Украинка в Италии — о коронавирусе, панике и деревцах граната

Люди в защитных масках выходят с покупками из супермаркета в Казальпустерленго в регионе Ломбардия — одном из северных итальянских городов, которые были закрыты на карантин из-за вспышки коронавируса в Италии, 23 февраля 2020 года
Люди в защитных масках выходят с покупками из супермаркета в Казальпустерленго в регионе Ломбардия — одном из северных итальянских городов, которые были закрыты на карантин из-за вспышки коронавируса в Италии, 23 февраля 2020 годаEPA-EFE/Paolo Salmoirago

Уже пять лет 60—летняя украинка Ирина (имя изменено) живет и работает в Италии. Там она ухаживает за 88—летней итальянкой Анной. Весной Ирина планировала возвращаться в Украину, но из—за коронавируса ее планы изменились. Ирина рассказала hromadske, как в Италии борются со вспышкой коронавируса, как паникуют и почему она пока не может вернуться в Украину.

Где именно в Италии вы живете?

Я живу на севере, в поселке недалеко от города Феррара. В селе только 10 семей, здесь нет магазинов, аптек и школ. Ближайший районный центр — Коппаро. Рядом есть большая река По, которая весной очень широко разливается.

В Италии сейчас вспышка коронавируса. Это как-то повлияло на вашу жизнь?

В нашем поселке нет коронавируса. Здесь все тихо, спокойно.

На все село только два трудовых мигранта — я и молдаванка Катя. Раньше мы часто встречались. Сейчас почти всегда сидим дома, стараемся не ездить никуда без надобности. Раз в неделю сын Анны, за которой я ухаживаю, возит меня в город. Там я встречаюсь со своими подругами из Украины.

Власти Италии заботятся о своих гражданах. Здесь большой санитарный контроль за всем. Если есть больные коронавирусом, то в городе сразу закрывают школы, магазины, бары.

В нашем регионе сейчас все открыто, но прекратили спортивные соревнования, в частности, футбольные матчи.

То есть паники в Италии нет?

Когда появились первые сообщения о погибших в Италии от коронавируса, то паника была. В магазинах начали массово скупать продукты. Обычно итальянцы делают покупки на неделю, а тогда — на 2-3. Власть постоянно подчеркивала, что паниковать не нужно. Сейчас вроде все спокойно, в Коппаро масок никто не носит.

Односельчане постоянно обсуждают коронавирус, все немного волнуются. Но пока нет больных, паники тоже нет.

Знакомые рассказывали: когда ездили в райцентр в больницу и к их лифту подошли двое китаянок, то они быстро закрыли перед ними двери и уехали сами. Испугались, что те могут быть заразными.

Китайцев сейчас все опасаются, но очень стараются это скрывать. На днях была в магазине, и когда к кассе подошла китаянка, то все на несколько шагов отошли от нее.

Мне их даже жалко. Такое отношение их наверняка обижает.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спiльнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

Вы что-то слышали о панике в Украине?

Недавно звонила подруга из Украины. Говорила мне бросать все и ехать домой. Я ответила, что не могу, ведь местная власть сказала всем оставаться на местах.

Если приеду домой, то начнут еще говорить, что я привезла коронавирус. Не хочу, чтобы родные волновались и страдали. Потому что будет со мной то, что в Новых Санжарах. Еще забьют, не дай бог.

А что мой внук учудил, это вообще. В этом году он пошел в первый класс в Киевской области. Его в школе так запугали коронавирусом, что когда он катался на велосипеде и увидел девочку с узкими глазами, бросил велосипед и побежал домой. Он испугался, что это больная китайская девочка, которая заразит его коронавирусом. Оказалось, что это даже не китаянка была.

Местные СМИ говорили или писали что-то об эвакуированных из Китая в Украине, о Новых Санжарах?

Ничего не говорили, только в Facebook читала и родные рассказывали. Мне стыдно за тех украинцев.

Что вообще говорят по телевидению, что пишут в газетах?

По телевидению постоянно сообщают новую информацию о коронавирусе: сколько новых больных, где именно случились новые заражения. Рекомендуют оставаться дома, пить много горячей воды и постоянно мыть руки. В общественных местах не касаться руками глаз, носа, рта.

Впрочем, я не все понимаю, что говорят по телевидению. Ведь они говорят быстро и на чистом итальянском, а я знаю больше диалектный язык. Часто приходится переспрашивать у бабушки, она мне все объясняет.

Вам говорили, что нужно делать, если чувствуете, что заболели?

Говорили, что главными симптомами коронавируса является высокая температура, кашель, слезящиеся глаза. Если есть такие симптомы, то просят не ехать самому в больницу, а звонить в полицию. Она сама вызовет скорую со специальным оборудованием.

Пенсионеры входят в группу риска и у них больше шансов подхватить коронавирус. О них государство стало больше заботиться?

О пенсионерах в Италии всегда хорошо заботились и до появления коронавируса. Не то, что в Украине. Они получают хорошие пенсии.

Сеньора Анна, за которой я ухаживаю, получает $1500, а также большую часть пенсии своего покойного мужа (около $800). За него ей будут платить столько, сколько она будет жить.

Трое детей Анны живут в соседних поселках. Они приезжают к ней еженедельно. Пока инфицированных в поселке нет, то они и продолжают приходить в гости.

Сейчас в Италии инфицированы уже почти 900 человек. Когда узнали о первых случаях, не было ли мыслей вернуться в Украину?

Я уже 5 лет не была в Украине, двух своих внуков еще ни разу не видела. Этой весной планировала вернуться домой навсегда, но, к сожалению, пока останусь здесь.

Могла бы улететь самолетом, но боюсь. Ведь есть больший риск заразиться. И если там будут больные, нас всех переведут на карантин.

В интернете читала, что когда потеплеет, вирус исчезнет. Но не знаю, насколько это правда. Если в Китае эпидемия пошла на спад, то надеюсь, что и здесь все быстрее завершится и я смогу вернуться в Украину.

Обычно я ежемесячно передаю родным и друзьям подарки. На Пасху — обязательно сладкий итальянский кулич La Colomba. Можно ли будет передать подарки в этот раз, не знаю.

Недавно соседка дала зерна граната, я их выращиваю в горшке. Когда приеду в Украину, раздам всем родным по деревцу. Может, приживутся. Будут в память о моей жизни в Италии.