Уполномоченный по делам политзаключенных и закон о статусе заложников: о чем просили Зеленского родные пленных?

Родственники украинских политзаключенных и пленных сегодня, 30 мая, встретились с президентом Владимиром Зеленским. О чем они говорили, рассказали брат арестованного в России украинца Евгения Панова, Игорь Котелянец и отец арестованного в России украинца Павла Гриба, Игорь Гриб в эфире программы «Нині вже» «Прямо сейчас» на Громадском.

«Сегодняшняя встреча, как отметил сам президент, была посвящена тому, чтобы услышать общественных активистов и родных о проблематике. Он просил конкретные предложения (по вопросам освобождения политзаключенных и пленных), чтобы, как он заявил, воплотить их в жизнь ... мы увидели его желание, теперь будем смотреть, как это будут реализовывать», — отметил Игорь Гриб.

Игорь Котелянец рассказал об инициативах, которые родные предложили Зеленскому, это в частности:

  • Закон о статусе заложников, определяющий критерии заложников и признающий, что они вообще есть. Этот закон должен предусматривать государственную помощь: например, пока человек в заключении, государство обязуется его защищать, оплачивать адвокатов, помогать с поездками к этим людям или с передачами и прочее.
  • Создание координационного совета при президенте Украины, ведь сейчас ведомства и общественные организации не координируются в вопросах политзаключенных.
  • Создание должности Уполномоченного по вопросам поддержки и освобождения заложников и политзаключенных. Это должен быть конкретный человек, который внутри государства будет координировать вопросы и как адвокатов оплатить, и как родственникам съездить к политзаключенным, кого найти из потенциальных переговорщиков из-за рубежа, с кем можно организовать платформу, кто разбирается в этих вопросах. Этот человек не будет переговорщиком, это человек, который координирует процессы и руководит координационным советом, о которой говорилось выше.

В Крыму сейчас 56 человек находятся за решеткой за свою веру, ислам, из них 55 — крымские татары (данные правозащитной организации «Крымская солидарность»). Всего в России находятся 97 политзаключенных и 24 украинских моряка (данные кампании Letmypeoplego).