Страна бабочек: как Коста-Рика стала одной из самых счастливых стран мира

Тропическая голубая бабочка Морфо пелеида в лесу в Коста-Рике, 30 июня 2017 года
Тропическая голубая бабочка Морфо пелеида в лесу в Коста-Рике, 30 июня 2017 годаdepositphotos

Уже много лет небольшую страну, которая омывается Тихим и Атлантическим океанами, называют «центральноамериканской Швейцарией» — из—за ее политической стабильности, ухоженной окружающей среды и высоких стандартов жизни. Она действительно кажется мирным оазисом в многострадальном регионе, костариканцы — один из самых счастливых народов мира.

Что делает Коста-Рику особенной и какие вызовы ей надо преодолеть?

Лиллиан Эррера улыбается, когда говорит о своей работе: «Делай, что любишь — и тебе никогда не придется работать». Уже восемь лет она вместе с сестрами разводит бабочек. Бывший компьютерный инженер Дженни Викес, которая тоже занимается бабочками, в общении с hromadske добавляет, что это довольно кропотливая работа, которая требует глубокого знания этих ярких, но требовательных насекомых.

Сначала нужно привлечь бабочек, посадив на участке специфичные для каждого вида растения. Затем надо собрать из цветков оставленные бабочками яйца и обеспечить необходимые температуру и влажность — в дикой природе только из 2% яиц появятся гусеницы, тогда как на ферме — от 75% до 90%. А после того, как гусеницы превращаются в куколок, у Эрреры и Викес будет лишь около двух недель, чтобы доставить их клиентам за тысячи километров от Коста-Рики. Если бабочки вылетят из куколок еще во время путешествия, они не выживут — и вся работа будет бесполезной.

Коста-Рика с ее невероятным биоразнообразием и ухоженной окружающей средой — едва ли не лучшее место для такого бизнеса. Маленькая центральноамериканская страна — лидер на рынке, она доставляет бабочек со 100% гарантией в любую точку земного шара. Бабочек, выращиванием которых на Коста-Рике занимается около 400 семейных хозяйств, охотно покупают музеи, лаборатории и ботанические сады со всего мира.

Руководитель ассоциации поставщиков бабочек Серхио Силес говорит в интервью изданию El Pais, что отрасль во многом отражает идеалы Коста-Рики. Ведь она развивается как объединение небольших производителей, действующих с большой заботой о природе. Именно Коста-Рика — единственная тропическая страна, которая благодаря государственной политике существенно увеличила площадь лесов на своей территории и стала центром экотуризма. Леса теперь покрывают 52% территории, хотя еще в начале 1980-х годов этот показатель упал до одной четвертой. 99% электроэнергии в стране производится из возобновляемых источников, в основном благодаря гидроэлектростанциям.

Политически и экономически стабильная Коста-Рика — уникальный случай в Центральной Америке, регионе, синонимы которого — это бедность, гражданские войны и преступность.

Поэтому неудивительно, что молодой волонтер-американец Джорис Бринкенгофф в 1984 году решил остаться в Коста-Рике и построить с нуля первую ферму по выращиванию бабочек, которая дала начало целой отрасли.

Дом бабочек в лесу возле города Ла-Фортуна в провинции Алахуэла, Коста-Рика, 3 октября 2018 годаdepositphotos

Без армии, но с качественной медициной и доступным образованием

В чем же секрет исключительности Коста-Рики?

Кто-то говорит о географической изолированности страны и ее непривлекательности для колонизаторов.

Когда в 1821 году Коста-Рика получила независимость от Испании, сами жители узнали об этом только через два месяца.

На ее территории не было ни крупных залежей золота или полезных ископаемых, ни значительного количества дешевой рабочей силы — индейцев, которые в других колониях попали в рабство и много где у них до сих пор нет равных возможностей с потомками колонизаторов.

Ранний бум выращивания кофе на экспорт стал залогом экономического развития, а государство поддерживало небольших производителей и предотвращало концентрацию земли в одних руках.

Как следствие, Коста-Рика долгое время была однородной страной небольших фермеров, активно заинтересованных в местных делах. Еще в 1869 году страна одной из первых в мире ввела обязательное и бесплатное школьное образование.

Некоторые объясняют успех Коста-Рики тем, что после 44-дневной гражданской войны в 1948 году она стала первой страной мира, которая отказалась от армии: в соседних странах военные не столько защищали от внешних врагов, как были источником заговоров и основой диктаторских режимов. Коста-Рика взамен создала сильную полицию с расширенными функциями под полным контролем гражданских, а также содержит отряд из 70 спецназовцев.

Площадь Хуана Мора Фернандеса в Сан-Хосе, Коста-Рика, 22 августа 2017 годаdepositphotos

К тому же, в отличие от соседей, страна избежала чрезмерного вмешательства со стороны США или Кубы во время Холодной войны. В стране не было конфликтов между левыми и правыми политическими силами. Правые имеют преимущество, однако поддержали ряд социально-демократических реформ и щедрую систему социальной защиты населения.

Коста-Рика — единственная страна в Латинской Америке, которая не пострадала от масштабного гражданского конфликта и оставалась демократией в течение последних 70 лет.

Страна не была разрушена войнами и переворотами, она привлекала иностранные инвестиции и, что важно, направила сэкономленные на отказе от армии средства на развитие образования и медицины.

Как следствие, ее ежегодный валовой продукт на душу населения вдвое превышает украинский показатель, а высшее образование занимает 27 место в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности (Украина — 56 место).

Финансируемая на основе обязательных страховых взносов медицинская система, по оценкам агентства Bloomberg, опережает США и Нидерланды по эффективности.

Центральный парк в Сан-Хосе, Коста-Рика, 5 апреля 2017 годаdepositphotos

Страна экспортирует не только бананы и кофейные зерна, но и сложное медицинское оборудование — в 2017 году оно стало основным экспортным товаром Коста Рики.

А экзотическая природа страны ежегодно привлекает миллионы туристов из США и всего мира

Как и в Швейцарии, в Коста-Рике туристы могут чувствовать себя достаточно безопасно — страна отличается сравнительно сильными государственными институтами и профессиональной полицией. В 2018 году более половины костариканцев одобряли работу правительства и полиции. А высокое доверие к судам (49% населения) вообще беспрецедентно для региона. Например, в Бразилии и Аргентине судам доверяет 33% и 24% соответственно (в Украине — 14%). Такой уровень доверия заслуженный: в Латинской Америке только Чили — более мирная и безопасная для жизни страна, чем Коста-Рика.

Поэтому неудивительно, что в отличие от большинства стран Центральной Америки, население которых покидает родину из-за нехватки экономических возможностей и преступности, Коста-Рика сама привлекает мигрантов. В стране уже десятилетиями находят убежище и работу сотни тысяч беженцев и сезонных работников из бедной и авторитарной Никарагуа.

Кубинские мигранты отдыхают в приюте в городе Ла-Крус, провинции Гуанакасте в Коста-Рике, 3 февраля 2016 годаEPA/JEFFREY ARGUEDAS

Маленькая страна, большой авторитет

Мирный характер Коста-Рики позволил ей стать авторитетным посредником между сторонами гражданских войн, которые десятилетиями обескровливали соседние страны.

В 1980-х годах президент страны Оскар Ариас даже пошел против воли администрации Рональда Рейгана, не желавшей уступать левым политическим силам. В итоге достигнутые с его участием договоренности помогли закончить конфликты в Гватемале, Никарагуа и Сальвадоре, а самого Ариаса в 1987-м году наградили Нобелевской премией мира.

Костариканка Кристина Фигерес, дочь популярного экс-президента Хосе Фигереса, сыграла ключевую роль в возобновлении переговоров о борьбе с изменением климата после фиаско 2009 года в Копенгагене. Благодаря ее активным действиям во главе соответствующей Рамочной конвенции ООН в 2015 году наконец удалось подписать Парижское соглашение, в котором 195 стран согласовали шаги для ограничения повышения мировой температуры. Последовательная внутренняя политика по сохранению окружающей среды позволила представительнице Коста-Рики быть убедительной на международной арене.

Говоря об активности этой небогатой страны с населением всего пять миллионов человек, экс-министр иностранных дел Родриго Каррерас сравнивал Коста-Рику с шмелем: «Он не знает, что он слишком тяжелый, чтобы летать — поэтому продолжает махать крыльями и остается в воздухе».

Шоссе №1 к западу от Сан-Хосе, Коста-Рика, 15 июля 2017 годаdepositphotos

Вызовы: международные наркокартели, налоговая реформа и радикализация политики

Однако страна не может полностью избежать проблем, которые мучают регион. В последние годы растет важность Коста-Рики для международных наркокартелей, которые через местные порты транспортируют кокаин в США и Европу. Расширение этого бизнеса влечет за собой рост тяжких преступлений и коррумпирует политиков.

Также Коста-Рика — единственная страна Латинской Америки, в которой экономическое неравенство, ранее невысокое, за последние десятилетия возросло. Хотя 49% костариканцев причисляют себя к среднему классу, около 20% населения живет за чертой бедности, все более распространенной становится неформальная занятость.

Между тем учителя и медики, которые входят в профсоюзы, бастуют и протестуют против намерений государства поднять налоги и сократить льготы для бюджетных работников. Впрочем, такая реформа уже давно актуальна. Ведь хотя экономика стабильно растет, государство тратит больше, чем зарабатывает — налогов в государственную казну поступает слишком мало, а государственный долг за десять лет увеличился почти вдвое. Поэтому, чтобы поддерживать по-европейски щедрые, но не всегда эффективные социальные программы для всего населения, она вынуждена искать дополнительные источники финансирования.

Улица в поселке Тортугеро, Коста-Рика, 4 апреля 2017 годаdepositphotos

На фоне опасений о росте преступности и недостатке средств в государстве усиливаются ксенофобские настроения в отношении мигрантов из Никарагуа. Традиционным политическим партиям угрожают евангелистские церкви, которые объединились во влиятельную политическую силу — вторую по влиятельности в стране.

Их лидер выступил против как налоговой реформы, так и возможной легализации однополых браков. И его радикальные высказывания вызвали опасения, что получив власть, он будет «больше руководствоваться Библией, чем конституцией». Поэтому во втором туре прошлогодних президентских выборов он уступил 38-летнему Карлосу Альварадо, который сосредоточился на оздоровлении государственных финансов.

Католическая церковь Богоматери Милосердия в Сан-Хосе, Коста-Рика, 15 июля 2017 годаdepositphotos

Small is beautiful

Несмотря на вызовы, Коста-Рика остается привлекательным для жизни островком порядка в сложном регионе. Подавляющее большинство (86%) костариканцев довольно своей жизнью. В 2019 году Коста-Рика опередила такие страны как Германия, Люксембург и США и заняла 12 место в Рейтинге счастья ООН, который учитывает субъективное ощущение удовлетворенности населения, его экономическое развитие, состояние здоровья и уровень коррупции.

Small is beautiful — «Малое — прекрасно» — это лозунг, которым руководствовался основатель ассоциации фермеров, выращивающих бабочек, Джорис Бринкенгофф, но он как нельзя лучше описывает эту страну.