Раскол и раздел имущества: что происходит в украинской православной церкви

Почетный патриарх Филарет решил восстановить Киевский патриархат. Решение приняли на так называемом «поместном соборе УПЦ КП» 20 июня. Вместе с тем отменили признание Православной церкви Украины и заявили, что претендуют на все средства, а также на движимое и недвижимое имущество ликвидированной УПЦ КП, включая храмы и монастыри.
Синод ПЦУ в ответ на это лишил Филарета прав управления епархией, и подчинил себе все приходы и монастыри, находившиеся в составе Украинской православной церкви Киевского патриархата. Филарета же, учитывая предыдущие заслуги, не исключили из епископата, в отличие от его приспешников — патриарха Белгородского и Обоянского Иоасафа и епископа Валуйского Петра.
Впрочем, Филарет заявил, что решения синода ПЦУ его не касаются, поскольку он — патриарх независимой восстановленной УПЦ КП.
Разбираемся, какие последствия могут иметь такие действия для украинской автокефалии и кому принадлежит церковное имущество.
Что будет с Томосом?
Филарет аргументирует свое желание отделиться от ПЦУ тем, что Томос не дает Украинской православной церкви желаемой автокефалии, а делает ее зависимой от Константинополя. Зависимость, по словам патриарха, заключается в том, что:
● ПЦУ не имеет права варить миро, необходимое для процедуры крещения или освящения храмов;
●Украинская автокефальная церковь называется «Православная церковь в Украине», в отличие от «Русской православной церкви», «Болгарской православной церкви», «Греческой православной церкви» и т. д., что якобы ограничивает права УПЦ на международном уровне;
● все сложные вопросы, которые возникнут в ПЦУ, будет решать Вселенский Патриарх.
Кроме того, по словам патриарха Филарета, 3 ноября 2018 года президент Петр Порошенко подписал с патриархом Варфоломеем тайное соглашение, в котором говорится о передаче Вселенскому патриархату нескольких храмов и монастырей.
«Как журналисты расследовали, пока не будут переданы эти монастыри Вселенскому патриархату, ПЦУ должна платить взносы Вселенскому патриарху — с каждого прихода от 4 до 20 тысяч ежемесячно», — заявил на брифинге патриарх Филарет, сославшись на журналистов издания «Вести». Он уточнил, что речь идет о сумме в долларах, правда, уже через несколько минут сказал о «28 млн в месяц».
Существование любой тайной сделки опровергает советник экспрезидента Петра Порошенко Ростислав Павленко. В комментарии Громадскому он рассказал, что в пожизненное пользование Константинополю передали только один храм — Андреевскую церковь (вместе со всеми постройками, входящими в комплекс). И это фактически является посольством Вселенского патриархата на канонической территории независимой автокефальной Православной церкви Украины. Так же не подтвердил он и существование каких-либо денежных взносов: «Нет никаких взносов. То, что украинская церковь независимая, как раз также означает, что она никому не платит взносов — ни Москве, ни Константинополю, никому другому».
Угрозы для Томоса, по словам Павленко, тоже нет. ПЦУ «восстановление УПЦ КП» расколом не считает, а называет добровольным выходом трех епископов, следовательно, это сугубо внутренний конфликт независимой церкви.
«Никоим образом это не касается вселенского православия, никак это не влияет на признание ПЦУ другими церквями. Это является внутренним делом Православной церкви Украины. Очевидно, что это печальный случай, но он никаких катастрофических последствий с собой не несет»,— заявил он.
Итак, угрозы для Томоса нет, но как будем делить имущество?

«Церковное рейдерство»
За отказ от участия в «соборе» 20 июня почетный патриарх Филарет уволил наместника Свято-Феодосиевского монастыря в Киеве архимандрита Макария (Папиша). На его место назначил бывшего насельника монастыря Андрея (Маруцака), которого перед этем высвятил в епископы. Таким образом, на монастырь претендуют сразу два наместника. Мы пообщались с обоими.
Отец Макарий рассказал, что до «собора» Филарета он созвал духовный собор с братией монастыря, на котором они решили не отделяться от ПЦУ. Решение приняли единогласно, за исключением отца Андрея.
«Все проголосовали единогласно „за“, отец Андрей воздержался. После этого пришел сюда с указом, что он назначен наместником монастыря. И, соответственно, уже с полицией. Я не был поставлен в известность. Они с полицией пошли в бухгалтерию, чтобы забрать документацию — уставные документы монастыря. Меня не было, но братия монастыря решила не дать им этого сделать. Потому что то, что есть в монастыре, принадлежит монастырю. Началась чехарда, вызвали следственную группу, все описали», — рассказал отец Макарий.
«Назначенец» Филарета отец Андрей заявил, что духовный собор в монастыре провели с нарушениями.
«Насколько я помню, там 12 подписей. Но на соборе было не 12 человек, я персонально там был. На соборе было только 9 человек и при мне расписывались 8 человек — все, кроме меня. Это первое. Значит, эти подписи или позже появились, когда закрылся протокол, или они подделаны», — сказал он.

Кроме того, в соборе участвовали не только монахи, но и миряне, что, по словам отца Андрея, является нарушением протокола, а вот патриарху Филарету о проведении не сообщили. Учитывая все это, проведенный собор, по словам отца Андрея, «неправдивый».
Отец Андрей пришел в монастырь с приказом о своем назначении не один, а вместе с бухгалтером монастыря и племянницей патриарха Филарета Еленой Денисенко.
Правда, назначенный Епифанием наместник Макарий ее позже уволил за попытку вынести уставные документы. Самого же священнослужителя на следующий день ПЦУ отстранила от богослужений за «участие в мероприятиях, направленных на разделение церкви».
Впрочем, Андрей, которого Филарет высвятил в епископы, не обращает внимания на запрет, поскольку считает себя священнослужителем восстановленной УПЦ КП, и проводит богослужение во Владимирском соборе. Правда, монастырь, в котором он прожил 15 лет, пришлось покинуть.
Патриарх Филарет позже заявил, что ПЦУ захватила Свято-Феодосиевский монастырь и назвал это «церковным рейдерством». Еще несколько дней подряд в монастырь наведывался отец Андрей вместе с полицией — то забирать свои вещи, то делить магазин во дворе возле храма.
Пока в монастырь на Лаврской периодически заглядывает полиция, во Владимирском соборе появилась частная охрана. Как рассказали в пресс-службе Филарета, опасаются провокаций. На журналистов охранники реагируют агрессивно.

Чье имущество?
Соборы и синоды — это вопросы церковные, а вот имущество и храмы, которые пытаются делить ПЦУ и «восстановленная» УПЦ КП — вещи вполне светские.
И принадлежат они не религиозным объединениям (каковым является Православная церковь Украины и ранее была УПЦ КП), а религиозным общинам.
«Это российская, или, например, канадская модель, когда есть церковь, как структура, которая зарегистрирована и которая владеет абсолютно всем имуществом, включая храмовое помещение. У нас американская модель — у церкви даже нет регистрации как таковой. Соответственно, все материальные активы, ресурсы, включая храмовые помещения, принадлежат не самой церкви, потому что она даже не зарегистрирована, а конкретным религиозным организациям», — объясняет директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш.
Религиозные организации могут переходить из одного объединения в другое, например, из Украинской автокефальной православной церкви в объединенную ПЦУ, не передавая кому-либо права на свое имущество.
«Каждый храм принадлежит конкретной религиозной организации. Он не принадлежит космосу, он не принадлежит патриарху, митрополиту или общественной организации, которая не имеет отношения к конкретной религиозной организации. Все религиозные организации вошли в поместную церковь вместе со своей собственностью. Собственностью распоряжается в Украине каждая конкретная религиозная организация»,— уточняет Юраш.
Таким образом, ни УПЦ КП, ни ПЦУ не могут претендовать на помещения храмов. Что касается Киевского патриархата, то он не может быть даже религиозным объединением, поскольку устав УПЦ КП ликвидировали, а новый никто не регистрировал.
Начальник отдела мониторинга деятельности и регистрации уставов религиозных организаций Министерства культуры объясняет:
«Для того, чтобы восстановить Киевский патриархат, нужно заново зарегистрировать устав этого религиозного объединения, если они планируют его регистрировать. Заново зарегистрировать уставы тех религиозных организаций, которые входят в состав этого религиозного объединения, и на основании регистрации совокупности этих религиозных организаций уже регистрировать центр этого религиозного объединения».
Почетный патриарх Филарет неоднократно заявлял, что УПЦ КП до сих пор является юридическим лицом. Вероятно, речь идет о регистрации центра ликвидированного объединения УПЦ КП, который действительно не сняли с регистрации. Но, как объясняют в Минкульте, после Объединительного собора этому центру не может подчиняться ни одна религиозная община.

При чем здесь Порошенко?
Пятый президент Украины Петр Порошенко в свое время стал «двигателем» получения Томоса. После чего активно использовал создание объединенной церкви в своей предвыборной программе. Порошенко обвиняли в «ускорении» этого процесса для повышения собственных рейтингов.
Тогда патриарх Филарет стал одним из тех, с кем пришлось договариваться. Он даже угрожал «сорвать» Объединительный собор 15 декабря 2018 года, если бы конкурент Епифания на должность предстоятеля ПЦУ митрополит Михаил не отозвал свою кандидатуру. В конце концов, возглавил новую Православную церковь Украины «ставленник» Филарета — Епифаний, а для него самого придумали новое звание — «почетный патриарх», правда, без патриархата.
Уже через полгода Филарет обвинил Петра Порошенко в невыполнении «договоренностей», согласно которым митрополит Епифаний якобы должен был представлять ПЦУ в православном мире, а Филарет — «руководить церковью в Украине». Действительно ли существовала такая сделка — неизвестно, но пока Порошенко был президентом, внимания для почетного патриарха не жалел. Филарет участвовал в томос-туре, получил от президента звание «Герой Украины». Кроме того, Администрация Президента участвовала в организации масштабного празднования 90-летия Патриарха. После выборов о Филарете забыли, начались разговоры о расколе в ПЦУ, а полученный Томос перестает означать желаемое объединение церквей.
С чем остался Филарет?
Почетный патриарх Филарет теперь стремится восстановить Киевский патриархат, который, по его словам, до сих пор существует. Впрочем, в Министерстве культуры устав восстановленного УПЦ КП не регистрировали, а предыдущий прекратил действовать после образования ПЦУ. В «синод» вместе с Филаретом входят еще четверо епископов: исключенные из епископата ПЦУ россияне — патриарх Белгородский и Обоянский Иоасаф и епископ Валуйский Петр, и хиротонованные Филаретом иеромонах Илья и архимандрит Андрей. Филарет до сих пор остается членом епископата Православной церкви Украины и имеет голос в синоде, хотя сам и не считает себя его членом.
- Поделиться: