Страх забвения. Как «Отец» Флориана Зеллера напоминает нам о смерти

Кадр из фильма «Отец», за роль в котором Энтони Хопкинс получил премию «Оскар»
Кадр из фильма «Отец», за роль в котором Энтони Хопкинс получил премию «Оскар»

Одна из сенсаций минувшего «Оскара» — победа Энтони Хопкинса в номинации «Лучший актер» за роль в фильме «Отец». Кажется, все в киносообществе были уверены, что киноакадемики посмертно отметят Чедвика Боузмана за роль в фильме «Ма Рейни. Мать блюза». Даже сам Хопкинс не ожидал победы и спокойно спал у себя дома. Его победа вызвала немало споров, но сам актер в речи-благодарности вспомнил о покойном Боузмане. Поэтому ситуацию можно считать скорее неожиданностью, чем конфликтом.

«Отец» — кинодебют французского драматурга Флориана Зеллера — уже идет в украинском прокате. Фильм также одержал победу в категории «Лучший адаптированный сценарий». Превратить пьесу в материал для кино Зеллеру помогал драматург и сценарист Кристофер Хэмптон.

Украинская старость обычно идет рука об руку с бедностью. Тогда как жизнь главного героя «Отца» на склоне лет кажется на первый взгляд неплохой — он обеспеченный, бодрый человек почтенного возраста. Как и самого актера, его зовут Энтони — к тому же у них они одна и та же дата рождения. Но впоследствии зритель понимает, что герой неизлечимо болен — память изменяет ему. Он не может вспомнить, где оставил вещи, не узнает дочь, не знает, замужем она или разведена. Что и говорить: он даже не может понять, в собственной ли квартире находится. Его дочь (ее играет Оливия Колман) переезжает в Париж, а потому ищет сиделку для отца. Характер у Энтони тяжелый, а болезнь делает его невыносимым для близких. Сам он не хочет опеки посторонних, поскольку считает себя абсолютно здоровым.

Каждому, кто имел дело с людьми, страдающими деменцией, знакомо чувство, когда в глазах собеседника не отражается ничего. Тот же человек, что и раньше, говорит и ест — но уже не узнает тебя. Фильм Зеллера позволяет увидеть на мир его глазами — пространство, где знакомые вещи больше не то, чем кажутся. Вместе с героем Хопкинса зритель путается, цепляется взглядом за детали, и не всегда может зафиксировать себя в пространстве и времени. То, что на экране — реальность? Когда это произошло? Кто эти люди?

Зеллер перенес на экран собственную пьесу, первую часть трилогии «Отец. Мать. Сын». В фильме доминирует Хопкинс, который сознательно смотрит своей старости в глаза. Ведь если фильм «Отец» страшно смотреть (актер очень естественно страдает в образе больного), то каково же было играть артисту, который сам достиг возраста своего персонажа? Предыдущий «Оскар» Хопкинс получил почти 30 лет назад за роль Ганнибала Лектера, психиатра и (по совместительству) каннибала, шокирующего интеллектом и жестокостью. А его новый герой сам становится жертвой беспощадного убийцы — времени. «Отец» пугает зрителя, изображение одинокой старости оказывается страшнее насилия на экране.

В меньшей степени в фильме показаны чувства дочери Энтони — Энн. Она взрослая женщина, у нее собственная жизнь, поэтому отец становится для нее обузой. Энн должна сделать выбор между своим счастьем и старым отцом. Увеличение продолжительности жизни непременно порождает трагедию — старые родители становятся ненужными взрослым детям.

Зеллер сочувствует Энн, а не осуждает. Она ни в чем не виновата — просто тоже хочет жить, пока есть время. Энтони остается один на один не только со своей болезнью и смертью — он растворяется в собственном сознании, где больше нет ничего, за что можно было бы ухватиться, чтобы не упасть.

Автор: Роман Губа