Снесут ли «храм-МАФ» с территории, охраняемой ЮНЕСКО. Суд дал зеленый свет

«Храм-МАФ», расположенный на территории Национального музея истории Украины
«Храм-МАФ», расположенный на территории Национального музея истории УкраиныАлександр Хоменко / hromadske

В начале января Министерство культуры и информационной политики заявило, что «храм-МАФ» на территории Национального музея истории Украины нужно демонтировать. Суд по этому поводу продолжался с 2020 года.

И вот, наконец, 15 февраля 2023-го Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Музея и разрешил снести часовню. Однако сделать это должна самая религиозная община. Но сделает ли?

hromadske рассказывает, кто и когда поставил деревянный храм на территории музея и почему он до сих пор там.

Представители Национального музея истории Украины, КГГА и Минкульта на заседании судаАлександр Хоменко / hromadske

«Храм-МАФ» и его корни

В 2004 году разрешение на установку часовни выдал тогдашний руководитель музея Сергей Чайковский. В 2006-м религиозная община Украинской православной церкви (московского патриархата) установила на территории Национального музея истории Украины временную палатку. Впоследствии превратила ее в деревянную часовню. Этот «храм-МАФ», как его называют в народе, расположен в буферной зоне, которая находится под охраной ЮНЕСКО. Это историческое место возле культурного памятника — фундамента Десятинной церкви, возведенной еще в X веке. Министр культуры Украины Александр Ткаченко отмечал, что самовольный захват участка начался в 2008 году, а в 2012-м, при Януковиче, произошло «узаконение» строительства. Ранее в Министерстве уже заявляли, что часовню возвели незаконно

В 2018 году Национальный музей истории Украины обратился в Окружной админсуд Киева о признании противоправным и отмене решения о госрегистрации прав религиозной общины на этот объект. Суд начал рассмотрение только в 2021-м.

Часовня УПЦ МП на фоне Национального музея истории УкраиныАлександр Хоменко / hromadske

«Ячейка страны-агрессора в центре Киева» 

Огласку ситуация с часовней получила после акции архитекторов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка. В конце февраля 2018 года они облили горючей смесью двери и подожгли «храм-МАФ».

«Вообще это здание мозолило глаза мне и моему “подельнику” еще очень давно. Я наблюдал за тем, как появлялось это здание, потому что учился в школе рядом. Сначала они установили палатку, а затем новостройку, которую назвали церковью», — рассказывает hromadske архитектор Александр Горбань.

«Однажды вечером мы решили провести акцию, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Подожгли им двери, сразу приехала полиция, у нас произошла словесная перепалка с представителями церкви, и нас арестовали», — добавляет Александр.

Еще больший резонанс, по словам Александра, дело получило, когда судья вместо штрафа или исправительных работ назначила им залог в 2,5 миллиона гривен на каждого. Начались акции поддержки архитекторов.

«У нас не было денег. После этого решения все знали о “деле архитекторов”. За нас поручились депутаты. Все закончилось через полторы недели в апелляционном суде, и нас отпустили на поруки депутатов», — рассказывает Александр.

«Сносить ее — варварство»

Елена молится у одной из икон в так называемой церкви Десятинного храма Пресвятой Богородицы. На утреннюю службу она не попала, поэтому забежала в церковь во время обеда. В этот «монастырь» Елена заходит нечасто, только когда бывает рядом. О возможном сносе этого храма женщина слышала и не поддерживает его. Ребенком ее крестили в русской церкви, поэтому, говорит Елена, менять это она не собирается.

«К кириллу я бы не ходила, но у нас есть Онуфрий, я не вижу ничего такого в посещении этой церкви, а вот сносить ее — варварство. Не важно, как к ней относятся: кто-то любит, а кто-то нет — мы живем в свободной стране. Каждый ходит в ту церковь, которая ему нравится», — говорит Елена.

Храм к вечерней службе готовит служительница. Она пылесосит у иконы, немного обугленной с левой стороны.

«Эта часть здания пострадала от пожара, когда часовню пытались поджечь. Икона, на удивление, уцелела. Столько любви и труда вложено в эту церковь», — говорит служительница.

Женщина работает в церкви несколько месяцев и не следит за судебным делом, потому что уверена, что храм не снесут: «Судьба церкви не решается в кабинетах. Она решается там, в вышних».

Архитектор Александр Горбань думает иначе. Собственно, поэтому он и решился в 2018 году поджечь церковь.

«У нас было несколько причин, почему мы решили поджечь здание. Первое — в центре города во время войны расположена ячейка страны-агрессора под прикрытием церкви, и второе — получается, что прикрываясь святым, в центре Киева, в исторической зоне, можно построить все что угодно и назвать это церковью».

В ближайшее время, скорее всего, часовню не снесут. Ведь у религиозной общины есть право на апелляцию.