Талыши хотят учить, читать и смотреть на родном языке
Самое многочисленное национальное меньшинство Азербайджана требует культурной автономии, которую власти боятся ему предоставить.
Материал Meydan.tv
Самое многочисленное национальное меньшинство Азербайджана требует культурной автономии, которую власти боятся ему предоставить.
Талыши́ — древний народ Южного Кавказа, исторически проживают в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря. Талышский язык относится к иранской языковой группе индоевропейской семьи языков.По некоторым оценкам, общая численность талышей во всём мире составляет 267 300, а численность носителей талышского языка от 218 100. Большинство верующих талышей исповедуют ислам шиитского толка, но часть являются суннитами. Культура и быт талышей очень близки с азербайджанским. Талыши традиционно занимаются скотоводством, рыбной ловлей и садоводством.
Захре Халиловой 117 лет. Она - талышка и живет в Ленкоране, горной местности на юге Азербайджана. Всю жизнь Захра работала; до недавнего времени она сама готовила, убирала и работала в огороде, сама доила скот, делала сыр и масло. Причину собственного долголетия она видит в физическом труде, горном воздухе, и в том, что никогда не ела хлеб. Только рис, который традиционно выращивает в Азербайджане народ Захры - талыши.
Возраст Захры почти что типичен для этого региона: Ленкоран славится хорошим климатом, урожайностью, трудолюбием местных жителей и их долголетием.
По местным меркам Гариб Габибов - мужчина в самом расцвете сил - ему 70. Гариб с рождения живет в селе Веравул Ленкоранского района.
“В нашем селе живут одни талыши, - рассказывает Гариб, - в быту мы говорим, в основном, на талышском. Азербайджанский используем, когда приезжаем в Баку”.
Гариб Габибов охотно рассказывает об особенностях талышского быта: “Вот этот кувшин, например, называется «нехря». В нем мы делаем из масло. А то, что рядом – это «сехенг». В нем женщины приносят воду из родника. А этот ковер делают из камыша. Он называется хасир или по-талышски «томо». Его ткут только в талышской зоне. А это «дизя» – кастрюля для приготовления риса».
Другой житель этого села, Вагиф Насиров больше говорит о проблемах местных жителей. Лепщик-реставратор по профессии, в советские годы Вагиф работал в республиканском научно-реставрационном-производственном управлении. После развала Союза он несколько раз уезжал в Россию в поисках заработка. В последний раз Вагиф вернулся в родное село 7 месяцев назад. Найти работу, конечно, не может. Как большинство сельских жителей старшего поколения, Вагиф ностальгирует:
«Раньше в Ленкоране работали рыбные хозяйства, консервный и сталелитейные заводы, автобазы. Сегодня каждый выживает, как может. Молодежь уезжает на заработки в Россию, некоторые ищут работу в Баку. А государство не помогает. Чтобы сэкономить на газе, я вырубил почти все деревья у себя в саду».
Талыши - древний народ, проживающий на территории Азербайджана. Живут они, в основном, на территории семи южных районов страны и составляют там большинство населения.
Численность талышей - вопрос спорный: власти Азербайджана опираются на данные переписи населения 2009 года; по ней, в стране живут около 112 тысяч талышей. Но многие представители этого народа с цифрами не согласны и утверждают, что они сильно занижены. Несоответствие официальных данных реальным могло произойти из-за ассимиляции и из-за того, что в советские годы многих талышей записывали азербайджанцами. Есть непроверенные данные о том, что численность талышей в Азербайджане может достигать 500 тысяч человек.
Талыши сохраняют свой язык и обычаи, а последние десятилетия безуспешно требуют культурную автономию.
Правительство Азербайджана не просто игнорирует это требование, оно его раздражает, - считает собеседник Мейдан-ТВ Вагиф Насиров. Раздражает вера талышей (они исповедуют ислам шиитского толка), раздражает даже само слово «талыш»:
“Дошло до того, что наезжают [из Баку] и заставляют поменять название ресторана или магазина, если в нем есть слово «талыш» или Ленкорань,” - рассказывает Вагиф.
Такое отношение власти к национальному меньшинству можно объяснить страхом сепаратизма - за свою долгую историю талыши несколько раз пытались создать собственную государственность. Политолог Хикмет Гаджизаде называет это “кошмарным сном” правительства и не считает опасения необоснованными:
“В регионе и так имеет влияние шиитский Иран, так что страхи правительства можно понять. При удобном стечении обстоятельств талышей могут использовать ради своих политических целей и Россия, и Иран, и Армения”.
Самая недавняя попытка создать в Азербайджане талышскую автономию, о которой говорит Гаджизаде, была предпринята в 1993 году - тогда, на фоне военно-политического кризиса в стране, было объявлено о создании Талыш-Муганской автономной республики. Это самопровозглашенное объединение семи районов на юге Азербайджана контролировала военная бригада, штаб которой дислоцировался в городе Ленкорань. «Республика» прекратила своё существование примерно через два месяца, не найдя поддержки местного населения. Лидер «республики» Алиакрам Гумматов был арестован в 1993 году, а в 2003 был помилован президентом И.Алиевым, лишен азербайджанского гражданства АР и выслан в Голландию, где живут родственники Гумматова.
Гилал Мамедов, представитель талышской общины в Азербайджане, был редактором единственной в Азербайджане газеты на талышском языке «Талышо содо» («Талышский голос»). Власти закрыли эту газету в 2011 году, а в 2012-м арестовали самого Мамедова.
Ему было предъявлено обвинение в государственной измене, разжигании межнациональной розни и незаконном хранении наркотиков. Правозащитники заявили, что процесс политически мотивирован.
Мамедова признали виновным и приговорили к 5 годам тюрьмы, но в марте 2016 года его помиловал президент Азербайджана.
Предшественник Мамедова, редактор той же газеты, Новрузали Мамедов в 2008 году был приговорен к 10 годам за госизмену и умер в тюрьме.
“В Азербайджане нет закона о нацменьшинствах, - говорит Гилал Мамедов”, - “хотя, по обязательствам перед ПАСЕ он должен был принят еще в 2002”.
Такой закон мог бы гарантировать талышам, например, возможность смотреть телевизор и обучать детей на родном языке - эти довольно скромные требования остаются не услышанными на протяжении десятилетий.
По программе Министерства образования Азербайджана, в районах, где большинство населения составляют талыши, в школах с первого по четвертый классы уроки должны проводиться на талышском. Но Гилал Мамедов говорит, что на практике это носит формальный характер и уроки часто не проводятся вовсе.
“Мой ребенок может проходить в школе английский, французский, немецкий и русский языки, а учить родной ему не дают», - сказал житель села Веравул Вагиф Насиров.
Местные власти могут возразить, что уроки не проводятся по объективным причинам - например, из-за отсутствия учителей или учебников. Но талышские активисты считают это частью стратегии.
«Школьные учебники по изучению талышского языка были изданы только один раз, в 2005 году, а в местном университете, где почти все студенты - талыши, не готовят преподавателей талышского языка”, - говорит Мамедов.
Гилал Мамедов не согласен с официальной статистикой численности талышей: «Реальная цифра примерно в десять раз выше официальной», - считает он. То есть, около миллиона человек, по его подсчетам.
Несмотря на многочисленные проблемы, связанные с культурной автономией, дискриминации во время приемов в ВУЗы и на работу в стране особо не наблюдается. А талышские культурные деятели, особенно музыканты и певцы, которые лояльны к властям и игнорируют проблемы талышского этноса, пользуются симпатией - и шоу-бизнеса, и прессы, и властей.
- Поделиться: