Торговые центры и магазины часто работают во время тревоги: как это должно быть по закону

В конце июня в ТРЦ «Амстор» в Кременчуге от прилета российской ракеты погибли 22 человека. Жертв могло быть меньше, но торговый центр продолжал работать во время воздушной тревоги: когда в него попала российская ракета, в магазинах находились люди. Как все должно происходить согласно существующим законам и постановлениям и как все это работает в Израиле — в материале hromadske.
Какими законами и нормами это вообще не регулируется?
После 24 февраля в Украине не появилось никаких новых постановлений или норм по поводу того, как действовать во время воздушных тревог.
«Единственное, что нового на эту тему вышло после 24 февраля — это рекомендации ГСЧС и некоторых военных администраций. С формальной точки зрения они необязательны к исполнению. В целом же с законодательством в этой сфере есть проблема — его фактически нет», – говорит юрист судебной практики, ЮКК «Де-Юре» Владислав Мартынчук.
Отдельные правила о том, как действовать во время опасности, есть в следующих документах:
- Кодекс гражданской защиты Украины. Это основной закон, регулирующий, кто и что должен делать в случае любой опасности;
- «Положение об организации оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций и связи в сфере гражданской защиты». Это документ о том, как и когда должны включаться сирены, а также кто и как должен извещать людей об опасности;
- План реагирования на чрезвычайные ситуации государственного уровня. Это инструкция о том, как реагировать руководители и чиновники в случае опасности.
27 июля во время телемарафона секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что Владимир Зеленский подписал определенные «документы» об ответственности владельцев ТЦ и других ответственных лиц за то, что сотрудники во время атаки находятся в опасности. Впрочем, о каких именно «документах» идет речь — пока неизвестно, ведь законодательно это никак не урегулировали.
Что по действующим нормам должно происходить в ТРЦ (магазине, супермаркете) во время воздушной тревоги?
В первую очередь администрация ТРЦ должна известить всех об опасности.
«Как именно извещать людей, нигде в законодательстве не прописано. Поэтому некоторые делают объявление голосом, у некоторых есть информационные табло, а некоторые считают, что звука сирены достаточно», — объясняет адвокат ЮФ «Семенова и Партнеры» Марина Семенова.
Владислав Мартынчук добавляет: администрация заведения также должна сообщить людям, где находится ближайшее укрытие. В идеале адреса укрытий должны быть распечатаны и висеть на видном месте. А если укрытие есть под самим ТРЦ, следует нарисовать стрелки или схему, как туда добраться.
На этом обязанности администрации ТРЦ фактически истекают.
Должна ли администрация прервать работу ТРЦ и выводить людей?
Вы удивитесь, но нет. Она может это сделать, но не должна. Более того, никто не может выгнать людей на улицу.
«Если человек не хочет выходить, нельзя применять силу или принуждение, это будет нарушение закона. Также нет смысла вызвать полицию, потому что оставаться в ТРЦ во время воздушной тревоги — это не правонарушение», — объясняет Владислав Мартынчук.
В то же время, руководство ТРЦ может понести ответственность, если посетители погибнут. В таком случае нужно будет доказывать свою невиновность в суде. Поэтому администрации выгоднее мягко мотивировать людей выйти. В большинстве случаев они принимают решение закрыть ТРЦ на вход и надеются, что посетители добровольно выйдут из помещения.
«Выводя людей на улицу, администрация ТРЦ перестает отвечать за их безопасность. Потому что человек на улице перестает быть посетителем магазина, а становится обычным прохожим. Таким образом, администрация снимает с себя ответственность и перестраховывается», — говорит Марина Семенова.
Администрации ТРЦ и магазинов не должны прекращать работу и продажу товаров: ни одно законодательство к этому не обязывает. Если кто-то пожалуется, что ТРЦ работает во время тревоги, такая жалоба ни к чему не приведет. С точки зрения закона, если людей предупредили об опасности, магазин вправе продолжить работу. Так что решение, которое принял кременчугский «Амстор» накануне обстрела, формально — законно.
В некоторых регионах есть местные ограничения. Например, военная администрация Киева запретила находящимся на территории ТРЦ детским площадкам и детским развлекательным центрам работать во время тревог. Но вся остальная часть ТРЦ может продолжить работу.
«Каждый объект обязан создать инструкцию о действиях во время чрезвычайных ситуаций: кто и что должен делать. Обычно у ТРЦ есть инструкции на случай пожара или техногенных чрезвычайных ситуаций и аварий. Ракетные обстрелы — нечто новое для Украины, поэтому большинство ТРЦ не имеют инструкций на этот случай. В такой инструкции предприятие действительно имеет право решить, что, если будет воздушная тревога, оно продолжит работать. Но это не слишком правильное решение, потому что это подвергает опасности жизни работников и посетителей», — говорит Владислав Мартынчук.
В законопроекте предлагается ввести уголовную ответственность за решение ТРЦ работать во время воздушных тревог — до трех лет тюрьмы. Но его еще только прорабатывают в комитетах Верховной Рады.
Должны ли работники магазинов выходить из ТРЦ?
ТРЦ и магазины во время воздушной тревоги обычно закрывают, чтобы обеспечить безопасность работников. Руководство должно проследить, чтобы они ушли в укрытие. Остаться могут только ответственные за сохранность имущества.
Но опять же — если какой-нибудь работник не захочет выходить, заставлять его нельзя. Если же он травмируется из-за обстрела, или погибнет — его отказ эвакуироваться станет поводом, чтобы руководство не понесло ответственность.
«В таком случае администрация может сказать в суде, что соответствующие инструкции покинуть помещение были, этот человек отказался идти в укрытие, к нему применили дисциплинарное наказание и так далее. То есть руководство сделало все для безопасности, что было в его силах», — объясняет Владислав Мартынчук.
В то же время руководство не имеет права заставлять работников продолжать работу во время тревог. Это нарушение законодательства о безопасности труда.
«Работник, которого заставляют работать во время воздушной тревоги, может пожаловаться в Госпродпотребслужбу или полицию — потому что это угроза его жизни», — добавляет Марина Семенова.
Обязаны ли в ТРЦ и магазины иметь укрытия?
Нет. Ни один существующий закон не обязывает их иметь укрытия. Посетителей могут отвести на подземную парковку или на улицу, никакие нормы это не регулируют. Дальше люди должны сами позаботиться о своей безопасности.
Кто должен нести ответственность, если ТРЦ работал во время воздушной тревоги и погибли люди?
Это сложный вопрос. Уровень ответственности будет определять суд. Но даже там будет трудно доказать, кто действительно виноват в гибели людей, если произошла трагедия.
«Если действия определенных лиц повлекли за собой гибель людей, они должны отвечать по Уголовному кодексу. Но нюансов очень много: все будет зависеть от того, уведомило ли ТРЦ об опасности, организовало ли эвакуацию, сообщило ли о расположении укрытия и т.д. Каждый случай следует рассматривать отдельно», — говорит Владислав Мартынчук.
Словом, все упирается в добросовестность и осторожность каждого конкретного человека. В рамках существующих законов заставлять людей укрываться от обстрелов и выходить из ТРЦ никто не имеет права.
«Подробно расписанных правил, как действовать во время воздушной тревоги, в законодательстве нет. Поэтому, на мой взгляд, руководству любого ТРЦ нужно предпринять максимально разумные шаги, чтобы уберечь жизнь людей. А дальше — уже ответственность каждого человека», — резюмирует юрист.
А как это работает в Израиле?
У жителей Израиля есть от 15 секунд до нескольких минут между воздушной тревогой и прилетом, чтобы спрятаться в безопасное место — зависит от региона. По Израилю выпускают ракеты с одного и того же места в Секторе Газа, так что чем ближе город к этой территории — тем меньше времени пройдет между предупреждением и возможной опасностью. Жители каждого израильского города точно знают, за сколько секунд до них долетает ракета.
«Из-за этого в Израиле очень четко регламентировано, как нужно себя вести во время тревоги. Каждая секунда важна, поэтому каждый должен знать, что делать, — рассказывает Вера Гайлис, она переехала из Украины в Израиль 10 лет назад. — За оповещение населения отвечает специальное подразделение армии — Командование тыла (или Home Front). Они же ответственны за то, чтобы правила соблюдались, и например, чтобы в новостройках создавали специальные безопасные комнаты в каждой квартире».
По правилам, в каждом общественном помещении должен быть мерхав муган — безопасное место, где можно спрятаться от обстрела. Без этого не может работать ни торговый центр, ни супермаркет, ни гостиница. Но бежать туда не всегда целесообразно. Для каждого случая прописана своя инструкция: что делать, если тревога застала в машине, на парковке, в автобусе, в здании, на улице, с ребенком или пожилыми родственниками.
«Например, жители знают: если тревога застала их на парковке возле супермаркета, а не внутри — они не успеют добежать до укрытия. Целесообразнее упасть на землю и прикрыть голову руками. Если ты живешь в доме без укрытия, то должен посчитать, сколько тебе бежать к укрытию в соседнем доме. Если бежать 1,5 минуты, а ракета долетает за 60 секунд — не беги, а поищи более-менее безопасное место у себя», — рассказывает Вера.
Если сирены застали людей в супермаркете, они бегут в укрытие вместе с работниками. Никто не остается охранять деньги или товары. По правилам безопасности, все должны уйти и укрыться вместе с кассирами и охранниками, объясняет Вера Гайлис. Но и тревоги там короткие — часами в укрытиях никто не сидит: через 5-10 минут можно выходить.
По ее словам, воздушную тревогу в Израиле игнорируют единицы и только в отдаленных городах, где редко (раз в год или два) раздаются тревоги. Например, подавляющее большинство автомобилей в Израиле во время сирены останавливаются, люди из них выходят и падают на землю. Однажды Вера работала фотографом на свадьбе в Тель-Авиве. Во время церемонии сирены звучали пять раз подряд — и все гости, раввин и молодожены каждый раз без каких-либо возражений уходили в укрытие.
Благодаря таким тщательным мерам безопасности, а также «железному купол»", сбивающему 80-90% ракет, в Израиле бурлит жизнь даже в городах, расположенных ближе всего к Сектору Газа: Ашкелони и Ашдоди. Там активно покупают жилье и развивают бизнес.
Автор: Татьяна Гонченко
- Поделиться: