Только 28 народных депутатов и один министр подали электронные декларации за 2021 год — НАПК

На время военного положения чиновникам разрешили по собственному желанию представлять электронные декларации. Оказалось, что чем выше уровень коррупционных рисков в деятельности чиновника, тем реже он представляет декларации.

Об этом в эфире телемарафона рассказал глава Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) Александр Новиков.

Всего в Украине насчитывается более 700 тысяч декларантов, а декларации подали около 500 тысяч. Больше всего деклараций подали чиновники, занимающие должности, не связанные с высокими коррупционными рисками: госслужащие и должностные лица органов местного самоуправления.

В НАПК сообщали, что только 33 тысячи должностных лиц, занимающих ответственные и особо ответственные должности, подали декларации. Новиков уточнил, что декларации за 2021 год подали лишь 28 народных депутатов, двое сотрудников Офиса президента, один чиновник Офиса генпрокурора и один министр.

«Чем выше уровень коррупционных рисков в деятельности, тем меньше представлены декларации... Мы надеялись, что народные депутаты будут примером для других граждан», — отметил глава НАПК.

Электронное декларирование

В марте 2022 года, учитывая полномасштабное вторжение, представление деклараций любого вида сделали необязательным на время действия военного положения. После окончания войны у чиновников есть еще три месяца на подачу декларации без нарушения требований срока.

Несмотря на это, НАПК давало возможность подавать декларации и проверять на ошибки сведения, указанные в прошлогодней декларации. Уже после деоккупации части захваченных территорий НАПК и общественные организации призвали власти восстановить обязательную подачу деклараций.

Послы стран Большой семерки также призывают Украину вернуть электронное декларирование. На сайте Офиса президента в петиции предлагалось возобновить декларирование для депутатов и должностных лиц. Президент в своем ответе упомянул законопроект главы фракции «Слуга Народа» Давида Арахамии. Еще в октябре 2022 комитет поддержал его принятие, однако до сих пор документ не рассматривали на сессии Верховной Рады.