Протесты на Мальте: как убийство журналистки обратило людей против популярного премьер-министра

Мальту охватили беспрецедентные протесты. Протестующие требовали отставки премьер-министра Джозефа Муската. Его обвиняют в покрывательстве своих друзей и членов кабинета, которых допрашивала полиция по делу об убийстве журналистки Дафны Каруаны Галиции в 2017 году. В конце концов, 1 декабря Мускат объявил, что покинет свой пост в начале следующего года. В отставку уйдут и несколько членов его кабинета, связанных с делом.

Семья журналистки предполагает, что Мускат может быть непосредственно связан с убийством. Дафна Каруана Галиция писала об оффшорных счетах его жены, коррупционных схемах соратников и даже тайных платежах от правительства Азербайджана.

«Мы все время говорим, что позиция Муската необъяснима, он должен был уйти еще давно, — сказала Reuters сестра журналистки Корине Велла. — Очень невыносимо и стыдно пытаться удержаться у власти в такой ситуации. Когда стало известно о том, что его офис напрямую причастен к убийству Дафны, нет никаких объяснений тому, что он до сих пор остается на должности, кроме как для того, чтобы покрывать своих сотрудников в соучастии в убийстве, нет. Он это делает уже два года».

В чем обвиняют премьера?

Под давлением протестующих Джозеф Мускат анонсировал свою отставку в 2020-м, сразу после того, как найдется новый кандидат от партии, однако ни семью, ни протестующих это не устраивает. Они требуют его немедленной отставки и отстранения от дела. И все из-за его бездействия.

В 2016 году были опубликованы первые материалы так называемого «Панамского досье», в которых раскрывалась информация об оффшорных счетах политиков и других публичных деятелей. В них шла речь о мальтийских чиновниках, в частности, о главе аппарата премьера Ките Шремби и министре энергетики Конраде Мицци — близких соратниках и друзьях Муската.

В своем блоге Каруана Галиция также писала о загадочной компании «17 Black», которую связывали с этими же двумя политиками. После ее смерти стало известно, что «17 Black» должна была заплатить $5 тыс. оффшорным компаниям Шремби и Мицци. А владельцем компании является бизнесмен Йорген Фенек.

На прошлой неделе полиция допрашивала министров экономики и туризма и руководителя аппарата премьера. Кит Шремби и Конрад Мицци подали в отставку, а Крис Кардона, министр экономики, временно прекратил исполнение обязанностей. Несмотря на то, что в деле фигурируют имена его соратников, премьер не предпринял никаких действий — это и вызвало возмущение в обществе.

«Нас просто шокирует размах этого прикрытия, — говорит hromadske сын убитой журналистки Мэтью. — Премьер защищал руководителя своего аппарата и всех коррумпированных людей вокруг себя, даже когда продолжали появляться доказательства».

Оба политика отрицают свою причастность к убийству.

Мальтийский премьер Джозеф Мускат анонсировал свою отставку в 2020-м (на фото — Мускат в Лондоне, Великобритания, 17 сентября 2018 года)EPA-EFE/FACUNDO ARRIZABALAGA

Как продвигается следствие?

Дафна Каруана Галиция погибла в октябре 2017 года — ее авто взорвали по дороге домой. Взрыв услышал один из ее взрослых сыновей, Мэтью.

«Я ожидал увидеть хотя бы какую-то тень человека или что-то еще, но там не было ничего», — рассказал он The New York Times.

Сейчас по делу четверо задержанных — трое исполнителей и бизнесмен Йорген Фенек, которого обвиняют в соучастии. О его причастности рассказал Мелвин Теума, который был посредником и должен был передать исполнителям 150 тыс. евро. Его задержали по другому делу и отпустили в обмен на информацию об убийстве Дафны Каруаны Галиции.

В руки медиа во вторник попало письмо, в котором Теума рассказывает, что опасается расправы со стороны Йоргена Фенека и руководителя аппарата Кита Шремби.

Расследование убийства журналистки стало резонансным делом не только для Мальты, но и для всей Европы. Лидер крупнейшей партии в Европарламенте Манфред Вебер сказал, что «убийство журналистки, явно связанное с политикой, должно иметь четкие политические последствия».

На Мальте причастности премьера к делу вызвала беспрецедентные протесты. Несмотря на то, что Джозеф Мускат дважды побеждал на выборах и был у власти шесть лет в период процветания и социальных реформ, сейчас люди обернулись против него — в один из дней в его машину и автомобили министров даже бросали яйца.

«Мы никогда не видели ничего подобного. Мальтийцы обычно не выходят на протесты, — говорит hromadske редактор издания Times of Malta Герман Гречем. — Журналистку взорвали, а люди захотели высказаться. Это вызвало шок, особенно потому, что страна считается достаточно безопасной. Поэтому меня не удивляет, что люди до сих пор в шоке, через два года после преступления».

Гречем также утверждает, что люди ставят под сомнение объективность судей, потому что среди них есть и бывшие политики.

«Проблема в том, что некоторые представители судебной системы — бывшие политики, или имеют определенные связи с политиками. Один из судей был заместителем лидера Партии лейбористов. Несмотря на то, что они обязаны просто соблюдать закон, люди спрашивают, не влияет ли их прошлое на принятие решений сейчас», — говорит журналист.

Бизнесмен Йорген Фенек, обвиняемый в соучастии в убийстве журналистки Дафны Каруаны Галиции, выходит из здания суда в Валлетте, Мальта, 29 ноября 2019 годаEPA-EFE/DOMENIC AQUILINA

Чего хочет семья журналистки?

У Дафны трое взрослых сыновей — они и другие родственники требуют не только расследования убийства, но и привлечения к ответственности фигурантов ее расследований.

«Мы хотим справедливости для нашей мамы и для ее расследований. Одного без другого не может быть. Мою мать убили из-за его расследования, а из этого следует, что невозможно достичь справедливости по ее делу, без привлечения к ответственности коррупционеров», — говорит Мэтью.

Поэтому в понедельник, 2 декабря, семья подала судебный протест в отношении Джозефа Муската. В нем они призывают премьера воздержаться от любого вмешательства в дело, а также требуют независимого расследования убийства журналистки.

«Одна из наших долгосрочных целей — это дать урок для всей Европы, чтобы такого больше не случалось», — отмечает Мэтью.

Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — поддержите нас на платформе Спільнокошт и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Двое сыновей (справа) и муж (в центре) журналистки Дафны Каруаны Галиции встретились с делегацией ЕС по расследованию убийства в Валлетте, Мальта, 3 декабря 2019 годаEPA-EFE/DIMITRIS TOSIDIS

Безопасно ли сегодня быть журналистом?

По данным Комитета по защите журналистов (CPJ), за последние три года в мире убиты 83 журналиста — многие именно из-за своих публикаций. Руководителница проекта «Слідство.Инфо», которая тоже работала над «Панамским досье», Анна Бабинец говорит, что убийства журналистов в мире являются «тревожными колокольчиками», которые показывают, что даже в более развитых, чем Украина, странах возможно насилия против представителей СМИ.

«Если ты можешь кому-то сильно испортить бизнес, особенно если его корни связаны с криминалом, то это большой риск», — говорит Бабинец.

Она считает, что лучший способ предотвратить убийства — не прекращать их расследования. Например, в OCCRP (Проект по расследованию коррупции и организованной преступности — ред.), с которым сотрудничали Дафна и словацкий журналист Ян Куцяк (его убили в 2018-м) ищут журналистов, которые могут продолжить их расследования.

«Это хороший предохранитель для того, чтобы те люди, которые заказывают убийство, понимали, что с убийством журналистов их истории не будут убиты», — утверждает Бабинец.

Одним из самых громких дел за прошедшие годы стало убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогджи. 2 октября 2018 года он вошел в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле, чтобы получить разрешение на бракосочетание со своей невестой, но так и не вышел из здания. Через несколько дней Турция заявила, что его жестоко убили работники саудовских спецслужб по указанию кронпринца Мохаммада бин Салмана. Следствие по делу продолжается, однако страна отрицает, что бин Салман знал об убийстве.

Демонстранты у парламента Мальты в Валлетте требуют отставки премьера Джозефа Муската и расследования убийства журналистки Дафны Каруаны Галиции, 26 ноября 2019 годаEPA-EFE/DOMENIC AQUILINA

В сентябре того же года в Словакии убили журналиста-расследователя Яна Куцяка и его невесту. Он писал о финансовых преступлениях, а на момент гибели вместе с сетью журналистов-расследователей OCCRP работал над материалом об итальянской мафии в Словакии.

Следствие нашло заказчика убийства — им оказался один из богатейших людей страны Мариан Кочнер. Об угрозах с его стороны Ян сообщал в полицию накануне своей смерти. Однако родные считают, что к этому мог быть причастен не только богач, но и первые лица государства, говорится в материале OCCRP.

За последние годы поплатились жизнями за свою работу и украинские журналисты. В 2016-м в Киеве взорвали машину Павла Шеремета. Расследование его убийства, которое чиновники публично называли «делом чести», до сих пор остается незавершенным.

В Генпрокуратуре сообщили, что отрабатывают четыре версии. Первая версия следствия — это профессиональная журналистская деятельность Шеремета, вторая — личные неприязненные отношения, третья — дестабилизация обстановки в Украине, четвертая — «ошибка объекта» (автомобиль, который взорвался, принадлежал не Шеремету, а другому лицу — Алене Притуле). Обвинения никому не предъявлены.

А черкасского журналиста Вадима Комарова в мае этого года избили — от травм он скончался в больнице. Он писал о коррупции на местном уровне.

«Это попытка убийства местного журналиста, который расследовал коррупцию. Это нападение не может остаться безнаказанным. Я призываю власти приложить максимум усилий для полного расследования преступления», — сказал представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир.