Работу британского парламента приостановят. Что произошло и как это повлияет на Brexit?

В среду, 28 августа, королева Великобритании Елизавета II согласилась приостановить работу парламента по обращению премьер-министра Бориса Джонсона. Оппозиция назвала намерения Джонсона «угрозой демократии», а спикер парламента — «конституционным беспределом», по стране прокатилась волна протестов, а британский фунт стерлингов отреагировал на новости проседанием.
Одним из трендов в твиттере стала резкая реакция актера Хью Гранта на слова Джонсона о необходимости приостановить работу парламента.
«Ты не будешь пренебрегать будущим моих детей. Ты не убьешь те свободы, которые в двух мировых войнах защищал мой дед... Британия возмущена тобой и твоей стаей самодовольных прихвостней», — написал Грант на своей твиттер-странице.
А еще сразу после объявления Джонсоном решения на сайте парламента Великобритании была зарегистрирована петиция против приостановления его работы, которая за день набрала более миллиона голосов из необходимых 100 тысяч.
Что произошло, почему в британских медиа активно употребляют слово «пророгация» и как это повлияет на выход Великобритании из ЕС?
Какое именно решение приняли?
Приостановить работу британского парламента решили на заседании совещательного органа британской королевы — Тайного Совета. Решение сформулировано так:
«В этот день Ее Величество на заседании Совета постановляет, что пророгация Парламента начинается не ранее понедельника 9 сентября и не позднее четверга 12 сентября до понедельника 14 октября 2019 года».
В тексте решения написано «пророгация». Что это такое?
Пророгация — это завершение текущей сессии парламента по решению британского монарха. Когда-то эту привилегию использовали для давления на парламент, однако сейчас пророгация стала скорее формальной процедурой.
В отличие от роспуска парламента, пророгация не предусматривает проведения выборов. После завершения срока, отведенного на пророгацию, депутаты собираются в том же составе, что и на предыдущей сессии.
Продолжительность пророгации определяет сам монарх. В этот период парламент не может собираться и рассматривать законопроекты. А вопросы, которые он не успел рассмотреть, на следующую сессию не выносятся.

Каковы аргументы Джонсона?
Премьер Борис Джонсон, который обратился к Елизавете II относительно пророгации парламента, хочет таким образом представить свою «замечательную повестку дня» законодательной работы.
Дело в том, что каждая сессия парламента в Великобритании начинается с речи монарха, где тот определяет политику правительства на этой сессии. А нынешняя сессия парламента продолжается с июня 2017 года (она, кстати, самая длинная за последние 400 лет) — то есть еще со времен премьерства Терезы Мэй.
Джонсон формально обосновывает необходимость пророгации тем, что политика британского правительства за это время изменилась. В этом его поддерживают союзники в парламенте — Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии.
В чем Джонсона обвиняют оппоненты?
Оппозиционные политики утверждают, что с помощью пророгации премьер хочет помешать их попыткам предотвратить выход Британии из ЕС без соглашения (жесткий Brexit).
За день до принятия решения о пророгации представители оппозиционных политических сил в британском парламенте провели встречу, где договорились совместно противодействовать жесткому Брекзиту через законодательные инициативы.
В последние годы пророгация длилась меньше недели. На этот раз парламент не будет заседать более месяца — самый длинный с 1945 года период. Это почти не оставляет оппозиционным депутатам времени для принятия решений, чтобы противодействовать Брекзиту без соглашения.
Джонсон еще во время выборов нового лидера Консервативной партии не исключал, что может пророгировать парламент для воплощения жесткого Brexit.

Как отреагировали на решение за границей?
Депутат Европейского парламента Ги Верхофстадт, координирующий вопросы Brexit, написал в своем твиттере, что решение Бориса Джонсона «вряд ли поможет достичь стабильных отношений между Британией и ЕС».
Вместе с тем президент США Дональд Трамп на фоне новостей о пророгации назвал Джонсона тем, «кого искало Соединенное Королевство», и добавил, что он станет «большим».
А ирландское издание Irish Times в редакторской колонке назвало пророгацию парламента «своевольным шагом для противодействия усилиям парламентариев отменить выход без соглашения».
К пророгации и раньше относились отрицательно. Почему королева ее поддержала?
Формально решение о приостановлении работы парламента приняла именно Елизавета II, но британские монархи в течение последних 88 лет никогда не вмешивались в политический процесс в государстве.
Мнения экспертов по английскому праву разделились: одни утверждают, что королева в принципе могла бы пойти против воли Джонсона, другие — что монархия окончательно отмежевалась от политики.
Движение The Republic, которое выступает за упразднение монархии в Великобритании, заявило, что решение Джонсона обратиться к Елизавете II «поставило ее под удар в вопросе Brexit» и «подчеркнуло недееспособность королевы и роли монаршей власти».

Что будет дальше с Brexit?
Как и в предыдущие месяцы, точно этого прогнозировать не может никто. Но парламент не сможет собраться вопреки пророгации: во-первых, четкого правового механизма ее отмены не существует, а во-вторых, крупнейшие партии в любом случае должны провести свои конференции во второй половине сентября и в начале октября, и тогда традиционно не будут собираться (хотя обсуждалось предложение продолжить заседания парламента даже в эти дни).
Так что времени на принятие решений по Брекзиту у парламента все меньше, а потому вероятность выхода Британии из ЕС без соглашения растет.
Теоретически у парламента еще есть механизмы противодействия Брекзиту без соглашения. В середине августа группа из 75 депутатов подала судебный иск, требуя запретить Джонсону пророгировать парламент для воплощения в жизнь жесткого Brexit. Предварительное решение по делу ожидается 7 сентября, когда пророгация еще не вступит в силу. Здесь следует напомнить, что в 2016 году именно решение суда определило, что последнее слово в учреждении процедуры выхода из ЕС лежит на британском парламенте.
Другой сценарий: в течение следующей недели, когда парламент еще будет заседать, он может законодательно обязать Джонсона попросить отсрочку Брекзита у ЕС — или объявить ему вотум недоверия, сформировать собственное правительство и сделать то же самое.
Судя по встрече оппозиционных парламентариев в начале этой недели, рассматриваются все приведенные варианты. Какой они в итоге выберут — узнаем 3 сентября, когда парламент соберется на заседание после летнего перерыва.
Автор: Олег Павлюк
- Поделиться: