«Власти нужна контролируемая ЦИК»: мнения экспертов о том, почему Зеленский распускает Центризбирком

Члены Центральной избирательной комиссии во время заседания по результатам выборов президента Украины, Киев, 30 апреля 2019 года
Члены Центральной избирательной комиссии во время заседания по результатам выборов президента Украины, Киев, 30 апреля 2019 годаСиница Александр/УНИАН

Соблюдены ли буква и дух закона в представлении президента о роспуске Центральной избирательной комиссии? Какие причины стоят за намерением властей распустить ЦИК? С этими вопросами hromadske обратилось к экспертам по избирательному праву Александру Черненко, Ольге Айвазовской, Андрею Магере.

Как известно, 10 сентября президент Владимир Зеленский направил парламент представление о досрочном прекращении полномочий ЦИК.

В представлении говорится, что ЦИК «неоднократно проявляла недостаточную взвешенность или даже политическую предвзятость», в подтверждение чего приводится решение ЦИК об отказе в регистрации 28 кандидатов в народные депутаты.

Также в представлении Зеленский вспоминает позицию ЦИК по 169 округу в Харькове, где комиссия не регистрировала кандидатом Александра Куницкого от «Слуги народа», который позже выиграл выборы у Александра Грановского.

Также причиной для роспуска указывается позиция ЦИК по округу 198, где суд отменил регистрацию ЦИК народным депутатом самовыдвиженца Сергея Рудика.

Президент назвал «чрезвычайно странными и непоследовательными» действия ЦИК в одномандатном избирательном округе №198, где результаты выборов не установлены.

Представление президента, его законность и его последствия комментируют эксперты.

Обновлено 13.09.2019: 13 сентября Верховная Рада уволила весь состав Центральной избирательной комиссии. За это решение проголосовал 341 депутат. Этот состав Центризбиркома проработал один год вместо семи.

***

Александр Черненко, депутат 8-го созыва от Блока Петра Порошенко, политолог, эксперт по вопросам избирательного законодательства:

Исходя из буквы закона, у президента есть право при наличии веских оснований обратиться в парламент о досрочном прекращении полномочий членов ЦИК, однако что такое веские основания — закон не говорит.

По моему мнению, причины, которые президент указал в своем представлении, не являются весомыми, а главное — они точно не нарушили избирательных прав граждан: ЦИК провел две избирательных кампании, которые были высоко оценены международными наблюдателями.

В президентской кампании победил оппозиционный кандидат, в парламентской кампании победила партия, которая ранее не была представлена в парламенте — то есть говорить о заангажированности ЦИК предыдущей властью не приходится.

Есть отдельные решения, к которым апеллирует президент в своем представлении, в частности, что ЦИК не выполнила ряд решений судов. Но при этом президент умалчивает, что были взаимоисключающие судебные решения по одному вопросу, и, скажем, выполнив одно судебное решение, ЦИК автоматически не могла бы выполнить другое. Такой, например, была ситуация с 198-м избирательным округом.

Далее была претензия к ЦИК, что она не проверила биографии всех кандидатов, кандидаты внесли недостоверные данные, например, о своей партийной принадлежности. Но на парламентских выборах было несколько тысяч кандидатов, и проверить точность всех биографических данных за такой короткий срок и с таким ресурсом ЦИК физически не могла. Эту норма надо убирать из закона, понимая, что она не реалистична для исполнения.

Эти обвинения являются несущественными и высосанными из пальца, фактически это формальный повод, за которым скрываются другие причины. А именно: новая команда максимально концентрирует власть в своих руках, и орган, который проявил во время избирательной кампании профессионализм и равноудаленность от всех политических сил, даже тех политических сил, которые делегировали многих членов в ЦИК, ее не устраивает.

Почему? Во-первых, впереди очередная или, скорее всего, внеочередная кампания в местные советы. Хотя ЦИК имеет ограниченный инструментарий влияния на местные выборы, но, как минимум, ЦИК формирует областные, городские, территориальные комиссии, ЦИК рассматривает жалобы, ЦИК толкует закон в тех вопросах, где закон не дает четкого ответа.

Во-вторых, нас семимильными шагами готовят к имплементации Минских соглашений, но не в том порядке, в котором они предполагают, что сначала освобождение наших территорий, а затем выборы, а скорее в том порядке, в котором нам диктует это Россия: сначала выборы, а затем — освобождение территорий и вывод войск.

Но если проводить их в соответствии со стандартами ОБСЕ, то пока там будут вооруженные формирования, пока там не будет восстановлен реестр избирателей, выборы проводить нельзя. И любой специалист вам это скажет.

Но, похоже, власти нужна ЦИК, которая не будет задавать лишних вопросов.

И третье. В последнее время от представителей власти слышать о всеукраинском референдуме. Хотя закона «О референдуме» еще нет, вместе с тем очевидно, что этот закон будет принят, и все неудобные вопросы, которые бы могли вызвать недовольство, власть будет протягивать через референдумы. Поэтому на новую ЦИК будет возложена серьезная роль — это, собственно, организация референдумов, которые легитимизировали бы довольно противоречивые решения новой власти.

Заметьте, что для роспуска ЦИК нужно 300 голосов, а для назначения — 226. То есть для назначения ЦИК «Слуге народа» хватает собственных депутатов, а вот для роспуска — нет.

Поэтому мы видим торги в лучших традициях украинского византийской политики.

Есть только два фракции — это «Европейская солидарность» и «Голос», которые заявили, что они при любых условиях не будут поддерживать роспуске ЦИК, поскольку это не демократично и является путем к узурпации власти.

Все остальные фракции готовы дать свои голоса, но хотят за это урвать как можно больше мест в новом составе ЦИК. Плюс хотят гарантии, чтобы ин не кинули. Поэтому блиц-крига не получилось — сегодня за отставку ЦИК не голосовали, торги продолжаются.

***

Ольга Айвазовская, председатель правления Гражданской сети «Опора»:

По нашему мнению, норма закона о ЦИК, основная ст. 31-1 прописана таким образом, что президент при любых мотивировках при наличии 300 голосов в пленарном зале текущего созыва Верховной Рады может отменить полномочия всего состава ЦИК. Поэтому это представление является законным, мотивированным, но недостаточно обоснованным.

С точки зрения изложенных аргументов, а мы проанализировали их на соответствие решениям судов и предыдущим практикам, мы не можем утверждать, что есть обоснованные основания для того, чтобы отправлять весь состав ЦИК в отставку.

Лично я не привязываю такие действия к ближайшим местным выборам, потому что это не тот уровень, когда роль ЦИК является чрезвычайно серьезной. Нужно говорить о цикле различных выборов, досрочных и очередных, как и о проведении референдумов.

Мы не знаем, какая политическая конфигурация или потенциальные договоренности между фракциями и группами могут возникнуть в будущем. Поэтому, очевидно, перезагрузка происходит сейчас, когда потенциал собрать 300 голосов есть.

***

Андрей Магера, юрист, экс-заместитель председателя ЦИК:

Если говорить об основаниях для досрочного прекращения полномочий всего состава ЦИК, то фактические основания выписаны в законе о ЦИК. Закон говорит только то, что представление должно быть мотивированным. Как бы мы ни относились к тем фактам, которые изложены в представлении президента, очевидно, какая-то мотивация там есть. Кто-то с ней соглашается, кто-то нет — это уже другой вопрос.

О правовых основаниях. Согласно Конституции, статье 85, Верховная Рада Украины по представлению президента Украины назначает членов ЦИК на должности и освобождает членов ЦИК от должностей.

Я к чему веду: согласно Конституции парламент назначает должностных лиц и освобождает должностных лиц государственного органа, а не прекращает полномочия состава органа государственной власти как такового, так как это указано в законе о ЦИК. Поэтому с точки зрения конституционности и нормы закона о ЦИК, по крайней мере у меня есть к ней вопросы.

Но справедливости ради надо отметить, что эта норма уже применялась в Украине в 2007 году, когда, вы помните, было досрочное прекращение полномочий всего состава комиссии и назначены новые члены ЦИК.

Если анализировать деятельность действующего состава ЦИК в 2019 году, то мы можем говорить о президентских выборах, которые, по моему мнению, были организованы и проведены самым лучшим образом. Нареканий на работу ЦИК вообще нет.

Что касается парламентских выборов, то, как и президентские выборы, они получили высокую оценку со стороны международных наблюдателей, которые тщательно изучали ситуацию.

Вместе с тем я хотел бы отметить, что действительно у этой комиссии были отдельные ошибки. Это, в частности, касается округа № 169 в Харьковской области, так называемый округ Куницкого-Грановского, где ЦИК приняла ошибочное решение. Но тут ведь тоже вопрос: насколько ситуация в этом округе плюс округе № 198, где до сих пор идет судебная тяжба, насколько эти два факта можно ставить в основу потенциального решения парламента о досрочном прекращении полномочий всего состава комиссии? Можно ли говорить здесь о заангажированности состава ЦИК? Как по мне, здесь по меньшей мере есть вопросы.

Важно понимать, что ЦИК — это орган, который по своему статусу должен быть независимым, беспристрастным, не контролируемым одной из политических сил, одним из высших органов власти. Это орган, который не является подконтрольным ни Верховной Раде, ни Президенту, и он должен оставаться таковым.

Поэтому попытки каждый раз сформировать ЦИК под определенную власть по результатам отдельно взятых выборов — мне кажется, это далеко не позитивный сигнал ни украинскому обществу, ни международному сообществу.