В кадре — война. Фильмы про Донбасс, ветеранов и ПТСР

В последнее время инфопространство заполонили тревожные новости об угрозе полномасштабной войны с Россией. Понять сегодняшнюю геополитическую ситуацию помогут фильмы. Украинское кино с самого начала войны на Донбассе пытается осмыслить эти события в формах игровых и документальных лент. Вместе с онлайн-платформой украинского кино Takflix мы собрали 8 фильмов, которые помогут лучше понять как историю Донбасса, так и его настоящее.
«Другой Челси»
(документальный, режиссер Якоб Пройс, 2010)
Этот документальный фильм знакомит зрителя с Донецком после Оранжевой революции. Лента объединяет два разных мира: среду простых людей, с их бытом и проблемами, и мир серьезных денег и власти, которую олицетворяет член «Партии регионов» Коля Левченко. Более того, жизнь Донецка показана через призму футбола. Ведь какими бы разными ни были жители города, они болеют на «Донбасс-Арене» за любимый «Шахтер».
Режиссер фильма, немец Якоб Пройс, был международным наблюдателем в Донецкой области во время президентских выборов 2004 года. Тогда у него и возникла идея этой ленты, которая с критическим взглядом и юмором должна была показать Западной Европе настоящий Донецк.
«Плохие дороги»
(военная драма, режиссер Наталья Ворожбит, 2020)
«Плохие дороги» — фильм-антология из пяти новелл. Все истории происходят на Донбассе во время войны и объединены темой дорог. Дороги здесь будут как метафорические, так и реальные — с препятствиями в виде блокпостов. Впрочем, все новеллы очень разные по темпу и настроению — от гротескно-анекдотических до тревожных и жестоких.
Для сценариста и драматурга Натальи Ворожбит, известной по работе над сериалом «Поймать Кайдаша», этот фильм стал режиссерским дебютом. Его премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, где он получил поощрительный «Приз Веронского киноклуба». Также «Плохие дороги» вошли в длинный список премии «Оскар».
«Тетрадь войны»
(«найденная пленка» (англ. found footage), режиссер Роман Любой, 2021)
«Тетрадь войны» — фильм, который честно покажет обыденную жизнь украинских военных на фронте. Картина полностью создана из личных видео воинов, которые они снимали на телефоны, камеры и GoPro.
Фильм поражает не только новым взглядом на тему войны, но и своим киноязыком и формой. Несмотря на то, что видео снимались на разные носители многими авторами, лента не превратилась в архаическую мозаику из несвязанных кусочков. Это целостное и логичное произведение, которое проводит зрителя из лета в зиму, от новобранцев к уверенным бойцам и медленно вплетает в канву факт смерти.
«С завязанными глазами»
(драма, режиссер Тарас Дронь, 2020)
В спортивной драме «С завязанными глазами» российско-украинская война уже завершилась, но персонажи по-прежнему чувствуют и проживают ее последствия. Главная героиня — боец смешанных боевых искусств Юлия, жених которой считается пропавшим без вести на войне. Она испытывает психологическое давление со стороны друзей, коллег по спорту и мамы Дениса, и это давление не дает ей отпустить травму. Когда Юлия наконец-то встречает новую любовь и решает бросить спорт, чтобы убежать от окружения, маме Дениса приходит сомнительная смска. Оказывается, жених Юлии может быть жив и нуждается в крупной сумме на операцию.
Лента рассказывает о разных травмах войны. Среди героев не только люди, которые потеряли близкого человека и по-разному проживают этот опыт. Здесь и ветеран, чувствующий себя лишним среди «нормальных» людей, и те, для кого войны никогда не было.
«Какофония Донбасса»
(документальный, режиссер Игорь Минаев, 2018)
Документальная лента «Какофония Донбасса» ставит себе амбициозную цель — тщательно исследовать и деконструировать миф о регионе. Уже в названии видна аллюзия на первый документальный украинский фильм-эксперимент Дзиги Вертова «Симфония Донбасса». В ленте 1930 года Донбасс воспевается как идеал индустриализации и главный угольный регион Советского Союза.
«Какофония Донбасса» с помощью архивных кадров и интервью с очевидцами отслеживает, как создавалась советская идеология вокруг региона и какие факты реальности скрывались (например, данные о гибели шахтеров). Авторы фильма проводят параллели между советской мифологией и современной информационной войной, которая идет вокруг войны на Донбассе.
«Бульмастиф»
(драма, режиссер Анастасия Буковская, 2020)
Митя — ветеран войны на Донбассе. Он вернулся домой, где чувствует себя лишним и не может найти себя. Парень случайно встречает на улице бульмастифа, который идет за ним. Митя неохотно оставляет его у себя, пока ищет хозяев собаки. Но неожиданно находит нового друга.
Короткометражный фильм «Бульмастиф» — это аллегорическая история о посттравматическом расстройстве и изоляции, к которой он часто приводит. Несмотря на сложную тему, фильм легкий и жизнерадостный. Лента получила специальный диплом жюри Национального конкурса на Киевском международном кинофестивале «Молодость».
«Киборги»
(военная драма, режиссер Ахтем Сеитаблаев, 2017)
Начавшиеся в сентябре 2014 года бои за Донецкий аэропорт длились 242 дня. «Киборгами» украинских военных назвали сами боевики, потому что никак не могли сломить их сопротивление. Военная драма «Киборги» рассказывает о группе добровольцев и их опыте во время воображаемых 10 дней обороны аэропорта.
Фильм может похвастаться экшн-сценами, от которых перехватывает дыхание. Но главное в ленте — разный опыт и мировоззрение военных. В свободное время ребята говорят о философии, истории, литературе и любви к Украине. И все это выглядит удивительно органично, ведь все персонажи получились живыми и объемными. А все благодаря тому, что сценаристка фильма Наталья Ворожбит писала сценарий на основе рассказов военных, участвовавших в событиях.
«Поезд “Киев — Война”»
(документальный, режиссер Корней Грицюк, 2020)
Ночной поезд номер 126, следующий из Киева в Константиновку, часто называют поездом «Киев — Война». Константиновка — маленький прифронтовой городок на востоке, за которым расположена линия фронта. В вагонах поезда собираются разные люди: переселенцы, военные, добровольцы, жители оккупированных территорий и просто путники.
Режиссер фильма Корней Грицюк родился в Донецке и сам часто путешествовал 126-м поездом. Он снял документальный фильм, чтобы показать, что люди с разными социальными статусами и политическими взглядами могут спорить и ругаться, но все они стремятся к одной цели — миру.
- Поделиться: