Триумф симулякра: что думают о мнимом полете «Мрии» над Венецией украинские художники

Посетители в центральном павильоне Венецианской биеннале, Италия, 8 мая 2019 года
Посетители в центральном павильоне Венецианской биеннале, Италия, 8 мая 2019 годаEPA-EFE/Marton Monus

9 мая Украина презентовала свой павильон в рамках 58-й Венецианской биеннале — одной из ведущих выставок современного искусства. В этом году украинские художники впервые получили право представить свои работы на одной из главных локаций фестиваля — в помещении Венецианского Арсенала, который расположен возле садов Джардини.

Кураторы украинского павильона — группа украинских художников Open Group, которая получила это право в результате национального конкурса. Они объявили, что во время открытия над Венецией пролетит самолет АН-225 «Мрия», на борту которого будет перечень всех современных художников/художниц Украины. По словам кураторов, «Мрия» должна была бросить тень своих крыльев на павильоны других государств.

Но в конце концов самолет над Венецией так и не пролетел. Как оказалось, он и не должен был лететь — организаторы хотели только создать миф об этом полете, своеобразную мечту о «Мрие».

«Может ли мечтать (о тени над садами Джардини) страна, которая находится в глубоком экономическом кризисе и еще в открытом военном конфликте? Позволит ли эта страна сама себе подумать о расходах в 300 тысяч евро ради двухминутной тени над садами Джардини? Где остановят мечту или где она остановится сама? И если порог политики или экономики еще возможно преодолеть, то пересечет ли проект порог этики экологического кризиса? Где и на каком этапе мечта о «Мрие» и ее тень разобьется о привычный бюрократизм, прагматизм, рациональное использование ресурсов и этику 21 века?» — написали участники Open Group на своем сайте.

Громадское спросило у украинских художников и художниц, что они думают об акции Open Group и презентации украинского павильона на биеннале.

Художница Алевтина Кахидзе:

Искусство — не журналистика, где важно существование факта происшествия. В искусстве можно без факта, достаточно воображения или дискурса о чем-то. И еще там самый большой список участников, и я тоже (в нем — ред.). А я в Музычах (село в Киевской области, где живет Кахидзе — ред.) и в Венеции одновременно.

Критически настроен к проекту художник Вова Воротнев:

«ПадЮча над садами» является настолько слабым и от того печальным интеллектуальным проектом, вплоть до того, что неудобно его критиковать. Ну, во-первых, эксплуатация наследия советского авиастроения в 2019 году — это визит на барахолку или на кладбище, а не какая-то репрезентация современной Украины. Украинская «Мрия» как такова сдохла на Скниловском аэродроме под Львовом в 2002 году, и это является кощунством не замечать этого неудобного факта. Во-вторых, «авторитет» «Открытой Группы» является полностью, исключительно и только заслугой Пинчук арт-центра со своим институтом символично финансовых премий. Никакого действительного права у этого художественного коллектива «расписываться» за украинских художников украинское общество никак не делегировало. А в-третьих, после плохо сыгранной комфортной и ничем не обоснованной метапозиции остается элементарная ответственность. Ответственность перед теми наивными людьми, которые не знали, что никакого полета не будет. А «посвященные» знали. И должны об этом честно сообщить общественности. Тем не менее, самым интересным сейчас будет наблюдать, как «прогрессивное» художественное сообщество начнет отчаянно защищать «прогрессивных» ребят от всевозможных воображаемых «ретроградов». Любые пустословия и теоретическая «вода» этого бездарного проекта будут выдаваться как будто «так и задумано!». Факт — что «Открытую группу» составляют отличные ребята и прекрасные художники. Но как группа они сегодня потеряли релевантность.

Художник Виктор Хоменко (также из списка художников, который вроде бы должен был быть на борту «Мрии», 40 минут прождал, пытаясь увидеть полет непосредственно в Венеции):

В самом биеннале о пролете «Мрии» как-то никто не вспоминал, даже участники проекта, ажиотаж был в Facebook среди тех, кто в Украине. Не знаю, стала ли интрига пролета/не полета стержнем проекта, но сетевой ажиотаж стал его главным наполнением однозначно.

А такие мысли о мнимом полете «Мрии» звучали в сети:

Фотограф Ярослав Солопов:

Помню первую онлайн-трансляцию обсуждения презентации павильона. Уже на первых минутах прозвучал вопрос о технической невозможности полета «Мрии». Об идее практически не дискутировали. Еще было много замечаний по PR-стратегии, мол, понимают ли кураторы, сколько бюджетных средств надо потратить на продвижение украинского павильона. Эти люди тоже, видимо, выпали из реальности — в наше время статьи не заказывают, общество самостоятельно создает информационное поле для дискуссии. Прошло почти полгода, а вопросы все те же: «Так полетел самолет или нет?». Тем не менее, по общему счету, украинский культурный кластер не о силе мысли, философии и ответах на вызовы современного мира, а об очень архаичном сообществе, которое застряло на территории материального. Проект «Падающая тень "Мрии" на сады Джардини» именно об этом.

Художница Татьяна Корнеева:

А я считаю, что «Падающая тень "Мрии" на сады Джардини» — очень крутой перформативный проект. Думаю, лет через 10 или раньше никто вообще не будет понимать, что происходило. Просто триумф симулякра и отображения процессов, которые давно уже идут не только в Украине. Несколько лет назад видели подобные опыты в музее Киасма (Хельсинки). До сих пор вспоминаю и думаю о них.