США и Россия договорились продлить ядерное соглашение СНВ-3. Почему это важно и при чем здесь Китай?

Обе палаты парламента России — Совет Федерации и Государственная Дума 27 января ратифицировали соглашение с США о продлении на пять лет действия договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3, или New Start). Днем ранее о сохранении соглашения на максимально возможное время договорились во время первого телефонного разговора новый президент США Джо Байден и глава РФ Владимир Путин.
Это решение было принято буквально в последний момент: чуть больше, чем через неделю срок соглашения истекал. Почему для России и США было принципиальным сохранить эту двустороннюю ядерную сделку — последнюю оставшуюся после выхода США, а затем и России из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в 2019 году? И что будет, когда срок продленного договора все же закончится?
Что это за сделка?
Соглашение СНВ-3 в 2010-м подписали тогдашние президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев. Договор ограничивал суммарное количество стратегических наступательных вооружений в обеих странах. Речь шла о сокращении ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц.
В СНВ-3 впервые введено понятие «неразвернутых» носителей и пусковых установок — тех, которые не находятся в боевой готовности, а используются для обучения или испытаний и не имеют боеголовок. В частности, речь шла о таких системах, как «Посейдон» (подводный дрон на ядерном топливе и с ядерным зарядом), баллистические ракеты, запускаемые с воздуха, и других. Они подлежали сокращению. Также соглашение обязало стороны обмениваться информацией о количестве боеголовок и носителей.
По сути, именно это соглашение вместе с действующим на тот момент Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), принятым еще в 1987 году, сдерживала США и Россию от возврата к гонке вооружений. Пока к власти в США не пришел Дональд Трамп, с соглашениями все было относительно стабильно. Еще в январе 2018-го посол США в РФ Джон Хантсман настаивал, что Москва и Вашингтон сотрудничают «в правильном направлении» для продления СНВ-3.

Однако 20 октября 2018 года Трамп заявил, что США собираются выйти из договора РСМД. Как пояснили в Белом Доме — из-за того, что с 2014 года РФ неоднократно нарушала соглашение и не предоставляла отчеты. В России такое решение назвали «ошибкой», а потом тоже решили выйти из соглашения — 2 августа 2019 года договор прекратил действие.
Уже через год появились слухи, что и СНВ-3 Трампу больше не интересен — несмотря на то, что Москва выражала намерение продлить договор без предварительного согласования каких-либо условий. Впрочем, администрация президента США, считая его несовершенным и уже фактически недействующим, занялась подготовкой нового соглашения об ограничении ядерных вооружений — не только с Россией, но и с Китаем.
Трамп якобы планировал усовершенствовать соглашение и установить лимиты и для российских вооружений, которые не подпадают под ограничения СНВ-3, а также надавить на Китай и заставить его впервые в истории честно рассказать о количестве имеющихся у него ядерных зарядов. А в идеале даже заставить КНР ограничить их число.
Что будет с соглашением и при чем здесь Китай?
Идея Трампа с привлечением Китая изначально была не самой удачной: уже тогда эксперты отмечали, что за два года разработать с нуля трехстороннее соглашение почти невозможно. Сам Китай не раз официально заявлял, что не намерен заключать подобные соглашения, в частности со сторонами, чей ядерный потенциал значительно — примерно в пять раз — превосходит его собственный.
По сути, вариантов было два: либо Россия и США должны были сократить свое ядерное вооружение до уровня КНР (что маловероятно), либо Китаю удалось получить разрешение нарастить его до уровня двух более сильных членов соглашения (что еще более маловероятно).
В конце концов, идея с Китаем понемногу угасла, и в середине июня 2020 года Россия и США вновь начали двусторонние переговоры о совместном разоружении, в том числе и ядерном. Тогда сошлись на том, что все же есть смысл помочь сохранению двустороннего СНВ-3 и пока не привлекать Китай.
«Наша концепция заключается в том, что можно вести двусторонние переговоры, как между США и Россией, так и между Соединенными Штатами и Китаем до тех пор, пока эти переговоры в итоге не войдут в трехсторонние рамки», — заявил тогда спецпредставитель США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.
С приходом к власти Джо Байдена стало понятно, что продление хотя бы двустороннего СНВ-3 является его приоритетом. Это было записано в планах на первые сто дней президентства нового главы государства, а поскольку времени до конца срока действия соглашения оставалось совсем мало, это стало планом первой недели.
В Москве продление СНВ-3 восприняли с энтузиазмом. «Выигранное время вследствие пролонгации соглашения можно использовать для комплексных двусторонних переговоров о дальнейшем контроле над ракетно-ядерным оружием с обязательным пересмотром всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность», — говорится в заявлении Кремля.
Впрочем, скорее всего, ближайшие годы все же уйдут на поиск нового формата соглашения, чтобы привлечь к переговорам Китай, считает Сергей Галака, профессор Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко и эксперт в вопросах ядерного разоружения.
В комментарии hromadske он объясняет: у Китая пока действительно нет сверхмощных стратегических сил. В то же время у него есть большое количество ракет среднего радиуса действия, а кроме того он расширяет возможности баллистических ракет на подводных лодках, строит авианосцы, что будет способствовать выходу КНР в Тихий океан через несколько лет.
«Кроме этого, Китай — довольно закрытая страна, и раздаются разные слухи, что, возможно, у него гораздо больше боезарядов где-то на подземных складах, созданных еще в 1970-80-е годы. Сколько у него ракет средней и малой дальности, тоже неизвестно. В любом случае Китай сейчас, по моему мнению, не видит перспектив своего присоединения к соглашению, пока он не сделает рывок в развитии своих стратегических сил», — отмечает Сергей Галака.

Поиск новых форматов
Теоретически, в ближайшие годы может идти речь и о привлечении к соглашению других государств, не только Китая. Россия, например, не раз призывала привлечь Францию и Великобританию, впрочем, у обеих стран ядерный потенциал достаточно ограничен.
«А вот Индия и Пакистан — это серьезная проблема. Вообще, специалисты уже много лет считают Индостан наиболее вероятной территорией, где может быть применено ядерное оружие. Ну и Израиль, хотя он наличие оружия у себя отрицает. У Израиля, по разным оценкам, есть несколько боезарядов, у них есть ракеты среднего радиуса действия, теоретически они могут создать и дальнего. Но попробуйте как-то заинтересовать Израиль, чтобы он присоединился к этим переговорам», — говорит эксперт.
Очевидно, что убедить страны выполнять международные соглашения о запрете или ограничении ядерного оружия — непростое дело. Речь идет и о более старом ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), и об Иранской ядерной сделке 2015 года, которую в этом году безоговорочно нарушил Иран, и о новых соглашениях.
22 января вступило в силу международное соглашение о запрещении ядерного оружия, утвержденное в 2017 году Генеральной ассамблеей ООН и одобренное 122 государствами. Глава ООН Антониу Гуттериш настаивал на том, что это — «важный шаг к цели сделать мир свободным от ядерного оружия».
Но ни одной из девятки ядерных держав — США, России, Великобритании, КНР, Франции, Индии, Пакистану, Северной Корее и Израилю — это соглашение не интересно, и ни одна из этих стран его не поддержала. При таких условиях двусторонние договоры вроде СНВ-3 являются определенным спасательным кругом и дают большую или меньшую уверенность, что завтра не начнется ядерная война.
Во многом продление российско-американского соглашения можно воспринимать и как проявление готовности сотрудничать с Москвой со стороны администрации Байдена. Впрочем, в довольно четких формулировках американская сторона пока дает понять: по другим вопросам она будет действовать жестко.
«Президент Джо Байден давно дал понять, что считает соглашение СНВ-3 соответствующим национальным интересам США», — сказала 22 января на брифинге пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. В то же время она отметила, что несмотря на активное сотрудничество в этом вопросе, США все же будут работать над тем, чтобы «привлечь Россию к ответственности за ее безрассудные и враждебные действия».
Однако, по словам Сергея Галаки, инициатива продлить действие СНВ-3 — это все же больше относится к общемировой безопасности.
«Потребность в таких договорах была, есть и будет, потому что иначе миру грозит погружение в какую-то бесконтрольную гонку. Рано или поздно это может привести к дисбалансу — тогда возможен худший сценарий. И все, в том числе и Украина, заинтересованы в том, чтобы это соглашение было продлено и хотя бы на каком-то уровне держалась уверенность, что завтра сверхдержавы не начнут играть с ядерным оружием», — говорит эксперт.
- Поделиться: