Прощай, двойка! Стоит ли школе отказываться от оценок

Учитель больше не скажет «Садись, два!» или «Молодец, отлично!» — новая инициатива Министерства образования и науки отменила привычные баллы для учеников начальной школы. Зато появились вербальные оценки — устные или письменные комментарии педагога о текущем обучении, и уровне — от начального до высокого — в конце года.
Как оценки-баллы воспитывают в детях заробитчан и почему инициатива об их отмене важна не только для начальной школы, рассуждает в своей колонке Инна Большакова, эксперт общественного союза «Освитория», методист «Новопечерской школы», автор учебников НУШ, детский психолог.
Что не так с баллами
Реальная история, рассказанная мамой мальчика в фейсбук-сообществе «Батьки SOS». На дистанционке ученик вышивал дома салфетку. Сфотографировал и прислал учительнице. Она ответила лаконично: «5» (по двенадцатибалльной шкале).
Двойки, тройки, двенадцатки удобны для взрослых. Учитель быстро поставил родители посмотрели — как сигнал светофора, который сообщает, когда надо быть бдительным.
И когда школьник спросил: «Почему?», Учительница посоветовала ему самому отыскать ошибки. Этим часто страдает балльная система оценивания: дети могут не видеть своих ошибок — сколько бы ни рассматривали ту салфетку. Им просто не хватает опыта. Если бы учительница дала обратную связь: что не так и как это исправить, возможно, у ребенка и возникло бы желание улучшить работу.
У оценок-баллов слабая в информативность. С ними дети приучаются не замечать сильных сторон своей работы и ценить себя за них, а также мало обращают внимания на ошибки и не исправляют их. Из-за них работа прекращается там, где только должна была бы начаться.
Ученые исследовали, как дети воспринимают балльные и вербальные оценки. Даже когда учитель комментирует поставленный балл, дети в основном на это не обращают внимания — реагируют на быстрый сигнал-оценку. Не учатся достигать лучшего результата, проявлять настойчивость. Чаще всего после оценки (какой бы она ни была) они не возвращаются снова к работе. Потому что если оценка устраивает, зачем делать что-то еще? А если нет, то какой смысл тратить время: все равно плохо и лучше не станет. Об оценке-балле часто говорят как о мотиваторе, но она может столь же сильно демотивировать.
Если балл — быстрый сигнал, то вербальная оценка — это длительный процесс сопоставления имеющихся и желаемых результатов. Собственно, он и дает обратную связь, которой так не хватало мальчику, получившему «пятерку» за вышивку.
Оценки передаются не только баллами. В мире используются различные системы: числовые (пятибалльные, десятибалльные, двендацатибалльные), буквенные, словесные. На самом деле не важно, какой пометкой — числом, буквой, солнышком, лайком — обозначить результат обучения. Эти системы одинаковые, уровневые, просто быстрый сигнал подается по-разному.
От использования каких-либо пометок результат будет одинаковым: детей разделяют на успешных и не очень. Для кого-то это станет радостью, а для кого-то — поражением.

Дети-заробитчане, или Как взрослые приучают учиться ради оценок
Частый аргумент из уст взрослых: мол, взрослые получают зарплату, а дети в школе — оценки. А теперь что?
Такое сравнение обнажает серьезную проблему внешней и внутренней мотивации взрослых к работе, а детей к обучению. Мы живем в мире внешних стимулов. Можем ненавидеть свою работу, но делаем ее ради зарплаты. Пусть и дети приучаются, что обучение — это прежде всего не познание нового и радость открытий, а тяжелый труд ради заработка: оценок. Под давлением внешних стимулов дети уподобляются взрослым и так же начинают ненавидеть процесс.
А правда в том, что ребенка, который переступает порог школы, не волнуют оценки! Ему интересно познавать новое, и баллы здесь не имеют значения. Важно сберечь внутреннюю мотивацию — в частности, через среду, в которой дети могут развиваться.
Мы успокаиваем себя: детям это нравится. Вместе с лайком в соцсети, похвалой, наклейкой с солнышком на уроке, 12 баллами за контрольную подскакивает дофамин. Он дает кратковременное удовольствие, но не счастье от того, что делаешь. Более того, наоборот: еще больше интересуют приз, результат. Но не процесс.
Любой внешний стимул: и кнут (наказание), и пряник (поощрение) являются двумя сторонами одной медали — проявления власти и контроля. Внешние стимулы плохи тем, что убивают внутренние. Для взрослых это быстрый путь откорректировать поведение детей, но он губителен в долгосрочной перспективе. Учеба ради оценок лишает детей нет интереса к познанию — и это большая проблема современной школы. Оценка — идол школьного обучения, особенно если вспомнить, что для поступления в вуз нужен средний балл свидетельства.
И учителя, и родители по-разному относятся к отмене баллов в начальной школе НУШ. Кто-то видит позитив в том, что детям предлагают обратную связь и ребенок учится ориентироваться на улучшение результата и на то, что ценностью являются знания и приобретенные умения. А кому-то не хватает баллов, чтобы быстро мониторить достижения детей и вовремя реагировать. Статистики об отношении к оценке без баллов пока нет, есть результаты исследования пилота НУШ, и они положительные.
А как по-другому? Класс конкуренции или класс сотрудничества
Можно оценивать учеников, сверяя их результаты с ожидаемыми результатами программы. Можно отмечать прогресс в учебе: «Вчера еще не знал, как решить задачу, а сегодня сумел». Можно — сознательно или нет — сравнивать с другими учениками в классе.
Распространенное мнение, что школьная конкуренция в виде распределения детей по баллам мотивирует, является неоднозначным. Исследования, представленные в книге образовательного эксперта Альфи Кона «Наказание наградой», демонстрируют: такая система негативно влияет на отношения между учениками и, соответственно, на безопасность и комфорт среды.
Напряжение поддерживается, тревожность учеников растет, а производительность всего класса уменьшается. Поэтому класс сотрудничества всегда лучше, чем класс конкуренции. Конечно, конкурентная среда удовлетворяет наш социальный инстинкт и, например, потребность в признании. Но баллы выглядят искусственными — если сравнить их с, скажем, развернутым комментарием-откликом на работу, с возможностью для ученика выступить со своим проектом перед классом.
Мы создаем в наших классах касты отличников, троечников и двоечников, хотя декларируем ценность сотрудничества и боремся с буллингом. Даже при запрете оглашать оценки в школе в целом устраиваем праздники отличников и украшаем стены портретами лучших учеников. Такое рейтингование вредит не только детям с низким уровнем академической успеваемости, хотя и они могли бы претендовать на первенство, если бы оценивали их другие сильные стороны, например, высокий уровень эмоционального интеллекта, позволяющий устанавливать тесные дружеские отношения, или высказывание незаурядных идей, что большей частью не оценивается как достижение, но имеет существенную ценность во взрослой жизни. Для «сильных» учеников тоже есть вред. Они становятся более ангажированы баллами, не учатся рисковать, не получают опыта поражений, которым нужно «переболеть» и сделать выводы.
В то же время вербальная оценка позволяет отследить индивидуальные результаты. И учит жить, проявляя человечность, ценить других не только за академические достижения.

Риски перехода на новые оценки
Опасения, конечно, тоже есть. Прежде всего это увеличение нагрузки на учителей, поскольку для вербальной оценки требуется больше времени, да и педагоги могут быть просто не готовы к новации. К тому же, это может быть сложно из-за большого количества детей в классах. Таким образом, создается имитация оценивания — сложно написать подробный анализ работы для 36 учеников за 2-3 часа. Отдельно нужно информировать родителей о новой системе оценки и разъяснять ее суть. Словом, для взрослых много необычного. Но наши дети достойны того, чтобы учиться ради познания в классе сотрудничества и без ярлыков неуспеваемости.
Вместо ажиотажа вокруг оценивания нужны дискуссии о том, как обновить подходы к нему. Стоит полностью пересмотреть систему оценок в средней и старшей школе. Половинчатые меры будут хромать. Но даже это освобождение детей младшего школьного возраста от баллов — большой шаг вперед.
Новая система оценивания — это новая философия образования, где ценностью является прежде всего ребенок. И не сегодняшний, а завтрашний, то есть взрослый, которому предстоит будущее. А там ему понадобятся сформированы в школе навыки: умение исправлять ошибки, настойчивость без внешних «костылей», антихрупкость, то есть способность становиться лучшим под влиянием поражений, любознательность и желание познавать мир. Все это — а не баллы — будет определять будущее.
Справка
В НУШ используются вербальные и уровневые оценки. Уровневая оценка определяет уровень достижений: начальный, средний, достаточный, высокий, который предлагается записывать буквами соответственно Н, С, Д и В.
Вербальная оценка в НУШ — это оценочные суждения: когда учитель, например, описывает, что правильно в работе ученика, какие есть недостатки/ошибки, дает рекомендации по улучшению результата и выражает поддержку: «Ты сможешь!» И в дальнейшем вместе с учеником пытается достичь лучшего индивидуального результата.
- Поделиться: