уклонист.

Помимо собственно попытки раскола общества есть еще героизация уклонистов — нормализация этого явления. Люди, которые раньше боялись признаться, что они уклонисты, сейчас получают индульгенцию. В комментариях можно увидеть это восхваление. К сожалению, это удачный ход со стороны россиян.Оксана Мороз, медиаэксперт

«Магической пилюли» против ИПСО нет

Оксана Мороз отмечает, что нет простой вакцины, которая обезопасит нас от вирусных информационных операций.

Однако это не означает, что мы не способны им противостоять. Медиаэксперт советует: если вы видите в соцсетях что-то вызывающее у вас острую эмоцию, — это причина, чтобы такую информацию проверить или подождать официальную реакцию, или объяснения от специалистов по этой теме.