«Украина защищает не только себя, но и всех нас». Как французский фотограф Эрве Шампольон помогает Украине

Французский фотограф Эрве Шампольон в Украине
Французский фотограф Эрве Шампольон в УкраинеМихаил Мещеринов / hromadske

Эрве Шампольон — парижский фотограф-путешественник. Он издал десятки книг с фотографиями пейзажей и архитектуры Франции, Египта, Гималаев, Армении, Йемена, Украины... В Украине в мирное время он был только однажды — три года назад фотографировал архитектуру и виды для новой книги. За время полномасштабной войны приехал уже в третий раз.

24 февраля Эрве написал письмо в посольство Украины во Франции. Спрашивал, чем может помочь.

«Для меня Франция, Германия, Австрия, Польша, Украина — это единая часть мира. И война в Украине шокировала меня так, словно она началась бы во Франции».

Французский фотограф Эрве Шампольон в УкраинеМихаил Мещеринов / hromadske

Посольство не ответило. Он начал искать волонтерские организации. Оказалось, что офис одной из них — Adive Civils Ukrainiens — прямо возле его дома. Эрве познакомился с ее вице-президентом, одесситом Игорем Карумовым. Тот искал водителя, чтобы отвезти в Украину несколько тонн гуманитарной помощи.

«Они нашли и грузовик, но у них не было водителя. Я подумал: я умею управлять, знаю дорогу, я поеду в Украину, завтра!»

Первая поездкафотографа была в Черновцы. Через десять дней он поехал во второй раз — в Одессу. Привозил медикаменты, одежду, еду и технику. А на обратном пути в Европу эвакуировал украинцев.

«Для меня очень важно делать это самому. Потому что организаций много, я могу просто жертвовать средства, но я не узнаю, куда они на самом деле пойдут. А тут я вижу, как это происходит».

Эрве Шампольон с украинскими военнымиМихаил Мещеринов / hromadske

Третья поездка в Украину стала задачей со звездочкой: фотографу поручили переправить в Киев машину, которую приобрели специально для ВСУ, а также гуманитарную помощь. Обратно из Киева в Париж Эрве должен был добираться без машины, но все равно согласился.

В Киеве мы познакомились с Эрве. На волонтерскую базу «За свободную Украину» он доставил помощь и, так и не отдохнув от дороги, рванул в города и села, разрушенные российской армией. Чтобы сфотографировать и показать во Франции преступления россиян. Вместе с Эрве мы поехали в Макаровский район Киевской области.

«Ты живешь жизнью, обычной жизнью, и через 10 секунд — все разрушено! Не только дом, вся жизнь».

Эрве Шампольон фотографирует последствия обстрелов оккупантовДмитрий Чуб / hromadske

Об ужасах прежних войн Эрве рассказывали его родственники. Дедушка в Первую мировую воевал на юге Франции, бабушка была медсестрой. В военном госпитале и зародилась их любовь. Родители фотографа познакомились во время Второй мировой войны. Сам Эрве фотографировал последствия войны в Нагорном Карабахе и Грузии. Но увиденное в Украине его поразило больше всего.

«Я уже видел и снимал послевоенные разрушения в Нагорном Карабахе и Грузии, но там не так. И это достаточно далеко. Сейчас это все так близко, поэтому чувствуется совсем иначе».

Эрве Шампольон фотографирует остатки ракет оккупантовДмитрий Чуб / hromadske

Вместе с Эрве мы заходим в квартиру пятиэтажки в селе Бузовая. В стене — дыра от снаряда. Под удар попала детская комната. На полу — обломки, разорванные детские игрушки, испорченная детская одежда... Эрве фотографирует и говорит: это не сравнимо ни с чем, что он видел раньше. Рядом с разрушенной пятиэтажкой местные жители уже разбирают завалы своего дома. А в сильно поврежденной снарядами и танками школе нас приглашают на первый звонок. Уверяют — до сентября все отстроят.

«Эти люди уже все убирают. Это значит, что война здесь закончилась. Если бы они думали, что россияне вернутся, они бы сидели и ждали. Вот это называется жажда жизни, желание жить и начать все сначала». 

В селе Андреевка Макаровского района во свой двор нас приглашает Любовь Александровна. Ее дом полностью разрушил снаряд. Уцелел только погреб — в нем жили оккупанты. Мы спускаемся по лестнице вниз в подвальную комнату. Эрве фотографирует здесь хозяйку. Через неделю снимок женщины из подвала будет показан на парижской фотовыставке. А вместе с этим фото будут и другие — из разрушенных Бородянки, Бучи, Ирпеня.

«Все, что я увидел здесь, я покажу в Париже. О войне нельзя забывать и нельзя останавливать помощь. Помощи никогда не будет мало». 

Поэтому уже скоро Эрве Шампольон вернется в Украину: за рулем грузовика с гуманитарной помощью, или на самолете, или чтобы праздновать победу.

«Я всегда говорю, что Украина защищает не только себя, но и всех нас. Потому что за Украиной — Польша, потом Германия и Франция. Это очень близко».

Автор: Александра Сулименко