Ручное управление топливом. К чему приведет государственный контроль над ценами и сколько теперь будет стоить бензин

На одной из автозаправок в Киеве, 9 октября 2018 года
На одной из автозаправок в Киеве, 9 октября 2018 годаУНИАН/Александр Синица

В начале года после волны «тарифных майданов» власти решили заморозить цены на газ для населения — и это несмотря на то, что в Украине с еще с прошлого лета работает рынок газа. Теперь же очередь дошла до бензина и дизельного топлива.

Правительство обвинило АЗС в «необоснованном росте цен» и на период карантина ограничило наценки на топливо. Бизнес в ответ обвинил государство в нарушении принципов рыночной экономики.

Рассказываем, почему правительство хочет контролировать цены на горючее, к каким последствиям это может привести, какую роль в этом играет нелегальный рынок топлива и сколько же, в конце концов, теперь будет стоить бензин.

Что случилось?

Правительствоприняло постановление, запрещающее повышать цены на бензин и дизтопливо выше определенного предела. Как заверили в Минэкономики, госрегулирование цен — «вынужденная и временная мера на период карантина».

Предельную цену на топливо будут определять по специальной формуле: средняя цена топлива (по данным международного информагентства Platts CIF NWE за предыдущую декаду) плюс акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).

К этой цене украинские сети смогут добавлять свою наценку: не более 7 гривен за литр дизтоплива и не более 5 гривен за литр бензина. По такой формуле цена дизельного топлива в мае не может превышать 27,89 грн/л, бензина — 30,22 грн/л.

Бизнес от такого решения правительства, мягко говоря, не в восторге. Против госрегулирования цен выступили Нефтегазовая ассоциация, «Европейская бизнес ассоциация», Консалтинговая группа «А-95».

Например, в ЕБА говорят, что, кроме предусмотренных формулой, компании несут и другие расходы: на транспортировку в Украине и за ее пределами, на перевалку, хранение, сертификацию, изменчивость курса валют, контроль качества и тому подобное.

Интересно, что в начале апреля Минэкономики и Нефтегазовая ассоциация договорились о сотрудничестве и даже подписали меморандум. Его суть в том, что легальные АЗС обязуются и в дальнейшем платить налоги «по-белому» и не повышать существенно цены, а государство будет серьезно бороться с нелегальным рынком горючего и уклонением от уплаты налогов.

Но что-то пошло не так, и, как заведено в Украине, каждый обвиняет в нечестной игре другого.

На автозаправочной станции в Киеве, 22 апреля 2020 годаУНИАН/Виктор Ковальчук

Что это за нелегальный рынок топлива и как он влияет на цены?

Во-первых, у нас есть до 30 нелегальных «нефтеперерабатывающих минизаводов», которые закупают нефть и производят низкокачественную продукцию, котору нелегально продают АЗС. Прибыль они получают, потому что не платят акцизы.

Топливо от таких мини-НПЗ — низкого качества и не соответствующее нормативным требованиям. Но АЗС, сотрудничающие с ними, смешивают этот продукт с качественным топливом и продают украинцам. Смешивание с качественным топливом позволяет АЗС экономить и выставлять более низкие цены, но, как можно догадаться, качество продукта существенно ухудшается.

Еще один популярный вид мошенничества со стороны сетей — покупка октаноповышающих компонентов, которые в Украину завозят как растворители, и они не облагаются акцизом.

По словам главы финансового и налогового комитета Рады Даниила Гетманцева, только в январе-марте 2021 года в Украину было импортировано 27 тысяч тонн растворителей, что на 85% больше, чем годом ранее.

Процветает и самый классический способ уклонения от уплаты налогов — торговля «мимо кассы».

По данным Консалтинговой группы «А-95», в «тени» находится около 20% рынка горючего, в связи с чем за год бюджет недополучает более 22 миллиардов гривен. И благодаря тому, что нелегальные игроки не платят акциз, они могут устанавливать цены ниже, чем себестоимость топлива на «белых» заправках.

А еще здесь действует принцип: чем больше людей покупают у теневого бизнеса, тем труднее легальному сдерживать цены, ведь клиентов у него становится меньше.

Кто виноват?

В течение месяца после договоренностей с Минэкономики сети существенно не повышали цены. Но уже в мае, когда нефть еще больше подорожала, а мартовские запасы иссякли, АЗС подняли цены на топливо, и порой они превышали 30 гривен за литр.

Как рассказывает директор группы «А-95» Сергей Куюн, во время подписания упомянутого меморандума власти просили не поднимать цены выше 30 гривен. Когда же это произошло, «дружбе» правительства и сетей АЗС пришел конец.

В Минэкономики говорят, что нарушили соглашение игроки рынка, поэтому власть и вынуждена была ввести госрегулирование цен.

«Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях. Правительство выступает за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива», — отметил министр экономики Игорь Петрашко.

В то же время сети АЗС указывают на то, что власти не выполнили свое обещание — нелегальные мини-НПЗ продолжают работать, как и другие схемы по уклонению от уплаты налогов.

Что интересно, в конце апреля уже упомянутый Гетманцев рассказал о заседании его комитета, на котором депутаты указали правоохранителям на неудовлетворительную работу по противодействию теневому рынку.

«Комитет предоставил компетентным органам список нелегальных мини-НПЗ (24 адреса), большинство НПЗ до сих пор успешно продолжают свою работу», — писал тогда он.

Однако 14 мая, когда правительство ввело госрегулирование цен на топливо, Гетманцев поддержал это решение, также заявив, что оно «вынужденное и временное».

Стенд с ценами на бензин у автозаправочной станции в Киеве, 22 апреля 2020 годаУНИАН/Виктор Ковальчук

К чему все это приведет?

В «Европейской бизнес ассоциации» отмечают, что решение правительства искажает саму суть рынка и значительно сужает конкуренцию. Теперь сети будут работать в едином «ценовом коридоре», и это может привести к различным последствиям. В частности, к дефициту или закрытию заправок. Закрытие АЗС также означает потерю рабочих мест.

«Ручное регулирование цен может уничтожить механизмы формирования цен, которые использовал прозрачный бизнес годами, создать кризис с нефтепродуктами, остановить работу прозрачных автозаправочных станций и т.д.», — говорят в Ассоциации.

В Нефтегазовой ассоциации также заявили, что решение Кабмина уничтожает конкуренцию и дискриминирует участников рынка. Там говорят, что установленные ограничения могут привести к убыточности легального бизнеса, в связи с чем он будет вынужден или значительно сократить продажи, или уйти в тень.

Сергей Куюн из группы «А-95» отмечает, что на сегодня под ценовые требования властей подпадают 86% украинских АЗС. На тех же 14%, где цены выше, действуют различные программы лояльности, благодаря которым большинство клиентов покупают горючее по ценам, которые «устраивают» власть.

«Самый ощутимый эффект получит госбюджет. Эффект со знаком минус. Любые ограничения стимулируют рост теневого рынка, будь это табак, алкоголь или топливо», — говорит он.

О такой угрозе заявляют и в «Европейской бизнес ассоциации», и в Нефтегазовой ассоциации.

«Регулирование цен приведет к убыткам для бизнеса и, соответственно, отразится на налоговых поступлениях в государственный бюджет. То есть проигрывают все стороны. Единственный, кто одержит победу — теневой бизнес с сомнительным качеством горючего», — подчеркнули в Ассоциации.

Кроме того, бизнес отмечает, что государственное регулирование цен является нарушением евроинтеграционных обязательств Украины и приведет к снижению инвестиционной привлекательности страны.