Украденная птичка и отвоеванный Капитошка. Что мешает защитить авторские права в Украине — и как это сделать

Птичка авторства Марины Сорокиной на стене дома на Подоле в Киеве
Птичка авторства Марины Сорокиной на стене дома на Подоле в КиевеАнастасия Власова/hromadske

Стрит—арт художница Марина Сорокина заявила, что новый киевский фаст—фуд «Чик—чирик» взял для своего логотипа ее рисунок без разрешения. Заведение говорит, что птичка в логотипе «в стиле творчества» Марины и отказываться от нее они не хотят. Детали этой истории, другие случаи кражи произведений и объяснения, как в Украине защитить свой интеллектуальный труд — в материале hromadske.

Украденная сорока

Приближался конец мая, когда украинская стрит-арт художница Марина Сорокина, работающая под псевдонимом Сомари, получила фотосообщение от подруги Анны. Подол, новое фаст-фуд заведение «Чик-чирик», а у них на логотипе — синяя птичка авторства Марины. Разрешения использовать рисунок Марина не давала. Говорит, у нее и не спрашивали.

Марина придумала птичку, когда начала рисовать граффити. Уличные художники обычно помечают свои работы тегами — стилизованными авторскими подписями. Или оставляют на стенах сами теги. Марина хотела, чтобы у нее в теге был не только шрифт, но и персонаж — сорока, по ее фамилии.

С 2018 года Марина рисовала вариации своей птички в разных городах и странах, принимала с ней участие в Гоголь-фесте и проекте Plastikwood, выпускала мерч — одежду, шоперы, ковры, стикеры.

С 2019 года две синие сороки поселились друг напротив друга в арке на Подоле, где они выглядели словно двое часовых. Эту работу Марина назвала «Портал в пташколенд». Однажды коммунальщики закрасили сорок, но жильцы дома нашли Марину и попросили их восстановить.

Одну из этих птичек, говорит Марина, и использовал «Чик-чирик». В заведении признали, что знали о работах Марины, и заявили, что изображение птички в их логотипе — «в стиле творчества художницы Марии» (почему-то не Марины), за которым они следят и любят.

Марина отрицает, что это стилизация: «Это очевидное копирование. У птички одна лапка искривлена, у меня дрогнула рука, когда рисовала. Они ее так и оцифровали».

После того как птичка оказались на логотипе фаст-фуда, подруга Марины Анна зашла в заведение. Синяя сорока была не только на вывеске, но и на меню, и на форме официантов. Не дождавшись менеджера, Анна оставила свой номер. Через неделю ей написал совладелец заведения Игорь Тищенко и предложил встретиться. Анна передала ему контакты Марины. С художницей так никто и не связался.

Сама Марина не пыталась связаться с фаст-фудом, оставила это юристам. Но начала писать о проблеме в соцсетях. Люди, которые хотели ее поддержать, оставляли комментарии в фейсбуке и инстаграме «Чик-чирик». Однако заведение удалило все упоминания о Марине и ее птичке и закрыло комментарии. В соцсетях они пишут, что у них пытаются отобрать птичку из логотипа, и из-за противостояния с художницей «Чик-чирик» может не выжить.

По информации юристов Марины, «Чик-чирик» также подал заявку в Укрпатент на регистрацию торговой марки с изображением птички. Такая процедура может длиться от 8 месяцев до 2 лет. И если художница заявит о своем авторстве, заведение может не пройти патентную экспертизу.

hromadske пыталось пообщаться с представителями «Чик-чирик» лично, по телефону и через соцсети, однако никаких ответов мы не получили. Менеджер Дарья сказала, что про обвинение она слышала, но информацией о том, что заведение будет делать дальше, она не владеет.

«Если в заведении пойдут на диалог, то, конечно, всем так будет лучше и приятнее, — говорит Марина. — Нет цели обязательно идти в суд. Но если этого не случится, буду идти до конца».

Презумпция авторства и Капитошка

Анна Солонская, юрист из компании SA consulting, объясняет: в соответствии с законом Украины об авторских правах, у нас действует презумпция авторства — художнику, музыканту или писателю необязательно регистрировать права на свои произведения, чтобы доказать, что они принадлежат ему.

Если свидетельства нет, авторство можно подтвердить эскизам и черновиками, демонстрирующими процесс рождения рисунка, текста или музыки, ссылками на публикации произведения или упоминаниями о нем в СМИ и соцсетях. Помогут и показания свидетелей, которые присутствовали при создании. Некоторые дизайнерские компании даже публикуют такие эскизы на своих сайтах.

Суд может направить материалы дела на специальную экспертизу, которая определяет стиль автора, выясняет, какое произведение появилось первым, а какое является производным от него, и можно ли было создать, например, логотип «Чик-чирик» без рисунка Марины.

В постсоветских странах нет культуры того, что творчество — это тоже труд, говорит Солонская. Поэтому нет уважения к автору, к его работам. Еще одна причина частых краж произведений — уверенность, что за это не накажут.

В то же время инструменты для защиты своих авторских прав в Украине есть. Работает много юридических фирм, предоставляющих такие услуги. В том числе и для отдельных авторов, хотя это и не так рентабельно, как для бизнеса, ведь компенсации пока не слишком велики.

По словам Солонского, если факт нарушения и факт авторства зафиксированы, и если действовать в соответствии с законом, отстоять свои права удается в 90% случаев. Успешных примеров хватает.

Один из них — Капитошка. Одноименное литературное произведение про капельку дождя и волка еще в 1979 году создала украинская детская писательница Наталья Гузеева. В следующем году «Киевнаучфильм» выпустил мультфильм «Капитошка».

«Я не следила за судьбой своих персонажей Капитошки и Петрика Пяточкина, а оказалось, что у них бурный насыщенная жизнь»,- говорит Наталья.

Детская писательница, сценаристка, создательница известных персонажей Капитошки и Пети Пяточкина Наталья Гузеева во время встречи с киевскими школьниками, 27 апреля 2016 годаУНИАН/Инна Соколовская

Одним жарким днем 2003 года Гузеева купила на Крещатике мороженое «Капитошка». Обертка с ее персонажем удивила автора, она пошла в адвокатский офис. С нарушителями удалось договориться — выплатили компенсацию. Это был первый и не единственный случай, когда все обошлось легко, говорит Наталья.

С тех пор другие нарушители находили миллион причин, чтобы избежать наказания — объявляли себя банкротами, меняли одну букву, говорили, что Капитошка — это государственное достояние, или что автор их логотипа умер. Труднее всего было, когда за нарушителями стоял олигарх или депутат — несколько таких дел Наталья проиграла.

Она говорит, что выигрывать нелегко, и некоторые дела тянутся годами. Однако в целом за 18 лет борьбы было больше сотни судебных разбирательств и почти все — в пользу Гузеевой.

В частности из-за использования имени и изображения Капитошки ее адвокаты судились с ровенским рестораном, издательством детских книг, производителями надувных батутов и календарей, одесскими кондитерами и Горловским мясокомбинатом.

«Создавать новый бренд товара очень дорого, долго и рискованно, потому что он может не прозвучать на рынке. А вот использовать персонажа или логотип, которые раскручены, знакомы нескольким поколениям — это дешевле и быстрее, — объясняет Наталья логику нарушителей. — И они не просчитывают риски от того, что они нарушители, ведь у них просто нет базовых знаний об авторских правах».

Художница Евгения Гапчинская возле своих картин во время «Теплой выставки» во Львове, 2 февраля 2010 годаУНИАН

Цена авторского права

Нарушителей авторских прав не только заставляют прекратить использовать чужие произведения, но и наказывают штрафами. Размер зависит от того, как часто использовали произведение. Например, художнице Евгении Гапчинской удалось получить по более 100 тысяч гривен за использование ее рисунков без разрешения на магнитах и схемах для вышивки. Один фотограф, работы которого без разрешения растиражировал «Эпицентр» в рамках для фотографий, выставленных на продажу, отсудил у торгового центра больше 8 миллионов гривен компенсации за нарушение авторских прав и 100 тысяч гривен за моральный ущерб.

Тем не менее защищать авторские права в Украине очень дорого, и эти компенсации часто несоизмеримы с тем, сколько средств автору приходится потратить на судебные сборы и оплату юридических услуг.

«Люди, которые живут творчеством, не всегда могут себе это позволить. Кроме того, украинское законодательство не позволяет автору нормально продавать свои картины, пересылать их за границу, — говорит Анна Солонская. — Поэтому люди, которые нарушают авторские права, имеют преступную уверенность, что их не накажут, потому что у автора просто нет денег на суд и хорошего адвоката».

Кроме того судебные процессы могут длиться очень долго.

Чтобы легально использовать авторское произведение, необходимо получить от автора лицензию, простую или исключительную. Исключительная лицензия позволяет использовать произведение эксклюзивно и обычно стоит больше.

По словам Марины Сорокиной, после случая с заведением «Чик-чирик многие другие художники написали ей, что тоже сталкивались с использованием их работ без разрешения, но даже не говорили об этом раньше, потому что не верили, что могут защитить себя. Благодаря огласке таких случаев больше людей будут знать, что защитить свои авторские права в Украине вполне реально.