Самолечение как традиция, или Почему сегодня в аптеках горячо
Сегодня в аптеках Украины аншлаг. А все потому, что с 1 апреля вводят е—рецепты на ряд лекарственных средств: их можно будет получить не только по бумажному, но и по электронному рецепту. Это обсуждают как нововведение и «зраду», но на самом деле люди бунтуют сейчас не против рецептурных лекарств — практически все лекарства, которые вы можете увидеть в перечне, всегда должны выдаваться по рецепту.
Просто в нашей стране этим пренебрегали.
Сейчас люди бунтуют против невозможности обойти закон, максимально упростить себе жизнь и поиграть в любимую народную игру — самолечение.
Возможность наконец-то отпускать лекарства по рецепту реально, а не формально, по моему мнению, будет иметь такой же успех, как вакцинация: люди не заметят преимуществ, которые они получают и продолжат хаять систему общественного здоровья. Потому что трудно почувствовать пользу предотвращения чего-то.
Знаете, почему я обрадовалась больше, когда просматривала перечень лекарств, которые теперь нельзя купить «просто так»?
Потому что попали туда антигельминтные средства.
Дело в том, что очень многие в нашей стране любят «погонять глистов». Это может иметь смысл, если вы живете в какой-нибудь экзотической стране.
Но у нас верят, что если в доме есть домашнее животное или ребенок засунул руки после песочницы в рот, то это повод для профилактики против глистов. Это не те ситуации, которые нуждаются в профилактике антигельминтными препаратами.
А некоторые антигельминтные средства достаточно токсичны.
Я никогда не забуду, как знакомая педиатр жаловалась, что в результате такой профилактики пятилетняя девочка облысела. Да-да, это побочка от некоторых антигельминтных препаратов, о которой ваша кума забыла вам сказать. Потому что не знала.
Меня в свое время так поразила эта история, что я, глядя на перечень лекарств, подумала: черт, как же классно, какое-то количество детей не облысеет, потому что тревожная мама решила перестраховаться.
Беда в том, что люди, занимающиеся самолечением, часто слишком уверены в том, что делают.
Это прекрасно иллюстрирует скрин комментария, выложенного врачом-анестезиологом Иваном Черенько.
В комментарии кто-то возмущается, что теперь нельзя свободно купить дексаметазон, а он же такой действенный против аллергического отека (а мы знаем, что аллергические отеки — иногда ситуация, угрожающая жизни).
Так все же «зрада»?
Нет, потому что дексаметазон не спасает от этого.
«Лучше при “аллергическом отеке” обратиться в ближайшее приемное отделение или вызвать скорую, если состояние тяжелое. Дексаметазоном “аллергический отек” — так понимаю, речь об отеке Квинке — не лечат. Дексаметазон не является препаратом первой линии. Дексаметазон — не витаминки и точно должен быть рецептурным, потому что самолечение может иметь плохие последствия», — пишет врач.
Примеры того, как люди уверены, что они что-то лечат, можно приводить множество, однако главный вопрос — зачем они это делают?
На мой взгляд, здесь может быть несколько причин.
Недоверие к медицинской системе. Это то, что нам еще долго стоит преодолевать, поскольку тянется это еще с советских времен и много советского наследия до сих пор с нами. Медицина советских времен была очень ограниченной. Была нехватка знаний, нехватка технологий, нехватка прогрессивных высококвалифицированных врачей. А в трудные времена колхозов и трудодней на больничном не побудешь, вот люди и пытались наколдовать себе лечение. Поэтому, по-моему, это уже нечто вроде традиции, которая очень сильно может сокращать продолжительность жизни наших людей.
Общее истощение людей. И это не только о временах после 24 февраля. Когда ты много работаешь и мало зарабатываешь, то неудивительно, что нет времени разбираться с тем, как записаться к семейному врачу и в конце концов найти время на этот визит. Ты просто берешь таблетку, которая вроде бы помогает. А то, что это эффект плацебо, а между тем зреет реальная болезнь, которую реально нужно лечить, не все поймут. Сейчас истощение и нетолерантность к лишним действиям стало больше. Потому и сопротивления этому тоже будет больше. И это не о том, какие наши люди глупы. Это о том, какие наши люди истощены.
Я не хочу ни в коем случае сказать, что все будет просто.
Электронные системы будут зависать, у кого действительно усложнится жизнь, но система общественного здоровья часто жестока к индивидуальным проблемам и ситуациям — ей нужно снизить риски в обществе. Это ее задача. Но ее задача — и улучшать систему, чтобы было не только правильно, но и удобно, человечно. А также не забывать учитывать реалии военного времени.
Я предполагаю ваше возмущение: а как же фронт? Военные администрации, подразделения Сил обороны, а также привлеченные волонтерские и благотворительные организации могут закупать рецептурные лекарства для нужд военного времени оптово непосредственно у дистрибьюторов, и для этого не нужен рецепт, пишет УП.Жизнь.
Скажу вам неприятную правду: фронт засыпан фуфломицинами за страшные деньги, которые могли бы пойти на качественные турникеты и действительно эффективные препараты.
Постепенно, верю, мы придем к эффективной системе. А приближение нас к европейской медицине благодаря реальному контролю рецептурных препаратов — абсолютно правильный путь, который, возможно, сохранит жизнь именно вам. Хотя вы об этом и не узнаете.
PS Постинор ни в коем случае не должен быть по рецепту. Но это тема отдельной статьи.
- Поделиться: