Рай для IТ-шников, в который не пустят ФЛП? Что такое «Дія.City» и поможет ли она украинскому ІТ-сектору

Иллюстративное фото
Иллюстративное фотоdepositphotos

В сентябре Министерство цифровой трансформации презентовало «Дію.City» — «виртуальную свободную экономическую зону», которая должна создать благоприятные условия для развития украинской ІТ-индустрии. А в конце ноября законопроект №4303, где изложено видение этого проекта Министерством и депутатами из комитета цифровой трансформации, подали в Верховную Раду.

Вполне возможно, что концепция «Дії.City» еще изменится: есть альтернативный законопроект, который поддержали ІТ-ассоциации, а к проекту Минцифры у них есть ряд вопросов.

Что такое «Дія.City», когда она заработает и почему не все ею довольны — в нашем материале.

Что такое «Дія.City»?

Министерство цифровой трансформации называет «Дію.City» «виртуальной свободной экономической зоной». Речь идет о чем-то вроде Кремниевой долины в США или Парка высоких технологий в Беларуси — о «цифровой бизнес-стране», свободной от государственного вмешательства. Кстати, сравнение с Беларусью не случайно: к разработке «Дії.City» приобщился белорусский адвокат Денис Алейников, который занимался развитием ІТ-сектора в своей стране.

В то же время, в отличие от тех же Кремниевой долины и Парка высоких технологий, «Дія.City» не будет физически располагаться в одном месте — в этом и состоит ее «виртуальность». Приобщиться к проекту (на официальном языке — «стать резидентом») может любая компания, работающая где угодно в Украине, нужно только соответствовать определенным критериям (о них — ниже).

Зачем присоединяться к «Дії.City»? Прежде всего — из-за особого налогового режима: резиденты будут платить только налоги на труд (5% налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос в размере 22% от минимальной заработной платы и 1,5% военного сбора) и налог на выведенный капитал (10%) вместо налога на прибыль. То есть средства, которые компания реинвестирует в бизнес, не будут облагаться налогом.

Еще одна новация «Дії.City» — новый формат трудовых отношений, гиг-контракт. Единого их определения нет, но в целом такие контракты предусматривают юридическое оформление отношений работника и работодателя за пределами трудовых договоров и касаются проектной, временной работы с гибким графиком.

Авторы законопроекта позиционируют гиг-контракты в качестве альтернативы сотрудничеству с ФЛП, которые сейчас составляют большинство работников ІТ. В отличие от гражданско-правовых договоров с ФЛП, гиг-контракты позволят предусмотреть социальные гарантии для работников, в том числе право на отпуск и больничный, объясняет нам Егор Чернев, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации.

Также авторы «Дії.City» предлагают установить специальные правовые отношения ее резидентов с контролирующими органами — как предохранитель так называемых «масок-шоу». К примеру, санкции на проведение следственных действий относительно резидентов «Дії.City» смогут выдавать только генпрокурор и его заместители, а изъять или арестовать оборудование ІТ-компаний можно будет только при условии, что это не препятствует их хозяйственной деятельности. Эти положения прописаны в отдельном законопроекте №4305.

Этот специальный правовой режим планируется ввести на минимум 15 лет без возможности вносить изменения.

По расчетам Минцифры, в случае внедрения «Дії.City» уже в 2021 году будут созданы 80 тысяч новых рабочих мест. А к 2025 году объем ІТ-отрасли, по сравнению с 2019-м, почти удвоится и составит 11,8 миллиарда долларов. В начале ноября министр цифровой трансформации Михаил Федоров заявлял, что цель «Дії.City» — 10% ВВП Украины от IT-сектора.

Министр цифровой трансформации Михаил Федоровcity.diia.gov.ua

Кто сможет стать резидентом «Дії.City» и кто будет все это регулировать?

Пока специальный правовой режим «Дії.City» направлен прежде всего на ІТ-компании.

«Если этот "пилот" будет успешным для ІТ-отрасли, то он распространится и на другие высокотехнологичные отрасли украинской экономики — например, самолетостроение или электронику», — объясняет Егор Чернев.

Чтобы получить статус резидента, компания должна работать по одному из четко определенных направлений деятельности в ІТ-сфере, среди таких — разработка программного обеспечения или киберспорт. Средняя зарплата работников компании должна быть не менее 1400 долларов, работать в ней должны по крайней мере 9 штатных работников. Сумма дохода от профильной деятельности компании должен составлять минимум 90%. И, наконец, компания не должна находиться под санкциями или проходить процедуру банкротства.

Отслеживать соблюдение этих критериев будет Министерство цифровой трансформации, которое предлагают сделать регулятором «Дії.City».

Но, как уверяет заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков, Минцифры не станет регулятором ІТ-отрасли в целом, приобщение к «Дії.City» будет добровольным, а на практике «соответствие требованиям членства будет проверять независимый аудитор».

В то же время резиденты должны стать членами некоммерческой организации «Объединение резидентов "Дия.City"» и оплатить членский взнос (какой именно — не конкретизируется, эта сумма должна быть прописана в членском договоре).

«Мы хотим, чтобы это была самоуправляющаяся организация, которая сама разрабатывает правила внутреннего взаимодействия между резидентами. Минцифры никак туда не вмешивается; она фактически является администратором на получение статуса резидента и лишения этого статуса, если не выполняются критерии. То есть наше желание — чтобы «Дия.City» работала самостоятельно, без всякого вмешательства государства», — объясняет Егор Чернев.

Встреча представителей Минцифры с представителями IТ-индустрииcity.diia.gov.ua

Какие есть недостатки «Дії.City» и как их предлагают исправить?

ІТ-сектор в целом положительно оценил саму идею специального правового режима для высокотехнологичных предприятий.

«ІТ-комитет Европейской Бизнес-ассоциации в целом поддерживает саму концепцию «Дия.City». Если реализовать ее правильно, сделать действительно полезной для индустрии — это инициатива сможет вывести наше ІТ на новый уровень, превратить страну в настоящий ІТ-хаб Европы», — рассказывает нам менеджер комитета Ольга Куничак.

В то же время она перечисляет и недостатки проекта Минцифры:

  • создание новых регуляторных органов и предоставления им широких полномочий;
  • не вполне прозрачная и декларативная процедура получения статуса члена «Дія.City», как и его утрата;
  • неполный перечень видов деятельности в сфере ІТ, которые может осуществлять резидент;
  • отсутствует либерализация отношений между компаниями и ФЛП;
  • существование скрытого налога в форме обязательных членских взносов резидентов «Дії.City».

Похожего мнения придерживаются и в Ассоциации «IT-Ukraine».

«Возникает вопрос, почему в концепции не учтены возможности сотрудничества предприятий с контрактниками ФЛП третьей группы, — говорится в официальном комментарии объединения относительно законопроекта №4303. — А появление нового государственного регулятора может привести к коррупционным рискам, сложности администрирования и непрозрачности работы нового налогового режима».

Еще один недостаток законопроекта, по мнению «IT-Ukraine», — отсутствие упоминаний про ІТ-образование, что является «важнейшим для индустрии вопросом».

ІТ-комитет Европейской Бизнес-ассоциации и Ассоциация «IT-Ukraine» поддерживают другой, альтернативный законопроект №4303-2 относительно «Дії.City», который в конце ноября подали 16 депутатов.

Согласно ему, Минцифры должно только вести реестр резидентов, а не решать, кого добавлять или исключать из «Дії.City». А для вступления в «цифровую бизнес-страну» достаточно будет просто об этом объявить. Упоминаний про «Объединение резидентов» в альтернативном законопроекте нет.

К тому же альтернативный законопроект предусматривает несколько форм сотрудничества ІТ-компаний с работниками — в том числе и как с ФЛП, чего в основном законопроекте нет.

«Этот вопрос является принципиальным для ІТ-индустрии. Ведь она развивалась и выросла именно благодаря текущей модели взаимодействия. И менять ее сейчас, во времена экономического кризиса, я считаю нецелесообразным», — объясняет нам соавтор законопроекта, лидер партии «Голос» Кира Рудык.

Егор Чернев считает, что основной законопроект является более сбалансированным, а конструктивные предложения — в частности, ограничить роль Минцифры и ввести процедуру обжалования исключения из «Дії.City» — он готов рассматривать и принимать.

Впрочем, использование ФЛП в ІТ-секторе в рамках «Дія.City» Чернев считает недопустимым — с чем, по его словам, соглашается и Минцифры:

«Все же ФЛП должны остаться как малый бизнес, а не использоваться для крупного бизнеса, ІТ в частности. Это принципиальная позиция».

А на замечание об отсутствии упоминаний об ІТ-образовании заместитель председателя парламентского комитета по цифровой трансформации говорит: о проблеме знает, но считает, что этим вопросом должен заниматься комитет Совета по образованию и науке.

По его мнению, в рамках «Дії.City» ІТ-образование могло бы самостоятельно развивать «Объединение резидентов» как самоуправляемая организация:

«Они (ІТ-компании — ред.) больше всего и лучше всего знают, что именно и какие работники им нужны».

Иллюстративное фотоcity.diia.gov.ua

На каком этапе сейчас внедрение «Дія.City» и когда ожидать ее запуска?

По плану Минцифры, законодательная база «Дії.City» должна быть принята Верховной Радой в середине декабря, а с начала 2021 года специальный правовой режим вступил бы в силу. Впрочем, сейчас оба законопроекта — как основной, так и альтернативный — пребывают на рассмотрении в профильном комитете Рады.

Егор Чернев говорит, что сейчас члены комитета ждут заключения от всех профильных учреждений — в частности Кабинета министров. И добавляет: до конца года финальный законопроект уже не успеют рассмотреть в сессионном зале.

Сторонники как основного, так и альтернативного законопроектов соглашаются, что самым быстрым и наиболее действенным способом согласовать их было бы формирование единого документа. И обе стороны — депутаты и ІТ-ассоциации — в начале декабря договорились создать рабочую группу при парламентском комитете по цифровой трансформации, говорит Ольга Куничак. Полноценный запуск «Дії.City» она прогнозирует не раньше весны 2021-го — в случае, если в начале года финальный законопроект пройдет первое чтение в Верховной Раде.

Кира Рудык говорит, что финальный законопроект может быть рассмотрен в начале января.

«Мы будем пытаться достичь компромисса, в котором будут учтены все принципиальные положения альтернативного законопроекта. Если такой согласованный вариант в конце концов появится, то мы ожидаем его широкую поддержку в парламенте», — добавляет Рудык.

Егор Чернев прогнозирует, что финальный законопроект может пройти первое чтение до конца января. Относительно дальнейших сроков политик более осторожен, ведь один из вариантов, рассматриваемых в настоящее время в комитете, — внесение компромиссных поправок в течение второго чтения, а потому дело может затянуться.

***

Тему для этого текста нам предложил один из членов сообщества hromadske. Вы также можете присоединиться к подготовке наших материалов, общаться с нашей редакцией в закрытом чате и предлагать собственные темы. Для этого становитесь Друзьями hromadske. Спасибо за доверие и поддержку!